По-английски agile означает «проворный, расторопный». Основное достоинство agile-методов заключается в том, что они позволяют быстро выводить на рынок качественные продукты. Однако главная особенность этих методов не в скорости, а в гибкости управления и принятия решений.
По данным компании ScrumTrek, в российском бизнесе agile-методологии все еще лишь набирают популярность: ровно 50% участников исследования работают в организациях, где внедрение Agile началось всего около года назад. И хотя средний опыт применения agile-подходов составляет почти три года, 41% респондентов познакомились с гибкими методологиями лишь полтора года назад.
Agile — это не только ИТ
Выборка исследования компании ScrumTrek более чем репрезентативна: почти 800 представителей малого, среднего и крупного бизнеса (в примерно равном соотношении) из более чем 50 городов. 61% респондентов — менеджеры проектов, миддл-менеджеры, scrum-мастера и другие руководители; 21% этого сегмента — топ-менеджеры и владельцы предприятий.
Более половины респондентов (68%) либо работают в ИТ-компаниях, либо активно вовлечены в процесс разработки программного обеспечения; тем не менее процент респондентов, никак не связанных с информационными технологиями (32%), весьма велик. Почти половина этих респондентов (40%), как и можно было предположить, работают в страховых и финансовых организациях, в том числе банках, которые часто называют главным драйвером применения agile-подходов в последние несколько лет.
Более неожиданным результатом стало то, что 13% респондентов, не имеющих отношения к ИТ, заняты в тяжелой и легкой промышленности — новой для Agile области, однако применение гибких подходов в ней набирает обороты стремительными темпами. Эти результаты подтверждают тезис о том, что, хотя agile-методологии и возникли внутри ИТ-сферы, они уже давно вышли за ее пределы.
В чем же заключается суть подхода Agile?
Взаимодействие превыше процессов
Применяя Agile, нет нужды пытаться создать сложный и безупречный продукт сразу и с первого раза— пока мы будем доводить его до идеала, продукт запустят более мелкие конкуренты. Пока весь необходимый список работ завершится, продукт уже может стать никому не нужным либо же его идея или концепция устареют. А потраченные деньги и время уже никто не вернет.
Чтобы этого не произошло, по Agile проект делится на этапы продолжительностью одна—четыре недели, и в конце каждого этапа клиент получает готовый к работе продукт. С каждым новым этапом продукт становится все ценнее для клиента, а обратная связь позволяет сделать его еще лучше. Регулярное выполнение работ дает сотрудникам ощущение «маленькой победы», а общение и постоянная связь с заказчиком позволяют команде не потерять мотивацию и чувство значимости своей работы. В 98% случаев мотивация сотрудников компаний, внедривших Agile, растет.
Кроме того, применяя Agile, руководитель не ведет жесткий учет деятельности каждого члена команды. Вместо этого определяются некие общие рамки, цели и направление движения. Каждый человек в команде знает, что он делает и как это вписывается в общую картину. Каждая команда также знает, чем заняты все остальные команды. Такой подход дает чувство принадлежности к общей идее, но в то же время обеспечивает достаточную свободу в принятии решений.
Agile в России набирает обороты
Скорость внедрения Agile в российских компаниях весьма высока: 40% респондентов, начавших применять гибкие методологии не более полутора лет назад, уже внедрили Agile во всей или почти во всей компании. Лишь 20% компаний, применяющих Agile два—три года, все еще проводят пилотирование на уровне отдельных команд — большинство успели пойти дальше локальных экспериментов.
Agile — это не только Scrum
Самый простой подход, который сводится к конкретному набору правил для самоорганизации команды, — это Scrum. Им в мире пользуются 58% организаций. В России этот показатель составляет 48%. Данные исследования говорят о том, что российские компании даже через несколько лет после начала внедрения гибких методологий не переходят со Scrum на более сложные подходы. Наоборот, с ростом опыта в Agile процент использующих Scrum становится даже выше.
Это во многом объясняет разнообразием выбора и быстрые изменения ситуации с Agile в России: раньше для начинающих был доступен только Scrum, а теперь компаниям, желающим внедрить гибкие методологии, есть из чего выбирать.
Стандартный Agile лучше собственного подхода
Большинство российских респондентов, по данным ScrumTrek, внедряют agile-подходы в тех же целях, что и участники зарубежных опросов: самые популярные шесть ответов на вопрос о задачах, которые призваны решить гибкие методологии, в нашем исследовании и глобальном исследовании VersionOne совпадают. Самая популярная цель внедрения Agile в России — ускорение поставок и вывода продуктов на рынок. Добиться этой цели благодаря использованию гибких методологий на данный момент удалось менее чем половине респондентов (мировой показатель — 81%).
Один из выводов аналитического сопоставления ожиданий российских респондентов от использования Agile с фактическими результатами применения agile-методов заключается в следующем. На первых этапах внедрения гибких методологий в компании более предпочтительным будет отказаться от «собственного подхода», не пытаться изобрести велосипед, а применять стандартный Scrum и стандартные практики его масштабирования. С тремя из шести главных целей Scrum справляется лучше «собственного подхода», а с 11 из всех 13 — как минимум не хуже. В частности, Scrum оказывает более сильное положительное влияние на мотивацию команд, поддержку продуктов, управление распределенными командами и инженерную культуру. Kanban по этим показателям также на высоте.
В целом подход Agile заметно «облегчает жизнь» всем отделам компании — от бухгалтерии до высшего менеджмента. Нет больше бесконечных встреч, согласований и бумажной волокиты. Результат превыше формальностей. В итоге Agile выгоден для всех: клиент быстро получает нужный продукт, компания оперативно занимает нишу на рынке, а сотрудники рады уменьшению количества рабочего времени и увеличению собственной продуктивности.