
Амбициозный стартап
Предпринимательская история Алексея Платонова началась 19 лет назад. «Мой бизнес начинался в 2000 году с небольшой компании по поставке канцтоваров в магазины Рязанской области. Всего за три года о нас узнали практически все розничные игроки, а нашу собственную сеть «Канцлер» полюбили клиенты во всем регионе, — рассказывает основатель компании. — Тогда стало понятно: нашей амбициозной команде стало тесно в границах области, и пришло время решать задачи иного порядка — выводить бизнес на федеральный уровень».
Первые федеральные поставки «Рельеф-центр» сделал в Московскую, Тульскую и Владимирскую области, одновременно с этим расширялся ассортимент продукции. «Выход региональной компании на национальный уровень — задача, требующая не только перестройки всей системы менеджмента, но и серьезных финансовых ресурсов. Масштабирование за счет собственных средств — процесс долгий, а хотелось быстрого роста и активного встраивания в конкурентную борьбу, — вспоминает Алексей Платонов. — И в 2004 году мы заручились поддержкой надежного партнера, предложившего нам целый комплекс финансовых продуктов для эффективного развития бизнеса. Таким партнером стал для нас Сбербанк».
Благодаря этому партнерству филиалы «Рельеф-центра» открылись в Пензе, Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске, Ростове-на-Дону, Новосибирске и Казани. Это позволило наладить поставки продукции во все 85 российских регионов. Тогда же были запущены федеральная программа «9–18», в рамках которой «Рельеф-центр» поставляет продукцию в региональные b2b-компании, и франчайзинговый проект «КанцПарк». «Идея последнего — открытие канцелярского магазина «под ключ». На франчайзи — инвестиции в закупку ассортимента и готовность работать, на франчайзере — полное сопровождение, комплектование и подготовка магазина к старту. Никаких паушальных взносов и роялти — франшиза, а вместе с ней программное обеспечение, ИТ-поддержка и доступ к экспертизе надежного партнера, предоставляются бесплатно», — делится своими лайфхаками Алексей. Сегодня по франшизе открыто более 230 магазинов «КанцПарк» в 125 городах России. В ближайших планах — развитие сети в Казахстане и Республике Беларусь, организация и проведение профильных конференций для зарубежных партнеров и их клиентов и предоставление им полной маркетинговой поддержки.
Свою первую экспортную поставку компания «Рельеф-центр» выполнила в июле 2015 года, и за три года охватила страны Таможенного союза — Белоруссию, Казахстан, Армению и Киргизию, и СНГ — Украину, Грузию, Азербайджан, Узбекистан и Молдавию.
«Жесткая конкуренция и давление со стороны именитых компаний меня никогда не пугали: у нас не было многолетней истории, зато были молодость, амбициозность и креативные идеи по улучшению клиентского сервиса, — говорит Алексей Платонов. — Крупные компании предлагали клиентам надежность, а «Рельеф-центр» сделал ставку на гибкость, скорость и удобство работы. Даже сегодня, когда в штате нашей компании около двух с половиной тысяч сотрудников, у нас одиннадцать тысяч успешных партнеров, я считаю, что мы только в начале пути. Мое предпринимательское кредо — не останавливаться на достигнутом. Я постоянно анализирую и ищу, какие еще потребности есть у наших клиентов, что мы упускаем из того, что уже предлагают конкуренты».
Финансовое плечо
Сегодня бизнес «Рельеф-центр» развивается за счет органического роста, благодаря открытию филиалов и франчайзинговых магазинов, а также выходу в новые рынки, расширению клиентской базы, увеличению ассортимента, развитию собственных торговых марок, и сделок M&A. Здесь компания смотрит прежде всего на дистрибьюторов с солидной клиентской базой и эксклюзивными контрактами и на производственные фирмы, обладающие экспертными компетенциями и портфолио хорошо известных на рынке брендов.
«Процесс консолидации рано или поздно начинается на любом рынке, и сегмент канцелярских товаров не исключение. В конкурентной борьбе побеждают самые эффективные компании, а также те, кто имеет постоянный доступ к долгосрочному финансированию. Без заемных денег невозможен скоростной рост, — уверен Алексей Платонов. — Если ты растешь медленно, тебя обязательно обгонят другие компании. В этом вопросе нам уже много лет помогает партнерство со Сбербанком». Благодаря этому многолетнему сотрудничеству компания Платонова может сосредоточиться на главном — улучшении собственных бизнес-процессов и не тратить ресурсы на постоянный поиск соинвесторов. Сегодня Сбербанк предоставляет «Рельеф-центру» полный спектр услуг, помогающих развитию.
Один из основных результатов партнерства банка и бизнеса: строительство собственного складского комплекса класса А+ площадью 45 500 кв. м и девятиэтажного офисного здания площадью 7500 кв. м с собственным медицинским центром, корпоративным кафе и спортивным клубом. А также успешная сделка по покупке ОАО «Гамма» — одной из старейших отечественных компаний, выпускающей товары для творчества. Обновленную с учетом всех современных трендов и потребностей целевой аудитории компанию уже в ближайшем будущем ждет активное развитие и масштабирование. Задача у Платонова амбициозная — сделать «Гамму» самым популярным детским брендом в России. «Покупка производственных мощностей компании «Гамма» — еще один шаг на пути к превращению нашей компании в холдинг полного цикла, — делится планами на будущее Алексей Платонов. — Охватив своими поставками всю Россию и СНГ, расширив ассортимент до 20 тыс. товаров, организовав поставки от почти 300 мировых и российских брендов, мы готовы открыть для себя новые горизонты и активно развивать собственное производство».
Вертикальное масштабирование
С 2016 года «Рельеф-центр» выступает якорным инвестором в проекте создания территории опережающего социально-экономического развития в поселке Лесной Шиловского района Рязанской области. Совместно с правительством региона компания занимается преобразованием поселка: здесь открываются современные технологические производства, создаются новые рабочие места, вырастает кластер производства товаров для школы и офиса. У компании здесь уже работает завод «Ока-пласт», выпускающий канцелярские папки, пластиковые уголки и файлы, и «Лесновская мануфактура», где в скором времени будет запущено производство мела. В планах открытие еще трех предприятий: по производству бумажно-беловых товаров, пластилина и красок, а также фломастеров и ручек.
Старший вице-президент ПАО Сбербанк Владимир Ситнов:
— История нашего партнера «Рельеф-центр» — это пример того, как крупный бизнес и банк, работающие в тесной связке, способны решать стратегические задачи самого высокого уровня: опережающее развитие территорий, улучшение инвестиционного климата в регионе, повышение качества жизни городов и сельских поселений. Приятно, что наши клиенты ставят перед собой подобные амбициозные задачи и успешно решают их. Поддержка начинаний клиентов — наш безусловный приоритет.
Новый вызов — повышение технологичности всех бизнес-процессов: внедрение системы CRM, технологий управления массивами данных, онлайн-маркетинг. «Мы делаем ставку на инновации, отслеживаем мировые тенденции и находимся в постоянном контакте со своими клиентами — именно от них мы получаем главные советы для дальнейшей оптимизации и совершенствования своей работы», — уверен Алексей Платонов.