Как изменился рынок юридических услуг после ухода западных компаний

«Здоровая конкуренция должна существовать, это залог успеха в бизнесе»

Обновлено 18 октября 2023, 11:26
Игнат Козлов для РБК
Фото: Игнат Козлов для РБК

Как изменился российский рынок юридических услуг после ухода иностранных компаний, рассказала глобальный управляющий партнер юридической фирмы Better Chance Виктория Борткевич.

— Как за последний год изменился юридический рынок, если рассуждать о структуре бизнеса и запросах клиентов?

— Многое поменялось для бывших представительств иностранных компаний, которые перешли в российский формат. Одни команды основали собственные фирмы, другие пошли по пути «юридических бутиков». Процесс трансформации еще не завершен, мы по-прежнему наблюдаем переходы команд и отдельных юристов, появляются новые фирмы. Несмотря на то что было очень много сделано за прошедший год, рано говорить о том, что все определились с выбором дальнейшего пути.

Если говорить о нашей команде, то, объединившись с коллегами (юридическая фирма Better Chance объявила о старте работы 1 июня 2022 года, в ее состав вошли партнеры из команд сразу нескольких иностранных юрфирм, имевших представительства в РФ: Clifford Chance, Allen & Overy, Herbert Smith Freehills, Linklaters, Morgan, Lewis & Bockius, Squire Patton Boggs), мы усилили отдельные практики, в частности корпоративную и государственно-частного партнерства (ГЧП), сформировали новую практику разрешения споров и международного арбитража, что позволило продолжать эффективно консультировать клиентов по всему спектру юридических вопросов. Наличие практик банковского права и финансирования, корпоративной практики, практики ГЧП и развития инфраструктуры с такими сильными, отдельно выделенными направлениями, как проектное финансирование, недвижимость и строительство, транспортный сектор и частные активы, налогообложение и различные регуляторные вопросы, а также практики разрешения споров позволяет нам оказывать полноценный и всеобъемлющий юридический сервис. Подобная структура компании — сознательный выбор в пользу объединения усилий партнеров с огромным опытом сопровождения самых значимых национальных и международных проектов. Каждый из 12 партнеров отвечает за свое направление, но параллельно идет плотное взаимодействие между практиками. В результате мы можем закрыть любой запрос клиента. Таким объединением мы добиваемся больших результатов, и в этом наше конкурентное преимущество — на рынке сегодня мало юридических фирм, способных предоставить клиенту комплексную экспертизу по всем основным отраслям права.

— Когда бизнес в первую очередь идет к дорогому юристу-консультанту?

— Когда стоит сложная задача. Например, необходимо провести анализ вновь принятого законодательства или требуется разработать новую юридическую структуру или документацию для бизнеса. То есть когда нужно решить комплексный вопрос, в котором консультация создаст добавочную стоимость к экспертизе клиента. Второй момент — помощь в рамках конкретного проекта, где у клиента «не хватает рук». Разительных перемен по сравнению с прежними требованиями бизнеса я не вижу, но существенно выросла срочность запросов.

Сегодня идет переход на российское право. По моим оценкам, сейчас в английском праве остались 15–20% сделок — в основном это не новые проекты. По российскому праву делается большинство сделок по финансированию — это проектное финансирование, синдицированное кредитование. Английское право при этом используется, например, при финансировании приобретения и продажи крупных активов — морских судов, самолетов, в том числе частных. В английском праве остаются некоторые корпоративные сделки, которые необходимы рынку для выхода иностранных акционеров.

Движение финансового сектора продолжится: структуры бизнеса меняются, на рынке появляются новые инвесторы, которым интересно вкладывать деньги в производство, в том числе в строительство инфраструктуры. У иностранцев из дружественных юрисдикций есть интерес к инвестированию капиталов и трудовых ресурсов в российский рынок. Пока это интерес чаще на уровне исследований — они изучают рынок и возможности, заказывают разного рода обзоры, в том числе юридические. Надеюсь, скоро это превратится в реальный бизнес.

Значительное место, разумеется, занимают санкционные вопросы. Будет и дальше востребован арбитраж — как внутрироссийский, так и международный. При разбирательствах за рубежом сегодня не всегда стоит задача призвать противоположную сторону к ответу, а также обозначить свою позицию и выстроить защиту при взаимодействии с недружественными странами и компаниями. Чтобы перенести разбирательство в российский суд из международного арбитража, компании может хватить внутренних юридических ресурсов, но при необходимости судебного разбирательства за границей как раз и нужны консультанты как связующие звенья.

— Как сегодня строится работа с иностранными юристами?

— Объективно потребность в них сохраняется: это и переворот иностранного права в российское в договорах, и работа с иностранным законодательством, и далеко не всегда это английское право. Мы находим пути, чтобы помогать клиентам с этим блоком работы, взаимодействуем с партнерами и в европейских, и в азиатских странах. Актуален тренд на коллаборации — доступ к зарубежной экспертизе не обязательно нужно обеспечивать через собственное представительство.

— Нужны ли ограничения для иностранцев на юридическом рынке России?

— Я не вижу смысла ограничивать конкуренцию. Здоровая конкуренция должна существовать, это залог успеха в любом бизнесе. Если иностранные юридические фирмы захотят зайти и привнести то, что по каким-то причинам на российском рынке не существует, почему нет? Но они должны точно так же регулироваться, как и все остальные компании отрасли.

К возникающим предложениям по регулированию юридической профессии отношусь в целом позитивно. Можно дискутировать о том, следует ли решать этот вопрос в формате адвокатской монополии, но то, что регулирование необходимо, — это факт. Если ты не оказываешь услуги надлежащего качества, это должно иметь законодательно закрепленные последствия. При этом регулирование профессии должно сопровождаться не только правилами для консультантов, но и соответствующей защитой, аналогичной режиму адвокатской тайны.

— Как изменился клиентский портфель и каковы стратегические цели фирмы?

— Не могу сказать, что состав клиентов сильно изменился. Мы объединили партнеров из различных фирм и практик, и большинство «исторических» сделок и клиентов, с которыми каждый из нас работал, сохранились. Появляются новые клиенты — особенно часто вопросы возникают по сделкам с точки зрения отказа от английского права. Есть в том числе клиенты, которые ранее пользовались услугами международных юридических фирм, а сегодня нуждаются в помощи в сложных вопросах российского регулирования.

Если говорить о целях, с одной стороны, будут расти практики, мы планируем значительно увеличить количество юристов. С другой — есть планы по выходу на зарубежный рынок. Наша стратегия — быть всегда рядом с клиентом. Мы ищем оптимальный формат, чтобы помочь клиентам выходить на новые рынки. Карта интересов бизнеса динамично меняется, и возникает необходимость в инфраструктуре на месте, которую мы и готовы обеспечить. Структура внутри компании уже продумана. Я буду отвечать за развитие международной части нашего бизнеса в роли глобального управляющего партнера. Управляющим партнером московского офиса с 1 июня стал Александр Аничкин.

— На иностранные юрфирмы с точки зрения и профессионализма, и корпоративной культуры смотрели как на образец. Как «наследникам» не растерять этот актив?

— Это задача, которую мы ставили перед собой изначально. Уделяем большое внимание развитию нашей команды. У нас есть Академия Better Chance, мы воспитываем кадры: разработали образовательную программу для студентов российских вузов, читаем лекции, организовываем сотрудничество с юридическими вузами, проводим семинары и мастер-классы. Мы искренне считаем, что люди — наша главная ценность. И благодаря усилиям в этом направлении видим, что наша команда обогащается новыми высококвалифицированными и ценными участниками.

Для выявления конфликта интересов мы придерживаемся строжайших правил, стараемся правильно интерпретировать санкционные ограничения. Выстроили ИT-инфраструктуру, работаем над брендом и добились больших успехов за этот год. Дело каждого партнера — этот бренд развивать, поддерживать и делать его все более узнаваемым. Это произойдет естественным путем, если мы будем профессионально работать и соблюдать правила игры на рынке консультационных услуг. Сегодня в наших руках есть все инструменты, для того чтобы успешно развиваться дальше.

Поделиться