Прошлый год стал неоднозначным для многих российских компаний, в том числе фармацевтических, и заданные им тренды сохраняются сегодня. С одной стороны, отечественные игроки получили стимул для развития, с другой — уход западных компаний вызвал неизбежные перебои с логистикой, поставками и другие трудности. К тому же на российском фармрынке по-прежнему наблюдается зависимость от импорта.
В итоге впереди оказались компании, которые еще раньше смогли наладить контакты с партнерами из Азии. У них оказался задел для развития в условиях, когда усложнилось взаимодействие с Западом. Остальным пришлось перестраивать процессы на лету, искать новых поставщиков сырья и новые решения методом проб и ошибок. Это серьезный вызов, но не единственный.
Из-за того, что некоторые крупные компании свернули программы долгосрочных инвестиций, многие запланированные исследования по новым препаратам были остановлены. В связи с прекращением клинических исследований этих лекарственных препаратов западных фирм через пять-десять лет Россия может оказаться без примерно 300 инновационных препаратов, которые сейчас начинают исследоваться.
Но несмотря на все сложности, прошлый год оказался для фарминдустрии успешнее, чем ожидалось, — многие компании смогли выйти из него в плюсе или с минимальными потерями.
Российские фармпроизводители продолжают выпускать препараты даже в условиях санкций. Идет не только стабилизация производства и логистики, но и вывод на рынок новых отечественных лекарств. Это наша главная задача — наладить отечественное производство, чтобы отвечать на запросы потребителей собственными силами. Создание инноваций станет важным инструментом для формирования конкурентных преимуществ, и компании, которые уделяют этому направлению должное внимание, в ближайшие годы будут задавать тон на рынке.
Сегодня основная тенденция на фармацевтическом рынке — трансформация ее участников, а также перестройка маркетинговых активностей.
Меняются логистические цепочки, пул партнеров, модели работы с розницей. Влияние на эти процессы оказывает в том числе экономическая ситуация в стране, а также действия государственных регуляторов, призванные стимулировать работу отрасли.
Важнейшим драйвером рынка остается наблюдаемый год за годом рост цен, которые за последнее десятилетие увеличились на 70%. При этом растут обороты БАДов и рецептурных препаратов, а в сегменте безрецептурных средств наблюдается некоторый спад. Снижается и доля оригинальных препаратов, тогда как доля дженериков растет. Отчасти это объясняется скачком цен, а также процессами импортозамещения.
Еще один важный тренд — переход покупателей в онлайн. Все больше потребителей приобретают лекарства в интернет-аптеках, а примерно половина россиян сегодня делает покупки исключительно в них.
Конечно, построить эффективный фармбизнес, игнорируя этот тренд, нельзя. Наша компания работает активно с этим каналом коммуникации и продаж. «Алцея» одной из первых на фармрынке запустила работу по построению дистрибуции со всеми крупными e-com-игроками, и сегодня наши продукты представлены в 95% из топ-50 аптек, у которых есть электронные площадки. Мы также одними из первых на рынке запустили rich-контент, чтобы предоставить максимум информации о наших продуктах аудитории. В результате доля продаж «Алцея» в e-com составляет 12,7% (тогда как средний показатель по фармрынку, по данным DSM Group, — 11,4%).
Все более важную роль начинают играть маркетплейсы — туда потребители все чаще приходят за покупкой БАДов. А следствием интереса к маркетплейсам и онлайн-аптекам стало развитие доставки препаратов на дом.
Продолжает расти доля digital в маркетинг-сплите, и фарма уже уходит от имиджа «догоняющей» индустрии. Рост конкуренции фармбрендов в сети стимулирует развитие новых форм и каналов. Фарма уже сама задает тренды, а также впитывает лучшие практики из FMCG и ретейла.
Для успешного ведения бизнеса важна и цифровизация — цифровые решения упрощают операционную деятельность, коммуникацию внутри коллектива и в целом повышают эффективность процессов. Наиболее дальновидные компании создают собственные IT-решения.
Наша компания не только активно использует последние разработки в области отчетности и анализа данных и внедряет их в ежедневные бизнес-процессы, но и разработала собственную уникальную BI-систему.
Эта система аккумулирует внешние источники данных (аудиты рынка IQVIA, AlphaRM) и внутренние (отчетность по закупкам, продажам и стокам более чем 70 клиентов). На основе сквозной аналитики выстроена единая система метрик и KPI, она объединяет все функции внутри компании, и с ней мы работаем ежедневно. Мы также используем собственный инструмент долгосрочного и среднесрочного планирования объемов продаж (S&OP Tool).
Разумеется, эффективный бизнес-подход не ограничивается цифровизацией процессов. Сегодня мы переживаем эпоху нестабильности, когда сложно прогнозировать даже на несколько месяцев вперед, поэтому так важно уметь быстро реагировать на внешние изменения и принимать бизнес-решения. Компании «Алцея» помогают в этом принципы agile, в основе которых лежит идея гибкого подхода к созданию продукта и управлению проектами.
Инструменты agile упрощают процессы, позволяют активно пользоваться обратной связью от всех вовлеченных участников, дают сотрудникам больше полномочий и пространства для принятия решений.
Мы внедряем эти инструменты на всех уровнях — от работы с внешними поставщиками и внутренних взаимодействий в коллективе до планирования общей стратегии компании. При этом мы фокусируемся на нуждах, запросах и интересах наших потребителей и стараемся их удовлетворить максимально быстрым и эффективным способом.
Чем известна компания «Алцея»
«Алцея» — современная фармацевтическая компания со штаб-квартирой в Москве. Ранее входила в состав Acino International, с ноября 2023 года работает в России как самостоятельный бизнес под новым брендом.
Реклама. ООО «АЦИНО РУС», erid: 4CQwVszH9pWvJdhLiSL