Потребление газа на транспорте к 2040 году может вырасти в РФ на 160%
Новости партнеров,
0

Потребление газа на транспорте к 2040 году может вырасти в РФ на 160%

15 января в рамках юбилейного X Гайдаровского форума «Россия и мир: национальные цели развития и глобальные тренды» в РАНХиГС состоялась экспертная дискуссия «Газомоторное топливо, настоящее и будущее в России».

Целью дискуссии стало обсуждение решений для ускоренного развития рынка газомоторного топлива в России. В качестве спикеров на мероприятии выступили председатель совета директоров ПАО «Газпром» Виктор Зубков, министр энергетики РФ Александр Новак, заместитель министра промышленности и торговли РФ Александр Морозов, генеральный директор ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк, проректор, директор Института отраслевых рынков и инфраструктуры РАНХиГС Георгий Идрисов. Участие в дискуссии приняли эксперты отрасли: генеральный директор ООО «Газпром газомоторное топливо» Михаил Лихачев, исполнительный директор Национальной газомоторной ассоциации Василий Зинин, вице-президент ООО «УК «Группа ГАЗ» Сергей Арзуманов, заместитель губернатора Ростовской области Михаил Тихонов, член правления, начальник департамента ПАО «Газпром» Вячеслав Михаленко, председатель комиссии Общественной палаты Российской Федерации по экологии и охране окружающей среды Альбина Дударева. Модератором дискуссии выступил Вячеслав Лащевский, председатель совета директоров Коммуникационной группы АГТ, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ.

Открывая дискуссию, Вячеслав Лащевский подчеркнул, что тема газомоторного топлива стала частью международной и национальной повесток: «Спрос на газ во всем мире растет и будет продолжать расти в ближайшие десятилетия. Фактически мировая экономика вступает в Эру газа».

В рамках экспертной дискуссии были подняты вопросы инвестиционных, экологических и социальных эффектов от топливного перехода на федеральном и региональном уровнях, а также текущая ситуация и перспективы расширения использования газомоторного топлива в автомобильном, железнодорожном транспорте и в судоходстве.

Перспективам глобального и российского рынка газа и газомоторного топлива уделил особое внимание председатель Совета директоров ПАО «Газпром» Виктор Зубков: «За последние десять лет потребление газа в мире выросло на 20%. По имеющимся экспертным оценкам, к 2040 году газ будет единственным ископаемым топливом, чья доля среди первичных энергоносителей вырастет и в абсолютном значении достигнет уровня 5,4 трлн куб. м. Наибольшее влияние на объемы потребления газа окажут энергетика и транспорт (ежегодный прирост — 2,2 и 4,2% соответственно). Потребление газа на транспорте к 2040 году может вырасти на 160% и достигнуть величины 360 млрд куб. м. Россия сегодня уверенно занимает лидирующую роль на мировом газовом рынке — по запасам, добыче и экспорту газа. Рост объемов использования этого вида топлива на транспорте — стратегическая задача. Это направление работы всесторонне поддерживается президентом страны В.В. Путиным. Общая протяженность магистральных газопроводов в России — 172 тыс. км, еще более 700 тыс. км распределительных сетей. Такие предпосылки позволяют обеспечить развитие локальных рынков газомоторного топлива в большинстве российских регионов. «Газпром» является крупнейшим инвестором в газозаправочную инфраструктуру. Сегодня компании принадлежит самое большое количество газозаправочных объектов в стране — 300 станций (всего в России их 387). Общий объем инвестиций компании, направленных на строительство газозаправочной инфраструктуры, превысил уровень 17 млрд руб. У нас сейчас 300 станций. Мы считаем, что это крайне мало. Мы должны выйти в ближайшие год-два на показатель 500 станций», — сказал он. Виктор Зубков добавил, что в перспективе «Газпром» должен расширить сеть газовых заправок в России до 1,5 тыс. станций

Председатель совета директоров госкомпании «Газпром» отметил, что сегодня природный газ — самое экономичное и экологичное моторные топливо, и необходимо более активно разъяснять преимущества природного газа на всех уровнях: от правительственных структур и международных организаций и заканчивая конечными потребителями. «Газпром» начал переводить свой транспорт на газомоторное топливо пять лет назад, за это время 40% автопарка было переведено именно на газ. Суммарный экономический эффект от этой работы достиг показателя 3,7 млрд руб. Сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу за счет перевода техники компании на газ составил за пять лет более 100 тыс. т.

«Мы считаем газ наиболее экологичным видом топлива. По этой причине его потребление в мире будет расти, также будет расширяться и его использование на транспорте», — заявил министр энергетики России Александр Новак. Министр также отметил, что Минэнерго России проводит последовательную политику поддержки распространения газомоторного топлива в России. «С 2013 года, когда этой темой активно занялось правительство по поручению президента России, мы создали удобную нормативную базу для развития отрасли, ввели льготы, просубсидировали производство техники, строительство новых газовых заправок», — рассказал Александр Новак.

«Минэнерго было определено как головное министерство по вопросам развития ГМТ. В апреле прошлого года президент поручил Минэнерго России подготовить концепцию развития рынка газомоторного топлива до 2030 года, и в октябре документ был направлен нами в правительство», — добавил министр.

Программа предусматривает амбициозные планы развития отрасли, отметил глава Минэнерго России. Согласно концепции, объемы направляемого на топливо газа должны будут вырасти до 11 млрд куб. м в год, количество автотранспорта на ГМТ — со 150 тыс. до 700 тыс. автомобилей, газовых АЗС — с 380 до 2400 штук.

Министр особо отметил, что к 2030 году каждый регион России с населением городов более 100 тыс. человек будет обязан принять свою программу развития рынка и размещения АГНКС. Кроме того, в России появятся отдельные крио-АЗС, заправляющие технику сжиженным природным газом. В 2019 году, сообщил министр, на развитие рынка газомоторного топлива может быть выделено 4 млрд руб. субсидий, сейчас это обсуждается с Министерством финансов России. 

На правах рекламы