Как превратиться из региональной компании в лидера рынка
Новости партнеров,
0

Как превратиться из региональной компании в лидера рынка

Основатель «Рельеф-центра» Алексей Платонов рассказывает, как его компании удалось стать одним из лидеров рынка канцелярских товаров РФ. Это был путь от бизнеса регионального уровня до компании федерального масштаба.
Алексей Платонов, основатель компании «Рельеф-центр» (Фото: Пресс-служба)

Амбициозный стартап

Предпринимательская история Алексея Платонова началась 19 лет назад. «Мой бизнес начинался в 2000 году с небольшой компании по поставке канцтоваров в магазины Рязанской области. Всего за три года о нас узнали практически все розничные игроки, а нашу собственную сеть «Канцлер» полюбили клиенты во всем регионе, — рассказывает основатель компании. — Тогда стало понятно: нашей амбициозной команде стало тесно в границах области, и пришло время решать задачи иного порядка — выводить бизнес на федеральный уровень».

Первые федеральные поставки «Рельеф-центр» сделал в Московскую, Тульскую и Владимирскую области, одновременно с этим расширялся ассортимент продукции. «Выход региональной компании на национальный уровень — задача, требующая не только перестройки всей системы менеджмента, но и серьезных финансовых ресурсов. Масштабирование за счет собственных средств — процесс долгий, а хотелось быстрого роста и активного встраивания в конкурентную борьбу, — вспоминает Алексей Платонов. — И в 2004 году мы заручились поддержкой надежного партнера, предложившего нам целый комплекс финансовых продуктов для эффективного развития бизнеса. Таким партнером стал для нас Сбербанк».

Благодаря этому партнерству филиалы «Рельеф-центра» открылись в Пензе, Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске, Ростове-на-Дону, Новосибирске и Казани. Это позволило наладить поставки продукции во все 85 российских регионов. Тогда же были запущены федеральная программа «9–18», в рамках которой «Рельеф-центр» поставляет продукцию в региональные b2b-компании, и франчайзинговый проект «КанцПарк». «Идея последнего — открытие канцелярского магазина «под ключ». На франчайзи — инвестиции в закупку ассортимента и готовность работать, на франчайзере — полное сопровождение, комплектование и подготовка магазина к старту. Никаких паушальных взносов и роялти — франшиза, а вместе с ней программное обеспечение, ИТ-поддержка и доступ к экспертизе надежного партнера, предоставляются бесплатно», — делится своими лайфхаками Алексей. Сегодня по франшизе открыто более 230 магазинов «КанцПарк» в 125 городах России. В ближайших планах — развитие сети в Казахстане и Республике Беларусь, организация и проведение профильных конференций для зарубежных партнеров и их клиентов и предоставление им полной маркетинговой поддержки.

Свою первую экспортную поставку компания «Рельеф-центр» выполнила в июле 2015 года, и за три года охватила страны Таможенного союза — Белоруссию, Казахстан, Армению и Киргизию, и СНГ — Украину, Грузию, Азербайджан, Узбекистан и Молдавию.

«Жесткая конкуренция и давление со стороны именитых компаний меня никогда не пугали: у нас не было многолетней истории, зато были молодость, амбициозность и креативные идеи по улучшению клиентского сервиса, — говорит Алексей Платонов. — Крупные компании предлагали клиентам надежность, а «Рельеф-центр» сделал ставку на гибкость, скорость и удобство работы. Даже сегодня, когда в штате нашей компании около двух с половиной тысяч сотрудников, у нас одиннадцать тысяч успешных партнеров, я считаю, что мы только в начале пути. Мое предпринимательское кредо — не останавливаться на достигнутом. Я постоянно анализирую и ищу, какие еще потребности есть у наших клиентов, что мы упускаем из того, что уже предлагают конкуренты».

Финансовое плечо

Сегодня бизнес «Рельеф-центр» развивается за счет органического роста, благодаря открытию филиалов и франчайзинговых магазинов, а также выходу в новые рынки, расширению клиентской базы, увеличению ассортимента, развитию собственных торговых марок, и сделок M&A. Здесь компания смотрит прежде всего на дистрибьюторов с солидной клиентской базой и эксклюзивными контрактами и на производственные фирмы, обладающие экспертными компетенциями и портфолио хорошо известных на рынке брендов.

«Процесс консолидации рано или поздно начинается на любом рынке, и сегмент канцелярских товаров не исключение. В конкурентной борьбе побеждают самые эффективные компании, а также те, кто имеет постоянный доступ к долгосрочному финансированию. Без заемных денег невозможен скоростной рост, — уверен Алексей Платонов. — Если ты растешь медленно, тебя обязательно обгонят другие компании. В этом вопросе нам уже много лет помогает партнерство со Сбербанком». Благодаря этому многолетнему сотрудничеству компания Платонова может сосредоточиться на главном — улучшении собственных бизнес-процессов и не тратить ресурсы на постоянный поиск соинвесторов. Сегодня Сбербанк предоставляет «Рельеф-центру» полный спектр услуг, помогающих развитию.

Один из основных результатов партнерства банка и бизнеса: строительство собственного складского комплекса класса А+ площадью 45 500 кв. м и девятиэтажного офисного здания площадью 7500 кв. м с собственным медицинским центром, корпоративным кафе и спортивным клубом. А также успешная сделка по покупке ОАО «Гамма» — одной из старейших отечественных компаний, выпускающей товары для творчества. Обновленную с учетом всех современных трендов и потребностей целевой аудитории компанию уже в ближайшем будущем ждет активное развитие и масштабирование. Задача у Платонова амбициозная — сделать «Гамму» самым популярным детским брендом в России. «Покупка производственных мощностей компании «Гамма» — еще один шаг на пути к превращению нашей компании в холдинг полного цикла, — делится планами на будущее Алексей Платонов. — Охватив своими поставками всю Россию и СНГ, расширив ассортимент до 20 тыс. товаров, организовав поставки от почти 300 мировых и российских брендов, мы готовы открыть для себя новые горизонты и активно развивать собственное производство».

Вертикальное масштабирование

С 2016 года «Рельеф-центр» выступает якорным инвестором в проекте создания территории опережающего социально-экономического развития в поселке Лесной Шиловского района Рязанской области. Совместно с правительством региона компания занимается преобразованием поселка: здесь открываются современные технологические производства, создаются новые рабочие места, вырастает кластер производства товаров для школы и офиса. У компании здесь уже работает завод «Ока-пласт», выпускающий канцелярские папки, пластиковые уголки и файлы, и «Лесновская мануфактура», где в скором времени будет запущено производство мела. В планах открытие еще трех предприятий: по производству бумажно-беловых товаров, пластилина и красок, а также фломастеров и ручек.


Старший вице-президент ПАО Сбербанк Владимир Ситнов:

— История нашего партнера «Рельеф-центр» — это пример того, как крупный бизнес и банк, работающие в тесной связке, способны решать стратегические задачи самого высокого уровня: опережающее развитие территорий, улучшение инвестиционного климата в регионе, повышение качества жизни городов и сельских поселений. Приятно, что наши клиенты ставят перед собой подобные амбициозные задачи и успешно решают их. Поддержка начинаний клиентов — наш безусловный приоритет.


Новый вызов — повышение технологичности всех бизнес-процессов: внедрение системы CRM, технологий управления массивами данных, онлайн-маркетинг. «Мы делаем ставку на инновации, отслеживаем мировые тенденции и находимся в постоянном контакте со своими клиентами — именно от них мы получаем главные советы для дальнейшей оптимизации и совершенствования своей работы», — уверен Алексей Платонов. 

На правах рекламы