Новые котельные, водопроводы, мосты и даже школы — вот что получат жители регионов, доверивших инфраструктурные проекты частному бизнесу.
— Михаил Львович, в прошлом году Сбербанк запустил коробочные решения для кредитования концессий, актуальные для региональных и муниципальных проектов. Каковы итоги?
— После принятия поправок к закону о концессиях запросы на кредиты в рамках проектов государственно-частного партнерства растут по экспоненте, поскольку концессии — эффективный инструмент привлечения частного бизнеса к реализации инфраструктурных проектов. Стало очевидно, что потребность существует не только на федеральном уровне, но и в регионах и необходимо создать коробочный продукт, который будет относительно легко использовать.
В текущем году банком уже приняты решения о финансировании 16 проектов на сумму более 7 млрд рублей. В целом мы рассчитываем до конца года закрыть порядка 30 концессий, то есть банком или будет принято решение о финансировании, или даже подписан кредитный договор. В планах на следующий год — вдвое увеличить объемы, как по суммам, так и по количеству.
— Как соотносятся объемы финансирования региональных и федеральных инфраструктурных проектов?
— План Сбербанка состоит из двух частей. По коробочным решениям мы планируем портфель более 10 млрд руб. Каждый крупный проект федерального уровня стартует с отметки 10–15 млрд руб., и здесь итоговые показатели во многом зависят в том числе от решений правительства, поэтому разброс может составить от 50 до 100 млрд руб.
— Какой вы видите в перспективе долю Сбербанка?
— В сегменте региональных проектов мы рассчитываем принять участие хотя бы в половине. Типовые концессионные проекты в регионе стоимостью 300–500 млн рублей зачастую компания способна «потянуть» без привлечения внешних ресурсов, но самостоятельно вложить 1 млрд рублей или более готов далеко не каждый инвестор.
Часто поступают и запросы на рефинансирование ранее понесенных затрат на стадии, когда проект реализован, вышел на расчетные мощности, и концессионер хочет вернуть 70–80% вложенных средств.
— В каких сферах возможно кастомизировать решения? Как на этом экономит банк?
— Наша цель сейчас состоит не в удешевлении процессов для банка, а в широкомасштабном применении новых подходов. В сфере ГЧП пока недостижимо передать всю работу роботам (как это уже происходит в ипотечном сегменте), но мы занимаемся усовершенствованием тех «коробок», которые вывели на рынок год назад, в первую очередь в сфере ЖКХ. И по количеству, и по объемам кредитования наиболее фондоемкими являются проекты по теплоснабжению, причем большинство таких проектов в городах с населением от 50 тыс. человек практически одинаковы, и именно на них приходится основной запрос. До конца текущего года мы планируем вывести на рынок коробочные решения по водоснабжению и водоотведению, переработке мусора. По гериатрии был запрос со стороны правительства, решение готово, но это, к сожалению, сейчас не первостепенная задача для государства. Есть госзаказ на развитие школ, и мы уже научились реализовывать такие проекты на условиях концессии.
— На сайте опубликован перечень требований для коробочных решений. Их выполнение автоматически означает, что Сбербанк прокредитует проект?
— Да! Достаточно обратиться в головной офис в одном из 83 регионов присутствия. Данный комплект документов легитимизирует рынок, с ним можно прийти в любой банк, но расходы клиента снижаются за счет того, что Сбербанк потратил собственные деньги и время на правовую экспертизу.
— Сбербанк предлагает помощь в поиске концессионера. Кто попадает в пул?
— Профессиональные рынки очень узкие. Так, в медицинской сфере частные компании, способные реализовать концессионную сделку, можно в ряде случаев пересчитать по пальцам одной руки. Рынок энергетики шире, но и там лишь десятки участников. Не так много профессионалов и в сферах водоснабжения или переработки мусора. Большинство из них — наши клиенты, и мы готовы привести их в регионы. Тем самым банк способствует развитию клиентов.
— Что влияет на модернизацию инфраструктуры? Какова роль банка в принятии решений?
— Серьезную позитивную роль в росте количества проектов сыграли президентские майские указы: главы субъектов и муниципалитетов теперь должны регулярно обновлять инфраструктуру, причем им установлены соответствующие KPI1.
Потребность в инфраструктурных проектах огромна, но Минфин сдерживает уровень расходов. Кроме того, текущая высокая волатильность влияет на стоимость кредитных средств, а значит, и на объемы инвестиций. Мы взаимодействуем на уровне отраслевых министерств: участвуем в рабочих группах, вносим предложения. Банк также проводит переговоры с представителями региональных министерств ЖКХ, энергетических комиссий и Минфина.
— По каким критериям определяется успешность проекта?
— Средний срок — около 12,5 лет, но если инвестиционная фаза, которая является первой и важнейшей в жизненном цикле проекта, прошла успешно, можно упаковать проекты в группы и перевести в другие финансовые инструменты, которые с удовольствием покупают, как это происходит везде в мире. Мы можем на них зарабатывать, расширять рынки, насыщать свой пенсионный фонд доходными облигациями. Банк готов сопровождать концессионные проекты и на стадии сделки M&A2, выхода на IPO3. Есть несколько сделок, которые рассматриваются с прицелом на перевод их в дальнейшем в новые финансовые инструменты, и это новый шаг на рынке.
Не так много профессиональных инвесторов в сферах водоснабжения, переработки мусора или, например, медицины. Большинство из них — наши клиенты, и мы готовы привести их в регион.
ПАО Сбербанк. Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций № 1481 от 11.08.2015 г.
1КРІ — ключевые показатели эффективности. 2М&А — сделка по слиянию и погпощению. ЗІРО — размещение акций компании на бирже.