Как бизнес проводит импортозамещение на российском рынке стройматериалов

«Позитивным фактором стало существенное сокращение импортных поставок»

Обновлено 18 октября 2023, 11:40

Коммерческий директор ГК Unitile Владимир Гордеев — о причинах, повлиявших за последний год на динамику стоимости российских строительных и отделочных материалов.

Существенную поддержку российскому рынку стройматериалов в 2022 году оказало то, что девелоперы и частные потребители стремились максимально быстро закончить все начатые проекты, опасаясь значительного роста цен. Также продолжались все государственные программы по строительству, реновации. Кроме того, существенно выросли объемы индивидуального жилого строительства: +21,5% к уровню 2021 года, согласно исследованию агентства IndexBox.

В целом ситуацию в сегменте облицовочной плитки и керамогранита в настоящий момент можно охарактеризовать как стабильную. В прошлом году объем российского рынка снизился на 10%, тогда как в 2021 году он составлял 223,9 млн кв. м. Аналитики связывают это в основном с ухудшением социально-экономической ситуации, инфляцией и падением доходов населения.

Замечу, что опасения насчет роста стоимости стройматериалов были небеспочвенными: цены на плитку и керамогранит в прошлом году выросли в среднем на 20%. В первую очередь это было связано с разрывом привычных цепочек поставок из-за санкций, необходимостью срочно переориентироваться на партнеров из дружественных стран, ростом логистических издержек.

К настоящему моменту и ГК Unitile, и большинство игроков в нашей отрасли, на мой взгляд, смогли преодолеть негативный эффект, связанный с разрывом цепочек поставок из-за санкций. Так, мы нашли новых партнеров, при этом сохранив необходимый уровень качества.

Намного более актуальным для нас, конечно, стал вопрос импортозамещения. По ряду сырьевых компонентов, необходимых для производства, мы уже развиваем сотрудничество с отечественными компаниями. При этом российские производители сырья, оборудования, комплектующих прекрасно понимают, что для них наступило уникальное время, когда освобождаются целые ниши и они могут занять место ушедших иностранных производителей. Постоянно поступают новые предложения по импортозамещению, которые мы внимательно рассматриваем.

В то же время одно из негативных последствий санкций проявилось в том, что многие производители облицовочной плитки и керамогранита приняли решение на время сократить инвестиционные программы и отказались от планов по модернизации или расширению производств. Также есть сложности с поставками комплектующих для оборудования из-за рубежа. Большая часть оборудования закупалась в странах ЕС, в частности в Италии. Сейчас альтернатива — это Китай. Но надо изучить рынок, разобраться, что именно предлагают китайские партнеры, соответствует ли это оборудование нашим запросам. Думаю, чтобы в этом сориентироваться, понадобится некоторое время.

Позитивным фактором для отечественных игроков стало существенное сокращение импортных поставок, которое началось еще в прошлом году.

Согласно оценкам аналитиков, объемы импорта облицовочной плитки и керамогранита в прошлом году упали на 32,3%. Если в 2021 году импорт достигал 56 млн кв. м, то в 2022 году — около 38 млн кв. м. Ушли производители из ЕС, и, хотя их заменили поставщики из Индии, Турции, Китая, Ирана, стран СНГ, доля отечественной керамической продукции в общем объеме потребления выросла до 82,5%. Эта тенденция отчасти продолжается и сейчас. Думаю, что сокращение импорта поможет отечественным производителям закончить и этот год с плюсом.

Вместе с тем политическая и экономическая реальность постоянно меняются, поэтому важно отслеживать все изменения и понимать, с чем мы можем столкнуться дальше. Для ГК Unitile на уровне управления мы выбрали следующую стратегическую линию: компания должна быть способна оперативно отреагировать на любые изменения, даже на те, которые мы сейчас не в состоянии спрогнозировать. Для этого нужна гибкость, просчет различных вариантов, чтобы можно было оперативно перестроиться.

В том числе и с этой целью мы решили более тщательно отнестись к позиционированию портфеля брендов ГК Unitile. Особое внимание уделим продвижению флагманского бренда Gracia Ceramica, планируем в этом году увеличить его долю в нашем портфеле.

По нашему мнению, в сегменте «мидл» и «мидл плюс» (а именно к этому сегменту относится Gracia Ceramica) сейчас существуют наибольшие перспективы для производителей.

В России есть категория потребителей, которые готовы вкладываться в качественную плитку и керамогранит, — в конечном счете, россияне делают ремонт в среднем раз в десять лет, и такие вложения оправданны. Однако импортная продукция стала менее доступной. Например, стоимость той же итальянской плитки, которая сейчас все-таки поставляется в Россию, существенно выросла. Поэтому потребители вынуждены искать альтернативу, а наши коллекции по дизайну, качеству ни в чем не уступают иностранным аналогам.

Также в начале этого года мы перезапустили бренд «Шахтинская плитка». Он давно существует на рынке и, согласно опросам потребителей, уже считается «народной маркой». Еще один бренд — Маркинский кирпичный завод, который производит облицовочный керамический кирпич.

Сбалансированный портфель позволит нам более гибко откликаться на ситуацию со сбытом. Например, если какой-то из наших каналов сбыта (а к ним относятся DIY-сети, специализированная розница, и проектные продажи, в основном работа с девелоперами) показывает рост или снижение, мы всегда сможем сделать соответствующее продуктовое предложение.

В целом позитивно оцениваю текущие перспективы отечественных производителей облицовочной плитки и керамогранита. Самые сложные моменты уже позади. Люди привыкли к новым условиям, научились в них работать. Несмотря на то что аналитики прогнозируют некоторый спад отрасли по итогам года, в пределах 2–5%, я не считаю его критичным.

В нынешней ситуации особенно возрастает роль партнерских отношений между всеми участниками строительной отрасли. Стройка и производство строительных материалов — это большой сектор, один из важнейших для экономики. Сейчас не время тянуть одеяло на себя, важно уметь находить компромиссы.

Например, в прошлом году большинство наших партнеров, в том числе DIY-сети, пошли нам навстречу в вопросах условий поставок. В итоге и наша компания, и партнеры только выиграли от такого решения. Это хороший пример, когда стороны объединили усилия ради общей цели и все остались в плюсе.

Чем известна ГК Unitile

Один из ведущих российских производителей строительных и отделочных материалов с двумя заводами в Ростовской области, одним в Воронеже и собственным карьером по добыче глин.

Поделиться