«Мусорная реформа» в Башкирии: первые итоги и новые задачи
Новости партнеров,
0

«Мусорная реформа» в Башкирии: первые итоги и новые задачи

Одним из крупнейших в республике регоператоров по обращению с ТКО является компания «Эко-Сити».

Еще год назад жителям села Мраково Кугарчинского района Башкирии приходилось складировать бытовые отходы в сараях до тех пор, пока не приедет трактор, который вывезет накопившийся мусор. В отдаленных деревнях ситуация была гораздо серьезнее: сельчане либо сжигали горы мусора, либо устраивали несанкционированные свалки. С началом так называемой «мусорной реформы» ситуация в корне изменилась: во всех населенных пунктах республики были организованы контейнерные площадки. Сегодня вывоз мусора из Мраково и других башкирских сел производится ежедневно.

С начала прошлого года в Башкирии, как и в целом по стране, появилась новая услуга — обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Сейчас её предоставляют четыре региональных оператора. Одним из крупнейших в республике является компания «Эко-Сити», обслуживающая 22 муниципалитета, в том числе города Стерлитамак, Салават, Сибай и Кумертау.

Фактически перед региональными операторами была поставлена задача — не просто организовать вывоз мусора из каждого населенного пункта в республике, а с нуля создать отрасль по утилизации и переработке твердых коммунальных отходов. Иными словами, было необходимо наладить бесперебойную логистику и сортировку мусора, а в дальнейшем создать инфраструктуру и для его переработки.

Такой подход требует серьезных вложений: за год компания «Эко-Сити» приобрела 32 современных мусоровоза на общую сумму 270 млн рублей. Сегодня эти машины исправно работают на линии. Стоит отметить, что в некоторые отдаленные населенные пункты такая спецтехника приехала вообще впервые: до начала реформы вывозом ТКО из труднодоступных горных районов никто не занимался.

По словам генерального директора предприятия Семена Земскова, каждый автомобиль способен перевозить до 10-12 тонн отходов, что значительно превышает возможности старых машин. Таким образом, региональный оператор сокращает расход топлива и количество рейсов, а население получает возможность экономить на плате за вывоз мусора.

Из контейнеров, расположенных в отдаленных районах республики, мусор поступает на сортировочный комплекс «Эко-Сити» в Ишимбайском районе. В создание площадки было вложено порядка 400 млн рублей, на сегодняшний день этот комплекс является крупнейшим в Башкортостане: производственная мощность позволяет обрабатывать до 200 тысяч тонн отходов ежегодно. До конца года региональный оператор планирует запустить на этой базе цех по компостированию отходов — по расчетам, в компост можно переработать до трети от общего объема ТКО.

Еще один маршрут, которым следует мусор, — площадка ООО «Мохит» в Стерлитамаке. Здесь на сортировочном участке отбираются алюминий, стекло, пластик, бумага и ткань, которые можно использовать вторично. Оставшиеся 15% несортируемых отходов отправляются на полигон ООО «Нур» под Мелеузом. По словам помощника руководителя ООО «Нур» Артура Сафаргалеева, проектная мощность полигона составляет 407 тысяч кубометров в год, на сегодняшний день площадка заполнена лишь на 8%. По плану полигон должен прослужить до 2031 года.

В башкирском Зауралье ситуация с полигонами и сортировочными комплексами сложнее — соответствующая инфраструктура здесь пока еще не создана. Для утилизации ТКО компания «Эко-Сити» планирует построить ряд объектов в отдаленных районах республики.

«Центральная часть зоны №3 — это города Стерлитамак, Салават, Ишимбай. Они обеспечены в должном объеме мощностями по сортировке и хранению. А в Зауралье, где мы имеем отдаленные «плечи», низкая плотность заселения. Там территория не имеет должным образом организованной инфраструктуры, стационарных комплексов по сортировке и хранению. В ближайшее время мы должны сделать упор на создание таких объектов конкретно в Зауралье, в Баймакском районе и Сибае, — говорит руководитель регионального отделения Российского экологического общества Артем Киреев. — По аналогии с Ишимбайским мусоросортировочным комплексом предполагается строительство объектов в Баймакском районе, там мы уже прошли «инвестиционный час», и точно такого же объекта, но с меньшей мощностью, конкретно на город Сибай. По Баймакскому району мы движемся по согласованному с «дорожной картой» графику. Это 2021 год. По Сибаю это тоже конец 2021 года. Возможно, будет корректировка в графиках, связанная с процедурой предоставления земельного участка».

Для реализации всех намеченных планов нужны дополнительные инвестиции. Эксперты считают, что для регулярной работы и поддержания системы необходимо своевременная оплата услуг по вывозу мусора всеми жителями региона. Тем не менее регоператоры сетуют на многомиллионные долги населения. При этом тарифы на услугу в Башкирии являются одними из самых низких в ПФО: 70 рублей в месяц для жителей городов и райцентров, для сельчан ставка в два раза ниже. Как отметил модератор тематической площадки Общероссийского народного фронта (ОНФ) «Экология» в РБ Мурад Шафиков, на сегодняшний день собираемость платежей составляет порядка 70% — полученной суммы недостаточно для покрытия расходов региональных операторов.

Республиканские власти взяли на себя часть этой нагрузки, профинансировав установку контейнерных площадок. На эти цели в 2019 году было выделено порядка 500 млн рублей. Не хватает и спецтехники: по расчетам, операторам требуется дополнительно еще 630 машин общей стоимостью 4,5 млрд рублей. Глава республики Радий Хабиров попросил федеральный центр поддержать это направление.

В конечном итоге «мусорная реформа» призвана не только создать работающую систему, эффективную отрасль экономики, но и изменить отношение жителей региона к экологии: начиная от сортировки мусора на дому и заканчивая использованием вторичного сырья для производства новых товаров. Это новая экологическая культура, которая действует во многих цивилизованных странах и рано или поздно должна прижиться и в России.  

На правах рекламы