Стадия возврата инвестиций
— Сергей Владимирович, с чего начиналось предприятие, как возникла идея заняться сельскохозяйственным бизнесом?
— Сельскохозяйственное предприятие «Вощажниково» было создано в 2010 году. Оно работает в Ярославской области — традиционном «молочном» регионе России.
— Насколько мы знаем, «Вощажниково» — молочный бизнес крупного многопрофильного холдинга?
— Да. До создания нашего предприятия холдинг агробизнесом не занимался. Что, может быть, и хорошо: не было неправильных стереотипов, которые есть у многих наших исконно аграрных компаний, особенно в части технологии производства.
Основой для создания СХП «Вощажниково» послужило муниципальное агропредприятие, которое мы приобрели у администрации Борисоглебского района Ярославской области. Нам досталась ферма советского образца: сто коров и 70 человек персонала. Она давала всего от двух до 10 т молока в неделю. А вокруг — заросшие лесом из-за долгих лет неиспользования поля сельскохозяйственного назначения.
В конце 2000-х и в 2010-е годы появились хорошие перспективы у молочного бизнеса — бизнеса с довольно длительным инвестиционным циклом. Срок окупаемости вложений — порядка восьми—десяти лет.
— С чем это связано?
— Дело в том, что молочное производство — процесс длительный, и для выхода на плановые показатели необходимо несколько лет. Не бывает такого, что купили молочное стадо и сразу получили высокие надои. С каждой последующей лактацией происходит увеличение надоев. Выход на «большое молоко» происходит не сразу. Потому и на рентабельность мы вышли только к 2015 году.
На старте бизнеса мы привлекли в качестве дополнительного финансового рычага кредит Внешэкономбанка. Решение кредитного комитета ВЭБа было принято в 2010 году — осенью.
Делать нечего: начали строиться ранней зимой. Несмотря на то, что строительство молочно-товарных комплексов (МТК) занимает около трех лет, строили с большим опережением графика, уже в августе 2011 года начали завозить скот из Голландии и Дании на первый МТК. В 2012 году первый МТК уже дал молоко, в том же году запустили второй молочно-товарный комплекс.
— Какой сейчас объем молочного стада?
— Более 9 тыс. голов скота. Голштино-фризская порода, одна из наиболее продуктивных молочных пород в мире.
— А какой объем продукции дают молочные комплексы?
— Два молочно-товарных комплекса дают в сутки 130 т. Показатели по надоям — одни из наиболее высоких в отрасли и составили 10,75 литров на одну голову в 2017 году. В планах предприятия — строительство третьего молочного комплекса к 2023 году.
Специализация — высший сорт
— В чем ваша специализация на молочном рынке?
— Мы занимаемся только высококачественным молоком — молоком высшего сорта, с высоким содержание жира и белка. Такое молоко стоит существенно дороже, чем «обычное» молочное сырье, соответственно, гораздо выше рентабельность его производства.
К нему предъявляются очень жесткие требования по качеству со стороны покупателей нашего сырого молока.
— Кто ваши покупатели?
— Прежде всего Valio. У этого финского концерна очень жесткие требования по качеству молочного сырья — евростандарт. «Вощажниково» поставляет свою продукцию на завод Valio в Гатчине — за 750 км! Согласитесь, это само по себе много говорит о качестве нашей продукции.
Valio работает так: выбирает партнерское предприятие, а потом год смотрит, как оно работает. Только после года предоставляет право указывать во всех документах предприятия «партнер Valio». Нам такое право было предоставлено еще несколько лет назад, и мы все это время держим марку.
Помимо Valio работаем с Danon, Ehrmann, поставляем сырое молоко для премиальной линейки «Росагрокомплекса» — «Б.Ю. Александров». Сегодня в основном поставляем сырое молоко внешним переработчикам, но развиваем и собственную переработку.
— Расскажите, пожалуйста, о политике качества на МТК.
— Качество — один из самых значимых показателей нашей работы. При производстве продукции используется двухуровневый лабораторный контроль: помимо лабораторий у компаний-покупателей нашего молока, у нас собственные лаборатории контроля качества. Они контролирует не только сырое молоко, но и корма: они у нас в основном собственные.
Важный элемент политики качества — строжайшее соблюдение технологических требований. Вымя до доения очищается, вытираются каждые четыре соска, причем у каждой коровы — отдельной одноразовой салфеткой. Чтобы не было так, как на некоторых фермах: одной салфеткой вытирают вымя у нескольких коров. Если одна из коров больна, инфекция переносится на здоровых.
Перед дойкой выполняется массаж. Должен соблюдаться интервал от времени первого касания вымени до дойки — 60–90 секунд. Это, кстати, один из факторов высокой производительности. После доения вымя коровы также обрабатывается одноразовой салфеткой.
У нас используется система двойного охлаждения. Это принципиально важная технологическая система для получения качественного молока. Благодаря ей молоко поступает в молочные танки уже охлажденным, а не постепенно охлаждается в 32-тонном танке, как у некоторых других производителей.
Путь надоенного молока жестко контролируется от доильного аппарата до танка — чтобы оно не соприкасалось с кислородом. Система охлаждения включается уже в трубе. И в молочный танк молоко поступает уже холодным: нет ни окисления, ни брожения.
Все процессы, происходящие на фермах, под контролем 24/7. Все технологические процессы — доение, кормление, отелы, ветеринарные мероприятия и т.д. — управляются с помощью автоматизированной системы управления стадом. Фермы оборудованы видеокамерами, информация с которых поступает на центральный компьютер. Это дает возможность контролировать качество в реальном режиме времени.
У предприятия собственный кормовой комплекс для производства силоса и сена из многолетних и однолетних трав, а также поля кукурузы «северных» сортов. Работаем с 48 гибридами кукурузы: небольшие делянки, демопосевы, более 1500 га под посевами. Выбираем те сорта, что лучше всего нам подходят. На 80% обеспечиваем молочные комплексы своими кормами. На сегодняшний день в севооборот возвращено более 14 тыс. га сельскохозяйственных земель, и этот процесс продолжается.
Собственное развитое кормовое производство дает возможность регулировать параметры молока для производства различных видов конечной продукции — например, производить более жирное или с большим количеством протеина. И опять же позволяет быть уверенным в качестве.
Вертикальная интеграция
— Планируете ли развивать собственную переработку молока?
— Развитие собственной переработки — важнейшее для нас сейчас направление в рамках концепции вертикальной интеграции бизнеса. Продолжается строительство молокоперерабатывающего завода — первая очередь на 200 т продукции в сутки заработает в 2020 году. В последующем с приобретением опыта продаж готовой молочной продукции планируем расширить переработку молока до 350 т.
Молокоперерабатывающий завод будет выпускать линейку более чем из 35 наименований: молоко, кефир, ряженку, сметану, творог, масло, йогурты. То есть практически всю линейку молочной продукции, кроме сыров: у сыров другая технология производства.
Но, конечно, гладко бывает только на бумаге. Столкнулись с рядом трудностей, которые привели к замедлению строительства. Однако сегодня благодаря сотрудничеству нашего предприятия с правительством Ярославской области, Внешэкономбанком продолжается работа по скорейшему завершению намеченных планов.
Вертикальная интеграция типична для аграрного рынка. Во-первых, это связано с колебаниями цен. На рынке молочного сырья ценовой цикл примерно трехлетний. На пике цен обычно на него приходят новые игроки — именно так пришли когда-то мы. А на спаде из него уходят небольшие компании.
Кроме того, важно научиться получать преимущества от низкой цены — самим производить конечную продукцию. На спаде цены на молочное сырье хорошо себя чувствуют переработчики молока, поскольку сырье им достается дешевле. Вертикальная интеграция «вверх» позволяет исключить антагонизм производителей и переработчиков.
Во-вторых, для переработчиков оптимально, чтобы производство сырья было «в периметре» — это дает возможность контролировать качество. Сертификаты качества, к сожалению, не являются его гарантией.
— А мясом не занимаетесь?
— Занимаемся. В СХП «Вощажниково» — собственное мясное производство, пока относительно небольшое. Производим колбасы, сосиски, тушенку — поставляем продукцию в магазины «Глобус», «Пятерочка» и «Магнит» в Ярославской области. Так что опыт работы с крупным фуд-ретейлом у нас есть, и мы используем его для поставки конечной молочной продукции.
Кадры растят на перспективу
— Как решаете кадровую проблему?
— Создаем условия, чтобы закреплять сотрудников. Многого добились: в последние несколько лет у нас почти нет текучести кадров. Зарплаты в «Вощажниково» — от 35 тыс. руб., мы лидеры по зарплатам в Борисоглебском районе. Плюс корпоративные обеды, оплата корпоративной связи.
Содействуем приобретению сотрудниками собственного жилья. Для работников, не имеющих собственного жилья в Борисоглебском районе, построили пятиэтажный 44-квартирный дом.
— А сколько сотрудников на предприятии?
— Всего работают 320 человек: это два молочно-товарных комплекса, служба кормозаготовки, мясной цех, молокоперерабатывающий завод и управление.
Коллектив довольно молодой, но заботимся о смене: работаем с техникумами и вузами сельскохозяйственного профиля — причем не только с ярославским, но с ивановским и костромским. Потому что по ветеринарии, например, лучшие специалисты — из Костромской сельскохозяйственной академии. Приглашаем к нам в хозяйство студентов на стажировку, а после ее успешного прохождения — на постоянную работу.
Более пяти лет наше хозяйство — учредитель и активный участник Ассоциации развития молочной отрасли «Вема», объединяющей крупнейших производителей молока России. Благодаря ассоциации мы научились объединять свой опыт с опытом других предприятий, научились снижать себестоимость производства, развивать современные технологии, создавать эффективную управленческую систему.
Пора масштабироваться
— На каком месте в России вы находитесь по объему производства сырого молока?
— По 2017 году мы на 21-м месте среди российских молочных компаний. При этом по надою на одну корову входим в топ-10.
В этом году, наверное, не очень сильно поднимемся, учитывая, как быстро растут другие крупные производители, не говоря уже о таких гигантах, как «Эконива». Молочный рынок сегодня на подъеме.
Но в двадцатке по итогам 2018 года «Вощажниково» точно будет.
— Будете ли, учитывая позитивный опыт ведения молочного бизнеса, который вы получили, масштабироваться?
— Да, такие планы есть. Рассматриваем возможность приобретения соседних хозяйств, а также планируем создать крупный молочный холдинг. В перспективе будет семь комплексов и крупный молокоперерабатывающий завод.
Это даст нам возможность в первой половине 2020-х годов войти в десятку крупнейших молочных компаний России. Таков стратегический ориентир предприятия.