Бизнес на гарантии
Новости партнеров,
0

Бизнес на гарантии

Один из самых простых способов открыть бизнес — покупка франшизы. Например, за 3 млн руб. можно запустить готовый магазин настольных игр с налаженной схемой работы. Однако франчайзинг не так прост, как кажется.
Фото: Пресс-служба

Причины для открытия собственного бизнеса могут быть очень разными. Например, желание попробовать себя в качестве предпринимателя или воспользоваться этой возможностью в качестве вложения средств на будущее. «Так как у людей не осталось надежды на государственную пенсию, приходится задумываться о покупке малого бизнеса как разумной альтернативе другим видам вложения своих сбережений», — говорит преподаватель Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Илья Мунерман. По его словам, на российском рынке уже есть примеры успешных франшиз.

«Российский рынок франчайзинга можно оценить в 350 млрд руб., и по такой бизнес-модели работает более 3000 предприятий. Подобная модель успешна в розничной торговле, в индустрии финансовых услуг, в фитнесе, в системе общественного питания — например, в сегменте магазинов у дома, кофеен и точек фастфуда, с которых все и началось, — говорит аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын. — Начинающий предприниматель должен обладать накопленными средствами — обычно в объеме нескольких миллионов рублей, плюс необходим менеджмент и, что важнее всего, опыт управления кадрами».

Тем не менее, несмотря на темпы роста 10–15% ежегодно, рынок франшиз в России представлен очень слабо и насчитывает около 3000 франшиз, из которых 90% составляют «пустышки» согласно данным российского онлайн-каталога франшиз «Бибосс». По словам младшего аналитика ИК «Фридом Финанс» Александры Овчинниковой, наиболее продаваемые франшизы отмечаются в сегментах общественного питания, магазинов детских товаров, одежды, салонов красоты, включая мужские барбершопы, и фитнес-клубов. Как отмечает эксперт, успешными можно назвать франшизы, которые вышли не только на региональный рынок, но также осуществляют деятельность в международном сегменте. Например, у компании «Мосигра» открыто 72 магазина в 34 городах России и СНГ.

Простые инструкции

Франшиза сети магазинов настольных игр компании «Мосигра» предполагает инвестиции в размере 3 млн руб. Эта сумма формируется из нескольких показателей: паушального взноса в 600 тыс. руб., франчайзи также платит роялти в размере 5% от оборота и маркетинговой сбор в размере 1% от оборота. В итоге, по данным франчайзера, окупаемость вложений должна составить полтора-два года.

Фото: Пресс-служба

В компании «Мосигра» перечисляют пять шагов по открытию франшизы. На первом этапе необходимо отправить заявку на адрес электронной почты с указанием своего телефона, города и коротким рассказом о том, где именно потенциальный франчайзи планирует открыть магазин и почему. На втором этапе с будущим франчайзи свяжется менеджер или руководитель франчайзи-направления, который ответит на основные вопросы и расскажет о статьях расходов. На третьем этапе заключается договор коммерческой концессии и происходит оплата первой части паушального взноса в размере 100 тыс. руб., после чего персональный менеджер начинает поиск и оценку помещения, включая проработку финансовой модели под конкретную точку. На четвертом этапе франчайзи оплачивает вторую часть паушального взноса в размере 500 тыс. руб. и получает так называемую базу знаний — полный доступ к инструкциям по работе, к бухгалтерскому и юридическому обслуживанию. На пятом этапе открывается непосредственно сам магазин. «Как правило, до открытия и в первые недели после возникает вагон вопросов. Мы на связи, помогаем их решать и советуем. Обычно после первых трех-четырех игротек, то есть через месяц работы магазина, становится понятно, как отладить процессы, и запускается нормальная штатная работа, но мы всегда готовы помочь. Проводим консультации по мере необходимости», — рассказывают в компании «Мосигра».


Франшиза «Мосигры»

  • Нужно иметь стартовые 3–5 млн руб. Эти деньги пойдут на аренду, ремонт, торговое оборудование, первую закупку товара и паушальный взнос (600 тыс. руб.). Средний срок окупаемости франшизы — 18–24 месяца, это означает, что примерно через два года бизнес окупится и начнет приносить прибыль.
  • Нужно платить 5% от оборота в качестве роялти.
  • Нужно отчислять 1% на маркетинг.

В обмен начинающие предприниматели получают модель бизнеса, разработанную с учетом региона и условий франчайзи, эксклюзивные цены на товар, право использовать раскрученную торговую марку «Мосигра», помощь при поборе помещения, дизайн-проект, поставку товара, готовый сайт, рекламные макеты, фирменную одежду для продавцов, двухнедельное обучение в Москве и полную документацию. А также консалтинг по важнейшим проблемам открытия и ведения бизнеса, дистанционное обучение и общение со специалистами компании и другими франчайзи.


Фото: Пресс-служба

По словам владельца магазина «Мосигра» в Хабаровске Алексея Репьева, «Мосигра» — это как «Макдоналдс» в мире фастфуда, только в мире настольных игр». «Перед тем как открыться, мы долго искали место, и мне казалось, что каждый вариант подходит, но как же я ошибался! Нам повезло, что из всех мест мы выбрали именно торговый центр, потому что в торговом центре аудитория настроена как минимум на покупки», — говорит Алексей Репьев. По его словам, эта франшиза будет выгодна тем людям, которые в первую очередь смотрят на этот бизнес с интересом и увлечением, тем, кому нравится играть в настольные игры, и только во вторую очередь человек должен быть бизнесменом и экономистом.

Плюсы и минусы франшизы

Выбор франшизы — дело не менее ответственное, чем выбор направления собственного бизнеса. Как отмечает Илья Мунерман, существует два параметра измерения успешной франшизы: первый — коэффициент выживаемости (survival rate), отношение выживших франчайзи к общему количеству открывшихся за определенные периоды. Второй — коэффициент доходности (return rate)  — относительная оценка прибыли, полученной франчайзи. «Плюсы покупки франшизы заключаются в присоединении к успешной сети, вероятность банкротства кратно ниже, чем при основании собственного стартапа. Да и начальные затраты будут ниже. Со временем опыт накопится», — утверждает Илья Мунерман. В свою очередь к минусам в некоторых случаях, по его словам, можно отнести плохое информационное и правовое обеспечение, отсутствие достоверных источников информации, а также зачастую непрозрачные отношения с собственниками товарного знака. «Главный плюс франшизы — в большей предсказуемости результатов, особенно если опыт предпринимателя невелик. Франшиза уже испробована многими предпринимателями, большая часть возможных ошибок маркетинга и продвижения уже исправлены, это заметно снижает риски», — говорит советник по макроэкономике гендиректора компании «Открытие Брокер» Сергей Хестанов. Однако, по его словам, франшиза хорошо работает, когда экономика в целом находится в фазе роста, в настоящий же момент мы можем наблюдать период застоя, и эффективность франшиз несколько снизилась.

Фото: Пресс-служба

По словам Александры Овчинниковой, если размер свободных денежных средств не является препятствием, то предпринимателю все равно придется столкнуться с большим объемом требований со стороны головной компании, включая оформление торговой точки, поведение сотрудников, требования к качеству и обслуживания. «Чтобы избежать неокупаемых вложений при выборе франшизы, необходимо обратить внимание на то, сколько представительств у компании, а также узнать количество закрытых представительств; необходимо изучить стратегию и финансовые результаты деятельности выбранной компании», — объясняет Александра Овчинникова. Однако, по мнению Леонида Делицына, в первую очередь предпринимателю нужно посоветовать определить, почему он считает, что в итоге сумеет получить прибыль. «Единственный аргумент, который ведет к успеху, — четкое видение своих ключевых компетенций и ресурсов, которые помогут заработать, создав такое предприятие», — уверен Леонид Делицын. В случае с франшизой «Мосигры» таких препятствий быть не должно: все любят играть.


«Мосигра» в цифрах

2008 — год основания

72 — число магазинов «Мосигра» в 34 городах России и СНГ

981 791 коробка с играми — продажи в 2018 году

1800 руб. — средний чек

1,2 млн — количество клиентов в Москве

2,5 года — средний срок лояльности клиентов


 
На правах рекламы