В Екатеринбурге завершилось строительство резервного центра обработки данных для РЖД — долгостроя на пересечении улиц Ватутина и Коуровской, объем инвестиций в который составил примерно 4,3 млрд руб. С вводом в эксплуатацию РЦОД разгрузит существующие вычислительные мощности госмонополии, повысит надежность хранения и скорость обработки данных.
Общая площадь центра составляет 18 тыс. кв. м (с учетом двух блоков инженерно-технического обеспечения для холодильных машин и дизель-генераторных установок). Три машинных зала с круговым обходом, расположенные в центре здания друг над другом, занимают площадь 15,7 тыс. кв. м, в них расположено более 500 серверных стоек.
Екатеринбургский РЦОД предназначен для работы не только на уральский регион, но и на Сибирь и Дальний Восток, суммируя ресурсы для обслуживания восьми железных дорог. Для «Российских железных дорог» объект важен со стратегической точки зрения: цифровизация, проникающая во все сферы деятельности и экономики, безусловно, требует усиление облачной инфраструктуры. Вообще, аналогичный ЦОД действует в Москве, но из-за растущих потребностей различных железнодорожных служб, начиная от систем высокоточных координат для грузовых перевозок и транстелекома и заканчивая софтом, связанным с управлением финансами и персоналом, его мощностей на всю страну уже не хватало.
Сейчас у холдинга появился резерв и возможность заработать с помощью созданной облачной инфраструктуры, предоставляя ИТ-услуги партнерам и внешним клиентам — например, банкам.
Екатеринбургский центр обработки данных — сложное инженерное сооружение с множеством систем жизнеобеспечения: отоплением, водоснабжением, электроснабжением, вентиляцией пожарной безопасности и видеонаблюдением. Каждая из них способна функционировать автономно и имеет свои алгоритмы работы, исходя из конфигурации оборудования и данных, получаемых от датчиков. Но объединение сервисов позволяет сделать взаимную работу более логичной, уменьшает трудозатраты и число ошибок при эксплуатации здания. Сотрудники получают информацию о состоянии самих инженерных систем и их оборудования в режиме реального времени.
Самый простой пример: серверные комнаты требуют постоянного охлаждения. Поддержание заданной температуры зимой, происходит в первую очередь не за счет кондиционирования, а за счет снижения интенсивности отопления. Если и в этом случае температура не пришла к нормативным значениям, только тогда включается система охлаждения.
«Например, IS-Monitoring знает, сколько здание расходует воды, объемы потребления в каждый период времени плюс-минус одинаковые. То есть комплекс вычисляет средние показатели, отклонение от которых — повод оповестить диспетчера», — рассказывает Владимир Тычкин, замначальника отдела продаж и продвижения компании «Информсвязь Сервис» — разработчика софта и оборудования.
Кроме того, при сборе данных счетчиков и показаний датчиков исключается человеческий фактор. Система дает гарантию правильной интерпретации исходных значений и делает процесс анализа быстрее.
Стоимость оборудования системы диспетчеризации составила примерно 10 млн руб., утверждают в «Информсвязь Сервис». РЦОД стал самым масштабным проектом в портфолио компании, которая уже продолжительное время работает с РЖД над объектами в Екатеринбурге, Ноябрьске, Сургуте, Тобольске, Камышлове.
Еще один значимый проект реализуется совместно с управлением капитального строительства Екатеринбурга — «Эрмитаж-Урал», для него подготовлена проектная документация, а договор на стадию рабочая документация на стадии согласования и подписания. Также к 2020 году планируется ввод в эксплуатацию административного здания по адресу Гражданская, 7, где тоже диспетчеризация инженерных систем жизнеобеспечения реализована на основе программно-аппаратного комплекса IS-Monitoring.
Разработчик не ограничивает себя промышленными или общественно-административными зданиями. тиражировать сервис компания намерена и в сфере жилой недвижимости: застройщики все чаще в своих проектах внедряют концепции «умного дома».
Жильцы через мобильное приложение (iOS, Android) могут управлять различными инженерными системами в своей квартире: включать свет или регулировать уровень проветривания нажатием одной кнопки на смартфоне. Также потребители могут получить информацию о текущем энергопотреблении, оплатить коммунальные услуги. Если жилой комплекс оборудован системой IP-домофонии, то к платформе можно привязать и управление системой контроля доступа.
«Система масштабируемая, и привязать к ней возможно практически любую опцию — теплые полы, управление блоком розеток, контроль затопляемости, видеонаблюдение, внешние услуги, такие как службы бытового сервиса. Особых ограничений нет, главное, чтобы с другой стороны имелась техническая возможность интеграции», — рассказывает Владимир Тычкин.
Для управляющей компании софт представляет собой SCADA-систему: рабочее место оператора. Он видит основные параметры всех общедомовых инженерных систем, поквартирные показания счетчиков. В случае поломки у диспетчера всплывает оперативное оповещение и возникает запись в журнале событий. Автоматически назначается мастер и заказываются необходимые материалы.
За подобными системами будущее: крупные корпорации уже начали внедрять и использовать их, чтобы повысить безопасность здания, сократить эксплуатационные затраты и оптимизировать работу персонала. В условиях жесткой конкуренции такая экономия может стать серьезным преимуществом перед конкурентами.