Цифровизация — драйвер глобальной экономики на протяжении последних нескольких лет, и она продолжит стимулировать рынок в 2019 году, отмечают в американском Gartner. Международное аналитическое агентство IDC прогнозирует, что к 2022 году более 60% мирового ВВП будет производиться на основе цифровых технологий.
Рост во всех отраслях обеспечат цифровые продукты и операции, более 90% предприятий к этому времени создадут на базе облачных сервисов новые, «исходно цифровые» среды. Ключевые инициативы цифрового будущего — искусственный интеллект (ИИ), а также интернет вещей (IoT). Симбиоз этих технологий, по мнению руководителя центра экспертизы SAP СНГ по решениям и технологиям Дениса Савкина, позволит радикально менять бизнес-модели и создавать новые продукты.
Последние десять лет технологичные компании демонстративно обгоняли лидеров прошлых десятилетий по динамике и капитализации. К примеру, на долю крупнейшего онлайн-ретейлера США Amazon в 2018 году приходилось около 50% всех розничных интернет-покупок (и 5% всей розничной торговли) страны. Для сравнения: Walmart — крупнейшая розничная сеть мира, занимает лишь 3,7% в американских онлайн-продажах. Капитализация цифровой Amazon превысила в 2018 году $1 трлн, ранее такого результата добивалась только Apple.
Однако сейчас все больше крупных индустриальных компаний стали проникать в область digital, комментирует руководитель направления «Цифровизация процессов» компании «Сибур» Ян Зарынь. По его словам, по степени проникновения цифровизации в отрасли наиболее прогрессивными сферами до сих пор были ретейл, банки, телеком и медиа. В самом начале прогрессивной шкалы интеллектуального развития организации — госсектор, здравоохранение, нефтяная отрасль, затем химическая отрасль, индустрии высоких технологий, автомобилестроение и энергетика.
Цифровые инициативы в России сегодня реализуют почти все крупные компании из разных отраслей — металлурги, банки, ретейл, в первую очередь все те, кто ориентирован на клиента (сегмент b2с), подтверждает представитель SAP СНГ Денис Савкин.
Показатели чемпионов
Лидерами, которые реализуют программы цифровизации, выходящие далеко за рамки простой автоматизации и организации сетей, в 2018 году были признаны лишь 10% предприятий в мире, говорится в отчете PwC Strategy& «Цифровые чемпионы». Среди них не только Apple и Google, а также, например, Ford или производитель оборудования для прецизионного земледелия Deere и другие предприятия.
Больше всего «цифровых чемпионов» в автомобильной (20%) и электронной (14%) промышленности В перерабатывающей промышленности и секторе производства потребительских и промтоваров их пока единицы — только 6% предприятий в каждой из этих отраслей реализуют инновационные решения на своем рынке и производственных объектах.
«Цифровые чемпионы» занимают особое положение за счет успешной работы в четырех критических экосистемах бизнеса: «Решения для клиентов», «Операции», «Технологии» и «Кадры», — отмечают в PwC. Эти экосистемы составляют основу усовершенствованной цифровой цепочки создания стоимости.
Более 90% цифровых чемпионов внедрили либо пилотируют проекты в сфере интернета вещей (IoT), более трети (39%) освоили технологии прогнозного обслуживания, около трети — инструменты искусственного интеллекта (Artificial Intelligence, AI) для автоматизации рутинных задач. Это ключевые технологии ближайшего цифрового будущего, считают в SAP, симбиоз которых позволит радикально поменять бизнес-модели и создавать новые продукты. За счет новых подходов и технологий компании рассчитывают на существенную экономию затрат и повышение эффективности.
Российский бизнес, по словам Дениса Савкина (SAP СНГ), в том числе достаточно консервативный, вслед за западными конкурентами тоже начал переход в цифровую экономику. Маркетплейсы (электронные торговые площадки) внедряют не только ретейлеры, но и страховщики и промышленные предприятия. К примеру, такой интернет-магазин для сбыта продукции использует российский производитель «Северсталь».
Существующий уровень развития инфраструктуры в стране подстегивает темпы цифровизации — показатели проникновения интернета более 70% на начало 2019 года, по данным исследовательского агентства GfK, а доступность мобильного доступа в интернет, по данным BCG, в 3G составляет 95%, в LTE — 60%.
Инновационный цикл
В этом году компании продолжат активное внедрение IoT и AI, прежде всего в клиентские сервисы, для интеграции персонализированных решений и многоканального взаимодействия с клиентами, а также для автоматизации внутренних операций бизнеса, прогнозируют в международной Forrester Research.
Цифровая трансформация, по мнению экспертов SAP, помогает внедрить инновации в трех областях — в бизнес-процессах, бизнес-моделях и клиентском опыте. Речь не всегда идет о кардинальной замене старых схем работы, скорее об их дополнении новыми возможностями. «Основные преимущества технологичного бизнеса — в снижении влияния человеческого фактора, когда качество продукта или процесса уже не зависит от человека, а также в возможности очень быстрой адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды», — поясняет Денис Савкин (SAP СНГ).
Пока бизнес отдает предпочтение итерационному подходу — небольшим инновационным циклам (до двух лет), которыми проще управлять. Примеры таких коротких инициатив — эксперименты Adidas с обувью, распечатываемой на 3D-принтере, и внедрение Сбербанком элементов искусственного интеллекта в различные процессы, — например, в системе электронной торговли Sberbank Markets запущен чат-бот для консультирования клиентов онлайн. В перспективе он будет заключать сделки в том же формате переговоров в чате.
На таких временных отрезках можно относительно быстро получить результат и оценить отдачу от инвестиций.
Однако ресурсо-сдержанный подход с небольшими пилотами может стать ограничением для инновационного прорыва, считает представитель SAP Денис Савкин: «Маленький проект не сможет дать большой value». Инновации не могут строиться на решениях «из коробки», они подразумевают крупные индивидуальные проекты с большой вовлеченностью заказчика. И как раз таких комплексных программ российские заказчики пока в полном объеме не запускали. Прорыв здесь будет возможен, как прогнозируют специалисты SAP, когда накопится достаточный набор успешных и публично доступных референс-кейсов. Рыночная ситуация этому способствует. По словам Дениса Савкина, кризисы всегда толкают на инновации.
Комплексный интеллект
Суть комплексной инновационной трансформации предприятия — в вытеснении прежнего подхода автоматизации отдельных процессов интеллектуальным принципом организация всего бизнеса. Это подразумевает объединение всех систем и данных на базе единой платформы, минимизацию ручных операций и эффективное управление процессами за счет использования технологий машинного обучения, интернета вещей, виртуальной и дополненной реальности, 3D-моделирования, робототехники и прочих технологий. По такому принципу, например, уже выстраивает работу нового завода компания «Черкизово», реализовав принципы «Индустрии 4.0» в части роботизация производства и технологий искусственного интеллекта, в том числе на базе решений SAP. По пути цифровой трансформации идет «Металлоинвест», внедривший вместо ста разрозненных решений единую систему управления предприятием на базе SAP S/4HANA.
Программа «Технологический прорыв» «Норникеля» в сотрудничестве с SAP до 2020 года, в частности, охватывает всю производственную деятельность компании: от добычи и обогащения до плавки и выпуска готовой продукции, говорят в пресс-службе компании. Система имитационного моделирования рудника позволяет выявлять узкие места и оперативно менять траектории перемещения техники, создавать несколько вариантов планов работ и симулировать их выполнение. Службы управления производством в реальном времени получают необходимую информацию по контролю и управлению объемами и качеством добываемой руды, отслеживанию эксплуатации и технического состояния горного оборудования. Автоматизированная система коммерческого учета энергоресурсов (АСКУЭ) ведет подсчет потребления электро— и тепловой энергии, природного газа, холодной и горячей воды, технологического кислорода и сжатого воздуха. «Использование новейших технологий уже в ближайшее время позволит создать в «Норникеле» цифровой интеллектуальный рудник», — заявили в компании.
Уровень автоматизации компании «Сибур Холдинг» оценивают в 84% на начало 2018 года — это позволило снизить себестоимость затрат на производство. «Сибур» отличает комплексный интенсивный подход к цифровизации», — говорит Ян Зарынь.
Предиктивную аналитику в компании используют, чтобы выявлять дефекты оборудования на ранней стадии, выстаивать оптимальный график ремонтов и оптимизировать процессы сортировки. В целом «Сибур Холдинг» инвестирует сегодня сразу в ряд направлений, связанных с использованием данных, на которых выстраивается аналитика разной степени сложности — от простых математических моделей до комплексных алгоритмов машинного обучения. «Такая аналитика позволяет делать выводы, недоступные человеческому мозгу», — утверждает Ян Зарынь.
Предвидение результата
«Почти вся наша промышленность уже «заболела» интеллектуализацией, — говорит Денис Савкин. — Мы работаем в пилотном режиме с КамАЗом, НЛМК, ОМК. Осуществляем с ними проекты по прогнозированию сбыта и предиктивным ремонтам».
Технологии искусственного интеллекта можно встраивать непосредственно уже в существующие системы SAP, отмечает компания-разработчик. Так, в версию S/4HANA встроено более 40 сценариев машинного обучения ML. Такие сценарии можно разрабатывать и «под себя» — на платформе SAP HANA Full Use или SAP Cloud Platform.
Не менее 80% всех транзакций (расчетов, платежей, начислений и так далее) в системе компании должно быть автоматизировано с помощью искусственного интеллекта. Это избавит людей от бумажной работы, повысит оперативность и правильность принимаемых решений, создаст условия для более интеллектуального труда без ошибок.
Это лишь часть примеров применения инноваций в интеллектуальных компаниях. Если вы хотите более подробно познакомиться с интеллектуальными сценариями, которые уже сейчас используются ведущими российскими компаниями, приглашаем вас 17 апреля на SAP Forum 2019.
Компания |
Демонстрация инновационного сценария |
«Сибинтек» |
Цифровой двойник месторождения. Виртуальная реальность для обучения работе на буровой |
Госкорпорация «Росатом», инжиниринговый дивизион |
Управление проектами строительства АЭС |
Алкогольная сибирская группа |
ERP нового поколения в облаке |
АО «ОХК «Уралхим» |
Искусственный интеллект для производства удобрений: повышение производительности барабана грануляции |
ПАО «Северсталь» |
Управление эффективностью производства |
ПАО «ГМК «Норильский никель» |
Демонстрация результатов работы инновационной лаборатории |
Трубная металлургическая компания |
Прогнозные ремонты |
«М.Видео» |
«Умный» магазин |
«Связной» |
Робот-продавец |
ОАО «Газпром нефть» |
Прогнозное закрытие на основе машинного обучения |
Группа «Черкизово» |
Интеллектуальное управление финансовым закрытием |
X5 Retail Group |
Роботизация бизнес-процессов в ретейле |
ПАО «Аэрофлот» |
Витрина данных для налогового мониторинга |
ПАО Сбербанк |
Построение SAP-систем с учетом защиты данных на примере Центра кибербезопасности Сбербанка |