«Нам пришлось подстраиваться под собственные ГОСТы»
Новости партнеров,
0

«Нам пришлось подстраиваться под собственные ГОСТы»

Компания «Армакон» приняла участие в разработке новых ГОСТов на дерматологические средства индивидуальной защиты. О том, как велась работа и зачем это компании, рассказывает ее генеральный директор Лариса Евдокимова.

— Как пришла идея заняться разработкой ГОСТов?

— Мы осознали необходимость в определении новых критериев, новых норм и параметров для производства качественных продуктов. До сих пор в техническом регламенте были упомянуты только требования к безопасности средств индивидуальной защиты, однако об их эффективности было лишь краткое упоминание. Критерии и параметры эффективности прописаны не были. Мы увидели в этом проблему и поняли, что нам нужно принять участие в работе по созданию стандартов.

Лариса Евдокимова, генеральный директор компании «Армакон»

— Вы считаете, что обладаете достаточным опытом, чтобы определять стандарты?

— Компания «Армакон» работает на рынке более 20 лет. Мы занимаемся разработкой и производством дерматологических средств индивидуальной защиты (ДСИЗ).

— Что это за средства и почему их безопасности и эффективности уделяется такое внимание?

— В эту группу продуктов входят средства, предназначенные для защиты кожи от различных вредных производственных или биологических факторов. Это защитные кремы, очищающие гели и пасты, репеллентные и дезинфицирующие средства. Это то, что работники на опасных производствах наносят на кожу рук изо дня в день годами. И если средство не работает, его нельзя считать безопасным. Поэтому мы приняли решение разработать методики для подтверждения направленной эффективности ДСИЗ. Наша компания приняла участие в разработке трех национальных ГОСТов, два из которых содержат методики на подтверждение эффективности средств.

— О каких опасных производствах идет речь?

— Мы работаем с разными отраслями: нефтяными, газовыми, транспортными, строительными компаниями. На самом деле сложно назвать отрасль, в которой не использовались бы средства индивидуальной защиты. Кстати, по закону, они должны выдаваться сотрудникам бесплатно.


17 декабря 2010 года Министерство здравоохранения и социального развития РФ выпустило приказ, согласно которому были разработаны нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств.


— А был запрос со стороны потребителей на подтверждение эффективности?

— Да, у предприятий была такая сложность: при выборе средств приходилось ориентироваться только на цену. А это не дает возможности выбрать качественный продукт. Вся эта работа делалась именно для того, чтобы потребитель получил качественные и проверенные продукты.

— Ваши ГОСТы уже работают?

— Они были опубликованы в июле этого года. Но для того, чтобы они начали полноценно работать, требуются усилия от лабораторий и испытательных центров, которые должны включить новые ГОСТы в область своей аккредитации, чтобы проверять ДСИЗ и подтверждать их эффективность. Сейчас мы получаем только первые результаты.

На данный момент ГОСТы является добровольными к использованию и к исполнению, тем не менее мы уже дали некий инструмент нашим потребителям, предприятиям, которые закупают ДСИЗ.


Компания «Армакон» приняла участие в создании трех национальных ГОСТов, касающихся системы стандартов безопасности труда и дерматологических средств индивидуальной защиты: ГОСТ Р 12.4.301-2018, ГОСТ Р 12.4.302-2018, ГОСТ Р 12.4.303-2018. Два из них включают методы определения направленной эффективности ДСИЗ (защитного типа и очищающего типа). Также в процессе разработки находится еще ряд стандартов, которые вступят в силу в ближайшие два года.


— Что нужно сделать компании, чтобы поучаствовать в работе над ГОСТом?

— Прежде всего компания должна обладать технической базой и достаточными финансовыми средствами. Дело в том, что основные работы проводятся сторонними организациями. К процессу привлекаются институты, компании, проводящие метрологические исследования, и все это требует определенных вложений. Но в принципе, я думаю, любая компания может стать инициатором или разработчиком нового ГОСТа. Как минимум любая фирма может это сделать совместно с другими компаниями. Это вполне по силам бизнесу. На самом деле это инвестиции в будущее рынка, в развитие компании и в создание новых продуктов.

— Но у разных компаний в одной отрасли могут быть разные представления о качестве и технических требованиях.

— Это правда. Поэтому первый из этапов подобной работы — определение общего подхода и параметров. Это делается совместно с другими участниками рынка. Публичные обсуждения обязательны на начальном этапе.

— Насколько тяжело было вам договориться с конкурентами?

— В нашем случае больших проблем договориться не было. Число ведущих компаний, которые работают в области средств индивидуальной защиты, невелико, это помогло нам в короткие сроки достигнуть консенсуса и начать работу по созданию ГОСТа. Но когда на рынке присутствует довольно большое количество игроков, договориться действительно сложно. Я знаю о ситуациях, когда переговоры ни к чему не приводили.

— Вы не боитесь обвинений, что создавали ГОСТы для себя?

— ГОСТы проходят достаточно серьезную систему экспертиз, есть процедура публичных обсуждений, которые длятся не менее двух месяцев и в них могут принять участие любые компании и институты. Все могут внести свои замечания и на равных с нами работать. У любой компании на рынке есть такая возможность.

Нашей задачей было не создать ГОСТы под себя, а расширить и улучшить рынок, сделать его более прозрачным. В процессе работы мы сами до конца не понимали, какой будет результат. Когда работа была сделана, мы увидели, что у нас у самих есть необходимость доработать некоторые продукты до определенной категории эффективности.

— Вам пришлось подстраиваться под новые нормативы, которые вы сами разрабатывали?

— Именно так. Не по всем, но по некоторым продуктам пришлось внести изменения.

— Что нужно сделать, чтобы новая методика приобрела официальный статус ГОСТа и как долго длится подобная работа?

— Мы работали с техническим комитетом, который занимается стандартизацией продукции нашей отрасли. Нам помогали и в Министерстве труда, и очень серьезную поддержку в метрологической работе оказал Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия «Стандартинформ». По срокам — разработка одного ГОСТа занимает примерно год.

— Российские предприниматели в принципе знают, что они могут влиять на правила игры, создавать новые ГОСТы?

— Я думаю, что бизнес знает о такой возможности, но пока не до конца осознает необходимость, возможно, кто-то не знает механизмов. И, наверное, есть еще ожидание, что это должно делать государство. В России только около 30% ГОСТов делаются за счет средств предпринимателей. Но если мы возьмем статистику ISO — международной системы стандартизации, то там все 100% работ делаются за счет средств бизнеса. Просто надо быть более активными, не надо бояться. 

На правах рекламы