Новости партнеров , Весь мир ,  
0 

«Триколор ТВ» успешно борется с пиратами

Фото: Триколор ТВ
Фото: Триколор ТВ
Кардшаринговые схемы вредят развитию легального телерадиовещательного бизнеса в России, но спутниковые операторы пресекают незаконные подключения.

Рынок российского телевидения стал привлекательным

За последние 10 лет российское телевидение принципиально изменилось: если в середине нулевых большинству зрителей было доступно два-три федеральных канала в аналоговом формате, то теперь в пакетах крупнейших телепровайдеров в среднем 200–250 телеканалов. Фильмовые, спортивные, музыкальные, детские, ориентированные на мужскую или женскую аудитории, — выбор более чем богатый. Появился контент в формате высокой (HD) и даже сверхвысокой четкости (Ultra HD).

В Россию пришли международные лидеры телевизионной индустрии развлечений: FOX, Discovery, Disney, Nat Geo, Eurosport и многие другие. А ежегодные инвестиции мейджоров в производство контента, например топовых сериалов, таких как «Игра престолов», масштабных съемок природы и спортивных мероприятий составляют миллиарды долларов.

За 10 лет сформировался кластер и собственно российских производителей. Появились крупные медиа-холдинги, в портфели которых входят группы телеканалов и продакшн-студии. Кроме того, телеканалы собственного производства есть у многих крупных телепровайдеров. В России несколько сотен тысяч человек: режиссеров, операторов, актеров, и даже сотрудников космодромов, с которых запускаются спутники, — так или иначе вовлечены в индустрию создания контента или доставки телевизионного сигнала.

Рынок коммерческого телевидения с 10 млрд руб. в 2005 году вырос до 66 млрд руб. в 2014-м. И это без учета стоимости производства контента. Разнообразие программ, большой потенциал для рекламодателей, инновационные технологические возможности обеспечивают постоянный интерес к современному цифровому телевидению со стороны бизнеса, государства и, конечно, зрителей.

Анатомия пиратства

Рост востребованности любого продукта у потребителя вызывает интерес и тех, кто зарабатывает на его нелегальной перепродаже. Активно развивающийся рынок, будь то индустрия моды или компьютерных игр, неизбежно привлекает к себе внимание пиратов. Кроссовки с фальшивым логотипом Adidas, взломанный Adobe Photoshop или «экранка» голливудского блокбастера — всем хорошо известные примеры пиратской деятельности.

От пиратства проигрывают все: операторы несут имиджевые потери, телеканалы теряют доходы от лицензионных платежей, государство недополучает налоги, телезритель — получает некачественную подделку, а в перспективе и некачественный контент. Выигрывают только пираты, регулярно принимающие платежи за свои «услуги» от пользователей (плата, обычно в долларовом эквиваленте, поступает на анонимный интернет-кошелек).

Пиратскую угрозу хорошо понимают как игроки рынка, так и его регуляторы. Два антипиратских закона вступили в действие 1 августа 2013 года и 1 мая 2015 года — они дают Роскомнадзору фактическое право на пожизненную досудебную блокировку сайтов с пиратским контентом. Предпринимаются усилия по борьбе с пиратством со стороны государства, на уровне общественных организаций и отраслевых сообществ и, наконец, на уровне самих компаний, работающих в сфере телерадиовещательного бизнеса.

Лидер рынка отстаивает свои интересы

Востребованность цифрового телевидения приводит к тому, что пираты начали не только предлагать нелицензионный контент, но и копировать услуги крупнейших спутниковых операторов. Главной технологией такого копирования стал так называемый. кардшаринг, то есть. возможность подмены ключей доступа к спутниковым телеканалам через пиратский интернет-сервер. По оценкам экспертов, количество нелегальных кардшаринговых ресурсов из года в год растет пропорционально развитию рынка. В 2013 году количество подключений к таким ресурсам оценивалось приблизительно в 2 млн пользователей.

Крупнейший российский оператор цифрового спутникового телевидения «Триколор ТВ» (абонентская база — 11,415 млн домохозяйств на 30 июня 2015 год) несколько лет назад в своей работе выделил отдельное направление, которое обеспечивает поиск и пресечение нелегальной деятельности пиратов. Оператор использует стратегию защиты ресурсов, предусматривающую все законные возможности: судебное преследование в рамках уголовных дел, гражданские иски за нарушение авторских и смежных прав, уничтожение пиратского оборудования, блокировка серверов и т. д.

Только за первое полугодие 2015 года «Триколор ТВ» добился блокировки почти 200 нелегальных ресурсов (это в четыре раза больше, чем в 2014 году). За это время было вынесено шесть обвинительных приговоров по уголовным делам и административным производствам, возбуждено девять новых уголовных дел, пять из которых переданы в суд.

По словам директора по связям с общественностью компании Елизаветы Капраловой, «Триколор ТВ» регулярно совершенствует механизмы блокировки: если раньше удовлетворялось порядка половины запросов, то теперь эта цифра составляет больше 98%. Позитивную динамику имеет и судебная практика — сейчас встреча нелегала с полицией, как правило, заканчивается решением суда в пользу легального оператора.

Так, в конце марта суд Республики Беларусь оштрафовал на 36 млн белорусских рублей (около 150 000 российских) гражданина, распространявшего пиратское оборудование. Обвиняемый был хорошо известен на пиратских форумах в интернете под псевдонимом «Литовец». На имущество пирата был наложен арест: музыкальная и видеоаппаратура, компьютерная техника, транспортные средства, в том числе прицеп и автомобиль Audi A4, — все было обращено в счет исполнения приговора в части гражданского иска. Раскрыты преступления и изобличены виновные еще в нескольких областях Республики Беларусь и российских регионах. К лишению свободы на два года условно приговорен руководитель кабельного оператора, организовавший незаконную ретрансляцию спутниковых телеканалов «Триколор ТВ» в г. Новочеркасске. Совсем недавно сотрудниками компании выявлены очередные 14 правонарушителей, информация в отношении которых передана в правоохранительные органы.

Отдельное внимание уделяется объектам публичного показа. В 2015 году было проверено свыше 50 кафе, ресторанов и отелей на предмет наличия договора на публичную трансляцию. В 13 случаях был составлен протокол об административном правонарушении, а в девяти случаях было вынесено судебное решение с наложением административного штрафа.

Никаких уступок и послаблений со стороны компании в отношении организаторов несанкционированного доступа к самой популярной в России спутниковой сети, по словам Капраловой, не будет. «Пираты часто используют известность нашего бренда, — комментирует ситуацию Елизавета Капралова. — Потребителям предлагают купить некий дешевый «Триколор ТВ», через некоторое время качество сигнала ухудшается, люди звонят к нам в службу поддержки и только на этом этапе мы получаем информацию о том, что они стали жертвами спутниковых пиратов. Чтобы победить пиратство, нужны не только суды, но и социальная реклама, которая просветит людей, научит их отличать кардшаринговую подделку от настоящего цифрового телевидения».