Как корпорации ищут инновации у стартапов

Корпорации в поисках инноваций

Обновлено 18 октября 2023, 11:13
Shutterstock
Фото: Shutterstock

Крупный бизнес помогает молодым компаниям масштабировать идеи и развивать перспективные продукты, одновременно укрепляя собственные позиции на рынке.

До 2022 года российская стартап-экосистема показывала рекордное развитие. К концу 2021 года, по данным МТС, объемы рынка российского венчура составили почти $1,8 млрд на 217 сделок, это были беспрецедентные показатели. Однако с весны прошлого года ситуация изменилась в худшую сторону. По оценкам Фонда развития интернет-инициатив, рынок венчурного финансирования на сегодня сократился в десять раз. Как отмечают в Российской ассоциации венчурного инвестирования (РАВИ), заметная часть венчурных инвесторов покинули рынок или реструктуризировали бизнес-фондов и портфельных компаний; практически не осуществляются инвестиции в новые проекты и в расширение деятельности со стороны Российской венчурной компании и «Роснано». Стали недоступны традиционные источники иностранного капитала. «Компания должна фактически выбирать направление развития: работать приоритетно на внутрироссийском рынке либо развиваться на глобальном уровне. В последнем случае нужно демонстрировать зарубежным инвесторам уход с российского рынка. Это такая сложная дилемма на самом старте», — говорят в РАВИ.

Венчур осваивает новые ниши

В то же время уход из России ряда международных компаний открыл новые ниши — в частности, путешествия, b2b-софт, программное обеспечение (ПО) для промышленности и энергетики, облачное ПО, искусственный интеллект и машинное обучение. «В этих нишах появляются новые игроки, также в них растет активность стратегов, отмечается рост M&A-активности (сделок слияния и поглощений. — РБК+)», — комментирует директор по инновациям и инвестициям МТС Дмитрий Курин.

Например, в сегменте кибербезопасности и ИТ в целом ситуация с получением поддержки, в том числе финансовой, за последний год стала намного лучше, рассказывает Алексей Горелкин, гендиректор компании Phishman — российского разработчика автоматизированных систем анализа, тестирования и обучения сотрудников компаний методам защиты от кибератак.

Сегодня стартапам доступны многие эффективные меры поддержки со стороны государства, соглашается Антон Драчев, основатель и гендиректор Airo — сервиса по предоставлению бытовых услуг. Это, например, всевозможные гранты от институтов развития, спонсирование до 50% вкладов частных инвесторов через программу «Сколково», освобождение от уплаты значительной части налогов для инновационных компаний, компенсация части страховых взносов за 2023 год для участников «Сколково», отсрочка по уплате налогов за второй квартал 2022 года и другие. Существенным минусом этой системы является слабая информированность бизнеса о мерах поддержки, недостаточная их популяризация, отмечает консультант по инновациям и управлению изменениями Людмила Булавкина (в числе ее клиентов — «Газпромнефть», «Транснефтьэнерго», «Эксмо»).

Стартапы нуждаются и в стимулировании спроса на венчурном рынке со стороны инвесторов, считает Антон Драчев: «Такой спрос возникнет, если инвесторы увидят больше потенциальных покупателей стартапов — крупных корпораций. Также необходим развитый фондовый рынок и его важный сегмент — рынок первичных публичных размещений (IPO)». Государству, по его мнению, нужно максимально быстрыми темпами укреплять фондовый рынок и помогать крупным частным компаниям — с оборотом от 50 млрд руб. — становиться корпорациями.

От акселераторов — к точечным сделкам

Директор Бизнес-инкубатора ВШЭ Нина Феодосиади уже сейчас отмечает рост интереса крупного бизнеса к сотрудничеству со стартапами: «Компании пытаются искать возможности для коллабораций со стартапами, проявляют активный интерес к отдельным продуктам или решениям, иногда нанимают целые стартап-команды для того, чтобы они внедряли внутри корпорации те или иные решения». Людмила Булавкина добавляет, что интерес к стартапам проявляет и средний бизнес. По ее информации, если в сегменте крупного бизнеса со стартапами работают 90% компаний, то в среднем — около 30%, что тоже достаточно много. Во многих компаниях появляются департаменты инноваций, программы акселерации, школы продактов для сотрудников.

Компания МТС в числе первых российских корпораций внедрила системный подход к работе со стартапами. В структуре оператора создан отдельный центр инноваций и инвестиций — MTS StartUp Hub. Изначально флагманским проектом центра был корпоративный акселератор. Однако в 2021 году центр отказался от такого формата в пользу точечного подхода в работе со стартапами. Сейчас он ориентирован на сотрудничество со зрелыми проектами, у которых уже есть продукт — как правило, раунд А+ или B, оценки успешной реализации (трекшн), выручка от 50 млн руб. и желание масштабироваться.

С момента старта активной работы со стартапами в центр инноваций поступило около 7 тыс. заявок от разных проектов: 300 из них вышли на этап интервью и 120 завершили акселерационную программу. «В портфеле нашего венчурного фонда сейчас девять компаний, четыре из которых получили инвестиции за прошлый год и первый квартал 2023 года. Фонд инвестирует в компании до $5 млн в рублевом эквиваленте», — поясняет Дмитрий Курин.

В числе приоритетных отраслей MTS StartUp Hub рассматривает сегменты путешествий (travel), кибербезопасности, маркетинга и рекламы (MarTech и AdTech). «Эти направления динамично растут, и здесь есть пространство для появления уникальных технологий, благодаря которым можно изменить правила игры и распределение сил на этих рынках», — говорят в компании.

Так, в прошлом году венчурное подразделение центра инноваций и инвестиций MTS StartUp Hub инвестировало в платформу для всестороннего развития интеллекта детей LogicLike, теперь интерактивные онлайн-курсы и игры доступны абонентам подписки «Нетариф Junior». Также МТС выкупила права на медиаплатформу «Тонкости Туризма» и пригласила команду развивать проект дальше вместе с экосистемой. Цель — рост аудитории онлайн-журнала и витрины с отелями, а также рекламной выручки МТС Travel. Корпоративный венчурный фонд также инвестировал 90 млн руб. в компанию Phishman. По итогам сделки продукты Phishman войдут в портфель управляемых сервисов кибербезопасности МТС RED. Кроме того, объектом инвестиций на перспективное развитие технологии «умного дома» стал сервис бытовых услуг Airo. Всего в 2023 году венчурный фонд МТС планирует вложить в стартапы до 1 млрд руб.

В компании также говорят о готовности оказать менторскую и экспертную поддержку проектам, где есть интересная технология без product-market-fit (соответствия продукта потребительским запросам). «Мы можем взять умных ребят с технологией, но без продукта и, например, приземлить их в наш технический блок, департамент искусственного интеллекта или big data», — говорит Дмитрий Курин.

Обоюдный выигрыш

По мнению экспертов РАВИ, одно из преимуществ, которые крупный бизнес получает от взаимодействия со стартапами, связано с соприкосновением с более динамичной средой. «Любая крупная компания рано или поздно достигает точки, когда внутри нее невозможно создать ничего нового. Проще купить стартап, это будет дешевле и, скорее всего, уже будет работать», — убежден Алексей Горелкин. Кроме того, как подчеркивают в РАВИ, стартаперы, как правило, выходцы из сфер, близко контактирующих с научной средой. С помощью инноваторов со стороны можно отслеживать тенденции появления disruptive innovation (инноваций, меняющих рынок), что критично для любого бизнеса, а также обеспечить более динамичный темп работы. Для стартапов, в свою очередь, крайне важен доступ к площадке крупной компании для тестирования своих решений. «Это может быть клиентская база, оборудование либо техпроцессы. Другими словами, возможность встроить это решение, адаптировать под бизнес-задачи компании», — отмечает Нина Феодосиади.

По словам Дмитрия Курина, для проектов, обладающих перспективами быстрого роста и синергии с бизнес-направлениями МТС, компания готова предоставить доступ к 13,9 млн клиентов экосистемы компании, каналам продаж, API, экспертизе. В частности, компании Phishman, по словам Алексея Горелкина, такое партнерство обеспечило доступ к услугам высококвалифицированных специалистов — очень дорогим в обычном режиме, помогло выстроить четкое бюджетирование, создать финансовую подушку, перейти к более амбициозной бизнес-стратегии. Компания LogicLike, по словам ее CEO и coфаундера Матвея Олевинского, нашла недорогое дополнительное финансирование. А для Airo, как говорит Антон Драчев, полезной оказалась широкая сеть контактов, которая помогла выйти на новые бизнес-партнерства и привлечь новых инвесторов. Эксперт также отмечает опцию юридической и финансово-консалтинговой помощи от МТС.

Поделиться