Как российский бизнес переводит процессы в облако

Компании все больше доверяют облакам

Обновлено 18 октября 2023, 11:22
Shutterstock
Фото: Shutterstock

Российский рынок облачных сервисов увеличивается почти на треть в год. По мере роста цифровой зрелости бизнеса в облака идут и те компании, которые еще недавно доверяли работу с данными только собственной инфраструктуре.

Сектор облачных решений, когда компания использует сервисы стороннего провайдера, представляет собой один из самых динамичных сегментов IТ-рынка. Хотя на облачные технологии в России приходится лишь 5,7% IТ-рынка, что вдвое меньше показателя по миру, темпы их внедрения составляют около 30% в год, согласно исследованию облачной зрелости российского бизнеса, проведенному компанией «Технологии доверия» по итогам 2022 года. В облака идут компании, ранее использовавшие исключительно собственные серверы, что помогает экономить 20–30% затрат в сравнении с размещением тех же нагрузок, что в локальной инфраструктуре, говорится в исследовании.

Миграция в отечественные сервисы

Катализатором развития облачных сервисов за последний год стал уход из России глобальных провайдеров, годами осваивавших российский рынок. Участники объединения отечественных разработчиков программного обеспечения «Руссофт» отмечают однозначный тренд перехода на российские решения. «Российские компании-потребители просчитывают риски и планомерно работают над их устранением», — говорит руководитель направления облачных продуктов компании «Рексофт» Артем Яговитин.

Постепенное перемещение рабочих нагрузок на российские платформы происходит в том числе и из тех облачных сервисов, которые еще не ушли из нашей страны. «В пользу перехода играет комплекс факторов: сложность или даже невозможность оплаты за рубеж, санкционные риски, законодательные требования и наличие вполне конкурентоспособных российских сервисов», — подтверждает генеральный директор компании «Аплана Диджитал» Елена Меньшенина. Директор по облачным и инфраструктурным решениям «МегаФона» Александр Осипов замечает, что основной спрос на западные облачные решения и до перехода приходился на подразделения зарубежных компаний, работавших в России. «Отечественные компании и не могли многое выносить в зарубежные облака по нормам законодательства, предусматривающим хранение персональных данных в дата-центрах на территории РФ», — объясняет эксперт. «Западные провайдеры облачного софта были среди первых, отказавшихся от предоставления услуг россиянам, инфраструктурные компании уже последовали за ними. В конце концов у многих истекли и не стали возобновляться текущие контракты. Сейчас среди российских пользователей иностранных облаков в основном международные компании, которым нужна инфраструктура в других странах», — соглашается директор по аналитике АНО «Цифровая экономика» Карен Казарян.

Тем не менее потенциал рынка был и остается большим, рассуждает Александр Осипов, поскольку до сих пор далеко не все компании осознали, что существует быстрая и безопасная альтернатива использованию собственной инфраструктуры. Среди лидеров миграции в облака эксперт отмечает компании с госучастием, структуры из сферы коммуникации и IТ, ретейла, финансового сектора, науки и образования.

Оборудование доедет

На фоне санкционного напряжения с весны прошлого года участники рынка и потребители услуг наблюдали всплеск цен на облачные решения на 30–60%, вызванный колебаниями курса и трудностями с закупкой оборудования для облачных операторов. «Рост цен показал, что ограничение сейчас, скорее, именно на стороне предложения, так что вопросы, связанные с оборудованием, уже ограничивают рост сегмента», — полагают в «Цифровой экономике». По мнению Карена Казаряна, особенно остро стоит вопрос со специализированным оборудованием, включая чипы Nvidia, Intel SGX и т.д. Также ограничивающим фактором, по его мнению, являются закупки систем хранения данных. В приоритете — поставка аппаратных средств, расширение текущих инсталляций и пересмотр процессов по обеспечению отказоустойчивости и своевременной замены оборудования.

«Облачные провайдеры перестроили свои цепочки поставок, спрос на оборудование стабилизировался, и провайдеры продолжают ритмичную работу», — уверен Артем Яговитин.

Облака в ассортименте

Сложности с поставками оборудования не мешают участникам рынка развивать ассортимент облачных услуг. Структурно решения принято подразделять на три подсегмента: Saas (от англ. Software as a Service — ПО как сервис), PaaS (от Platform as a Service — платформа как услуга) и IaaS (Infrastructure as a Service — инфраструктура как сервис). «Пока большинство провайдеров в той или иной мере на 90% предоставляют услугу IaaS», — комментирует Артем Яговитин. В «МегаФоне» подтверждают доминирование инфраструктурных облачных решений к платформенным в соотношении 10 к 1, но отмечают растущий продуктовый набор из услуг по обеспечению защищенного облака, высоконагруженных сервисов и кибербезопасности.

Набор облачных предложений может вскоре расшириться за счет решений в областях искусственного интеллекта и финтеха, в частности банкам-операторам цифрового рубля может потребоваться облачная инфраструктура для обработки транзакций. Александр Осипов считает, что в ближайшей перспективе компании еще могут оставаться в контуре собственных разработок и инфраструктуры, если речь идет об элементах критической инфраструктуры, но в сфере массовых решений, используемых компаниями вне специализированных приложений, целесообразнее пользоваться мощностями и компетенциями облачных провайдеров.

Безопасность облаков

Ключевым барьером для развития рынка, по мнению опрошенных экспертов, остается нежелание клиентов доверять хранение своих данных сторонним разработчикам. В этом случае нужно обращать внимание на сертификацию облачного провайдера и инфраструктуры, которую он предлагает, частоту прохождения аудитов безопасности.

«Мы изначально фокусировались на аттестации по наивысшему уровню защищенности персональных данных УЗ 1 и наивысшему требованию по информационной безопасности К1. Это позволяет работать с госкомпаниями, банками и другими организациями, к информационным системам которых регулятор предъявляет повышенные требования безопасности, — подчеркивает Александр Осипов. — Программное обеспечение для оказания облачных услуг изначально настроено так, что мы не имеем доступа к данным, это значительно снижает риск утечек по вине провайдера». Эксперт прогнозирует, что сервис, осуществляемый облачными операторами на базе крупных инфраструктурных игроков, в ближайшие годы будет все более востребованным.

Поделиться