Глава «Башкирской содовой компании» — о состоянии химпрома в России

«Кластерный механизм — ключевой фактор развития химпрома»

Обновлено 18 октября 2023, 11:34
пресс-служба
Фото: пресс-служба

Как сегодня развивается российская химическая отрасль, рассказал глава химического холдинга и генеральный директор «Башкирской содовой компании» и Березниковского содового завода Эдуард Давыдов.

— Как вы оцениваете в целом состояние химической промышленности России?

— Учитывая то, на что был сделан расчет санкционной политики, наша промышленность показала устойчивость к большинству рисков. У западных стран активно закупались химические продукты, оборудование, комплектующие, технологии — санкции оборвали поставки этих товаров. Значимые для экономики крупнотоннажные и среднетоннажные химические производства могли остановиться из-за отсутствия добавок и катализаторов, если бы не альтернативные поставщики дружественных стран и развивающиеся отечественные проекты «малотоннажки».

С такой ситуацией столкнулось производство ПВХ, входящее в наш химический холдинг и являющееся одним из лидеров в сегменте: с весны 2022 года поставки в Россию необходимых аддитивов, инициаторов полимеризации западные страны заблокировали. Это привело к снижению нагрузок в выпуске продукции. Благодаря оперативной настройке нового канала поставок инициатора из КНР мы возвращаемся к прежним объемам производства. Подобные трудности испытало большинство компаний, у которых были долгосрочные связи с европейскими поставщиками.

— Обязательно ли снова искать решения в сфере импорта?

— Стратегическими вопросами, решение которых влияет на технологический суверенитет нашей страны, заниматься нужно самим. А именно — развитием производств малотоннажной и среднетоннажной химии, производством продукции, имеющей критическое значение для обеспечения полимерной промышленности, нефтепереработки и нефтехимии, освоением инновационных видов продукции. Химическая промышленность — базовая, востребованная всеми другими отраслями хозяйства.

Нельзя забывать про человека труда. Одно новое рабочее место в химической отрасли создает восемь новых мест в других секторах экономики.

— Каким образом отдельные предприятия могут быть вовлечены в решение отраслевых задач?

— Разрозненности можно противопоставить кооперационные связи для восстановления производственных цепочек химической отрасли.

Сегодня со стороны Минпромторга России предпринимаются все усилия для оперативного решения вопросов импортозамещения наиболее востребованных продуктов. И самое главное, есть понимание, что нужно развивать крупные центры химической отрасли с цепочками взаимосвязанных производств.

Согласно утвержденной Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года, в качестве приоритетных инструментов государственной поддержки при строительстве новых и модернизации действующих производств обозначены механизмы кластерного развития. Модель кластера наиболее эффективна особенно в случаях наличия сложных производственных цепочек: сырьевая база, производства первого передела, производства высокого передела, реализация произведенной продукции. Можно сказать, что кластерный механизм — ключевой фактор развития химпрома.

— Именно по такому пути идет ваш холдинг?

— Абсолютно. Находясь в постоянных консультациях с Минпромторгом РФ, мы двигаемся именно в этом направлении. В рамках кластерного подхода мы имеем возможность максимально рационально использовать все ресурсы. Побочный продукт одного производства зачастую является сырьем для другого. В итоге достигается большая синергия взаимодействия химических производств.

Еще один плюс кластеров — возможность создания гибких линий, которые в зависимости от потребности смогут производить пять–десять различных видов продукции. У нас в группе фактически созданы содовый, титановый, нефтехимический кластеры, а также кластер минеральных удобрений. В содовом производстве мы уже запустили линию по переработке дистиллерной жидкости. Получаем ценный продукт — хлористый кальций, а плюс еще и рекультивант. На одном из наших предприятий этой весной получена первая партия качественного минерального удобрения. При этом мы оптимизировали схему восполнения аммиака на другом предприятии и уже не возим аммиачную воду, а готовим ее на соседнем предприятии. По сути, благодаря созданию единой вертикальной структуры мы снижаем текущие издержки за счет объединения и оптимизации различных технологических и организационных процессов (от выстраивания общей логистической схемы и внедрения единых систем менеджмента качества до сокращения числа управленческих и вспомогательных функций). Одновременно с этим единая система производства и продаж становится более адаптивной к требованиям рынка, ускоряется процесс вывода новых продуктов с требуемыми параметрами качества, увеличивается технологический и конкурентный потенциал компаний, входящих в вертикально интегрированную структуру.

Мы активно развиваем научно-продуктовый центр, который сосредотачивает свои усилия на поддержке бизнеса — в части совместной разработки будущих продуктов с учетом потребностей клиента, подбора продуктов, их технологическое сопровождение и внедрение. Большую роль сыграет взаимодействие научно-продуктового центра с продуктовыми центрами клиентов в совместных разработках перспективных продуктов, а также для того, чтобы обеспечить функциональные особенности продукта по требованиям потребителя. «Интеллектуальное ядро» центра — НИОКР. По каждому кластеру должны вестись исследования и разработки технологий, в том числе чтобы задействовать сырьевые компоненты внутри кластера. Также научно-производственный центр будет задействован в разработке технических регламентов и стандартов продукции, нормативно-технической базы новых продуктов, формировать защитные барьеры от недобросовестных поставщиков.

В целом по таким аспектам мы будем работать, решая ровно те задачи, которые ставит перед нами рынок. Наша цель — способствовать экономическому развитию страны, основываясь на принципах конкурентоспособной рыночной экономики.

Наша компания — один из крупнейших глобальных химических холдингов, ведущий производитель ключевой продукции, востребованной в разных отраслях. Собственные технологии предприятий, входящих в холдинг, могут составить конкуренцию зарубежным производствам.

— Есть ли сегодня условия для подъема химиндустрии?

— Акцент на развитии именно химической отрасли позволяет сделать мощный и быстрый рывок вперед. Напомню, что модернизация отрасли в 1950–1960-е годы дала мощнейший толчок к развитию всей экономики нашей страны. Ресурсами Россия по-прежнему богата, а наши молодые химики регулярно входят в рейтинги наиболее перспективных молодых ученых. У России есть все шансы вновь стать лидирующей химической страной.

Поделиться