Новости партнеров , Весь мир ,  
0 

Олег Шкинев: «Кто принесет безналичные платежи малому бизнесу?»

Олег Шкинев: «Кто принесет безналичные платежи малому бизнесу?»
Вице-президент холдинга ITG Олег Шкинев — о перспективах услуг эквайринга для малого бизнеса.

По данным ЦБ РФ, на 1 января 2017 года российскими банками было эмитировано 254,76 млн платежных карт. В свою очередь, согласно оценкам «РосИндекса», уровень проникновения банковских карт среди россиян на первое полугодие 2016 года составлял 72%.

Из цифр за предыдущие годы видно, что количество банковских карт стабильно растет. При этом малый бизнес в большинстве случаев не может организовать у себя прием безналичных платежей, фактически теряя деньги и клиентов. О том, почему так происходит и что с этим можно сделать, мы говорим с Олегом Шкиневым, вице-президентом холдинга ITG, в состав которого входит компания INPAS — российский поставщик сервисов, ПО и оборудования в области безналичных платежей.

В ногу с технологиями

Рынок бесконтактных платежей становится все более высокотехнологичным. С бесконтактными технологиями оплаты можно столкнуться буквально на каждом шагу: в супермаркетах, транспорте, кафе и ресторанах. Эксперты прогнозируют новый скачок пользовательского интереса к ним. Потребители заинтересованы в их распространении, так как это обеспечивает простоту, удобство и прозрачность оплаты. Логично, что клиенты ожидают от малого бизнеса аналогичного уровня сервиса, что и у крупных компаний. В свою очередь, предприятия малого и среднего бизнеса приходят к необходимости обеспечить прием безналичных платежей, понимая, что упускают часть клиентов, если у них нет эквайринга.

— Олег Львович, в последнее время часто поднимается вопрос о том, что малый бизнес в России остро нуждается в эквайринговых услугах. Раньше эта тема затрагивалась реже, казалось бы, никто не выражал такого беспокойства именно за малый бизнес. Что изменилось?

— Изменилось многое. Мы достигли высокого уровня проникновения платежных карт. В целом он соответствует средним показателям развитых стран. Но, несмотря на это, у рынка безналичных платежей в России есть значительный потенциал для дальнейшего роста.

На этом фоне появляются и активно распространяются современные платежные технологии. Давно используются электронные кошельки, сейчас набирают обороты такие системы платежей, как Apple Pay, Samsung Pay, Alipay, Android Pay. Они позволяют использовать смартфон вместо карты — достаточно авторизовать смартфон отпечатком пальца или введением цифрового кода, поднести к терминалу и оплатить покупку. Расплачиваться таким способом можно не только в обычных офлайн-точках продаж, но и в интернет-магазинах и мобильных приложениях. Большим преимуществом таких платежей является широкое распространение смартфонов, поддерживающих сервис.

Активно идет освоение платежей с помощью QR-кодов. Банковская карта привязывается к приложению на смартфоне — это позволяет использовать мобильное устройство для расчетов в офлайновых торговых точках, интернет-магазинах, для оплаты бумажных квитанций, например ЖКХ и госуслуг.

Возможно, в будущем будут принимать к оплате цифровые валюты, такие как эфир или биткоин. Но какие бы технологии ни использовались — все это безналичные способы оплаты. По прогнозам аналитиков компании Visa, основой всей платежной инфраструктуры останутся POS-терминальные сети, которые продолжат дальнейший рост.

Не технологиями едиными

Помимо технологических новинок спрос на прием безналичных платежей увеличивается путем изменений в законодательстве.

— Хорошо, про технологии понятно. И все-таки у нас далеко не всегда все решается одним прогрессом. Наверняка есть и другие аспекты, влияющие на распространение платежей?

— Да, конечно. Где-то напрямую, где-то косвенно востребованность эквайринговых услуг повышается благодаря изменениям в законодательной базе. Достаточно вспомнить действующий закон № 112-ФЗ, требующий от торговых предприятий с выручкой свыше 60 млн руб в год принимать к оплате банковские карты.

Сейчас косвенно повлияет и закон № 54-ФЗ, обязывающий предприятия использовать онлайн-кассы. Контрольно-кассовая техника должна будет отправлять электронные версии чеков через оператора фискальных данных в ФНС. Закон затронет большое количество компаний, в том числе сегмент интернет-торговли. Он не связан напрямую с безналичными платежами, но, по моему мнению, в ситуации, когда необходимо установить онлайн-кассу и обеспечить подачу отчетности в ФНС, более чем оправдано одновременно подключить и прием безналичных платежей. Особенно учитывая то, что, по самым скромным оценкам, это помогает увеличить оборот торговой точки в пределах 15–30%.

— А Национальная система платежных карт? Как вы оцениваете ее возможное влияние?

— К июлю этого года эмитировано свыше 10 млн карт «Мир», и с каждым днем их количество растет. Действующим законодательством за банками закреплена обязанность обеспечить в своей банкоматной сети их прием. Банки — участники Национальной системы платежных карт (НСПК) уже показали готовность к приему карт «Мир». Сеть их приема и обслуживания постоянно расширяется. По оценкам экспертов, через три года НСПК может занять более 40% рынка по эмиссии пластиковых карт.

На сегодняшний день карты обязаны принимать те предприятия, годовой оборот которых составляет 120 млн рублей и выше. А с 1 октября 2017 года карты «Мир» должны будут принимать торговые точки с годовым оборотом свыше 40 млн рублей.

Провайдеры для малого бизнеса

Банки не торопятся работать с малым бизнесом из-за больших рисков и низкой прибыльности. Изменить ситуацию могли бы посредники — провайдеры платежных сервисов.

— Есть технологии и законодательные стимулы, но все равно кажется, что никто пока не протянул «руку помощи» малому бизнесу? Почему?

— В России сложилась уникальная ситуация — у нас более 400 банков-эквайеров. Тогда как во всей Европе их около 200, а в США — несколько десятков банков-эквайеров и процессинговых компаний.

Российские банки не заинтересованы в предоставлении эквайринговых услуг среднему и малому бизнесу (СМБ), хотя таких компаний, по некоторым оценкам, около 1,5 млн. Слишком велики риски закрытия малого бизнеса. Они закладываются банками в комиссии, условия сотрудничества, требования к обороту. В результате условия, которые предлагают банки, сложно назвать выгодными для СМБ. Таким образом, для роста распространения безналичных платежей необходимо обеспечить взаимовыгодные условия для банков и малого бизнеса.

— Олег Львович, получается замкнутый круг? Банки не хотят рисковать, малый бизнес не готов столько платить…

— В целом это так. Но выход из этой противоречивой ситуации давно нашли на Западе. В качестве посредника между банками и СМБ там выступают поставщики платежных услуг, они же — провайдеры платежных сервисов (PSP). Изучив опыт PSP в зарубежных странах, мы в компании INPAS решили применить его в России. Так появился комплекс услуг «Прими карту!».

Суть такой модели в том, что провайдер заключает договоры с банками о предоставлении эквайринговых услуг и формирует внутреннюю «торговую площадку» кредитных организаций. Он же работает с СМБ на местах, помогает оформить документы, поставляет оборудование (продает или дает в аренду на выгодных условиях), обучает персонал, предоставляет дополнительные сервисы и оперативную техническую поддержку. И при этом не выставляет ограничительных условий или штрафных санкций для малого бизнеса.

С одной стороны, провайдер платежных сервисов взаимодействует с малым бизнесом, обеспечивая удобное подключение и работу системы приема безналичных платежей на выгодных условиях. Позволяет выбирать любой банк на своей «торговой площадке» или договаривается с той кредитной организацией, с которой хочет работать компания.

С другой стороны, провайдер снимает с банков заботы по поиску и взаимодействию с огромным количеством мелких бизнесов. Банки получают свою комиссию за предоставление услуг и не занимаются технологическим обеспечением процессинга, не решают вопросы с оборудованием. На таких условиях банкам даже выгодно передавать часть своих новых клиентов провайдерам.

Как итог, формируется взаимовыгодная модель сотрудничества, выгодная для всех участников: банков, СМБ и их клиентов, провайдеров платежных сервисов. Мы в компании INPAS считаем перспективной именно такую модель и уже начали внедрять ее у нас в стране. Ежемесячно компанией подключается около тысячи платежных терминалов.