Древняя Греция — родина театра: возникшие в этой стране жанры драмы и трагедии определили дальнейшее развитие европейской литературы. Греческой драмой вдохновлялись Шекспир и Кальдерон, Бертольд Брехт и Фридрих Дюрренматт. В наши дни достижения авторов Эллады вдохновляют на создание произведений и в жанре, казалось бы, далеком от литературы, — компьютерной игры. Хороший пример этой удивительной преемственности — игра «Assassin's Creed Одиссея» от компании Ubisoft.
Герои игры, спартанские наемники Алексиос и Кассандра, — потомки самого царя Леонида, некогда отдавшего свою жизнь за родную страну в кровавой битве в Фермопильском ущелье. Они живут в одну из самых драматичных эпох мировой истории — время междоусобной Пелопонесской войны, когда Афины и Спарта сошлись в борьбе за господство над Грецией. В начале игры пользователю предлагается выбрать одну из сторон.
Действие «Assassin's Creed Одиссея» происходит в год начала этой бесславной войны — в 431 году до нашей эры.
Очутиться внутри Древней Греции
Каждый гражданин греческого полиса был обязан служить в войске, а битвы между городами составляли повседневную реальность жизни древних греков. Во время прохождения игры герою нужно продемонстрировать свое умение обращаться с копьем, мечом, луком, секирой, булавой и другим оружием, которым в совершенстве владели греческие воины. Как и во всех играх серии, пользователь может развивать своего героя по сложной системе навыков, приобретать для него броню и оружие — нагрудник, шлем, щит и наручи. Древо навыков «Assassin's Creed Одиссея» позволяет выбрать один из трех вариантов развития героя: он может стать ассасином — бесшумной тенью, в мгновение ока возникающей за спиной у врага; могучим воином, которому нет равных в битве; и, наконец, зорким охотником, чьи стрелы не знают промаха. Дополнительные умения позволяют герою с легкостью пробивать бронзовую броню противника или быстро восстанавливать здоровье в битве.
Стать участником морских сражений
В игре показаны прекрасная природа Эллады и ее величественная архитектура — храмы и дворцы с белоснежными мраморными колоннами, внутренние дворики богатых домов и широкие мощеные улицы городов. Игровой мир — самый большой в серии и одновременно самый разнообразный — всего герой может пройти 27 различных зон: тут и сосновые леса, и зеленые луга с быстрыми речушками, и заснеженные горы, какие встречаются на севере Греции, и каменистые бухты.
Эллины немыслимы без мореплавания, и большую часть карты покрывают водные просторы. В игре присутствуют масштабные морские сражения между триремами, которые составляли основу флота обеих противоборствующих сторон в Пелопонесской войне. Эти сражения показаны так живо, красочно и страшно, что поневоле вспоминаешь сцену разгрома кораблей Ксеркса в трагедии «Персы», сочиненной великим греческим драматургом Эсхилом: лучники двух встретившихся кораблей осыпают друг друга зажигательными стрелами, объятые пламенем корабли горят и тонут в бурных волнах. В эти минуты понимаешь, почему греки так боялись моря, по которому умело плавали, а их фантазия населяла водную стихию свирепыми чудовищами.
Поговорить с философами
Мотив, который красной нитью проходит через древнегреческую трагедию, — Рок, властвующий над жизнью героев. Однако разработчики игры сделали отступление от этого драматического принципа — пользователь проходит нелинейные квесты, где от его выбора зависит исход поисков. Авторы игры не стремятся наказывать героев за неправильно сделанный выбор, не ставят их в ситуации жесткого выбора между Добром и Злом (во время войны эти категории, увы, размываются). В то же время каждый поступок героя влечет за собой последствия — иногда они приходят мгновенно, иногда становятся ясными лишь в следующих квестах. Каждый выбор открывает новый акт драмы, которая разворачивается на экране компьютера, как некогда на сцене, перед толпой сопереживающих зрителей.
Свобода воли — один из предметов постоянных споров между греческими мудрецами. Философия играла в древнегреческой культуре совершенно особую роль: мудрецы, исследующие природу и человеческую душу, не были отвлеченными мыслителями — греки шли к ним в ученики и платили за обучение деньги.
Философы были чем-то вроде современных коучей — учили, как правильно жить: встречать опасности лицом к лицу, терпеливо сносить удары судьбы, быть беспощадным к врагам и постоянным с друзьями. И недаром герои «Assassin's Creed Одиссея» на своем пути встречают величайшего философа античного времени Сократа. Дар красноречия, который так высоко ценили древние греки (риторика была одной из наук, которым обучали философы), очень пригодится героям — разговаривая с различными персонажами игры, герои могут привлечь их на свою сторону и даже нанять себе на службу. Это помогает им выполнять игровые задания.
Ощутить реальность волшебства
Мир игры предельно реалистичен, но в нем остается и место волшебству, магии. Так, в одном из квестов герою придется сразиться с жуткой Медузой Горгоной, чей взгляд превращает неосторожных в камень.
Это ощущение, так хорошо переданное авторами «Assassin's Creed Одиссея», — одно из важнейших и безусловных достижений игры.