Цифровая трансформация стучит в дверь: что упускают b2b-компании
Новости партнеров,
0

Цифровая трансформация стучит в дверь: что упускают b2b-компании

Российская b2b электронная торговля существенно отстает от мировых темпов развития. Хотя необходимая инфраструктура в нашей стране уже существует.
Фото: пресс-служба

Мир переживает бум e-commerce в корпоративном сегменте. По данным Statista, мировой рынок электронной коммерции b2b в прошлом году оценивался в $12,2 трлн, что в шесть раз больше объемов аналогичного рынка для физических лиц. Ключевыми игроками на глобальном рынке являются Amazon, Alibaba, Rakuten, Mercateo, Global Sources, Walmart и IndiaMart. Специально для развития электронной коммерции b2b компания Amazon в 2015 году провела ребрендинг соответствующего направления с AmazonSupply на Amazon Business и достигла продаж более $1 млрд всего за год. Alibaba с долей около 30% в Китае в настоящее время расширяет свою операционную базу до Индии, Европы и США. Широкая сеть недорогих поставщиков позволяет китайской компании доминировать на рынке, говорится в материалах Statista.

Электронные возможности и цифровые потребности

В нашей стране сегодня относительно успешно развивается сегмент b2c e-commerce. По оценкам Data Insight, объем интернет-торговли для физлиц в России в 2019 году составил $30,6 млрд (доля в ВВП — 1,3%). Для сравнения: показатели лидеров — Китая и США — $738 млрд (5,1%) и $542 млрд (2,6%) соответственно. По темпам роста за прошлый год у России пятый показатель в мире — 23%. Российские потребители уже хорошо знают, как с помощью интернета в один клик заказать доставку гамбургера с газировкой, купить джинсы или телевизор.

С e-commerce для бизнеса ситуация иная. «Зачастую те же самые люди, приходя на работу, скажем, в статусе сотрудника отдела закупок, вынуждены по старинке искать в сети и изучать длинные каталоги продукции, обзванивать поставщиков и посредников, ездить на переговоры, выяснять, есть ли товар на складе, не изменилась ли цена. Бухгалтерия тратит массу времени на сверку счетов, платежек, кладовщики вручную выписывают бумажные бланки по приемке-отгрузке», — описывают российскую действительность специалисты AGORA (компания работает на российском рынке электронной коммерции более восьми лет).

Основатель Alibaba Group Джек Ма, выступая в 2017 году с лекцией в МГУ имени М.В. Ломоносова, заметил, что Россия очень сильно отстает от мирового рынка в сфере электронной коммерции. На сегодняшний день ситуация не очень сильно изменилась, говорят аналитики AGORA: «Большинство производителей и оптовиков на российском рынке по-прежнему игнорируют те возможности, которые сегодня открываются благодаря цифровым технологиям». Как следствие, качественный сервис в сфере электронных продаж b2b в России пока редкость. И колоссальное конкурентное преимущество получают те продавцы, которые внедряют в свои модели инновации, автоматизируют и оцифровывают бизнес-процессы и каналы взаимодействия с контрагентами, в том числе с помощью онлайн b2b-платформ. По оценкам аналитиков компании, за счет внедрения соответствующих цифровых сервисов поставщик дает покупателю шанс повысить эффективность оптовых закупок в разных ситуациях на 30–80%, сэкономить массу времени, избавиться от бумажной рутины, решать все вопросы дистанционно.

Площадки, порталы, большие массивы

Наиболее популярными продуктами в сфере e-commerce, отвечающими на запросы рынка, сегодня являются облачные коробочные SaaS-решения (программное обеспечение как услуга): b2b-портал, b2b-маркетплейс, электронная торговая площадка (ЭТП), электронный магазин.

Например, облачный b2b-портал помогает компаниям-поставщикам автоматизировать обработку заказов и создать личные кабинеты для оптовых клиентов без технического задания и разработки. Портал создается индивидуально для каждой компании, позволяет автоматизировать прием и обработку заказов, внедрить электронный документооборот (ЭДО), быстро интегрируется с ERP-системами (Enterprise Resource Planning — планирование ресурсов) компании. В функционал ресурса также входят предоставление аналитики для руководителя, обучение сотрудников и привлечение клиентов. Пользователи всегда видят актуальные цены, индивидуальные предложения и скидки, историю заказов со статусами и взаиморасчетами, могут оформлять заказы в режиме 24/7, автоматически скачивать созданные счета и накладные.

В частности, соответствующей опцией с начала 2017 года пользуется Michelin — мировой лидер по производству автомобильных шин. B2b-портал на базе AGORA позволяет компании в режиме реального времени взаимодействовать с крупным потоком контрагентов, для каждого из которых созданы персонализированные личные кабинеты, каталоги и ценовые условия. С помощью портала компания Michelin внедрила эффективную онлайн-схему отгрузки мелким дилерам со складов дистрибьюторов и автоматизировала обработку заказов от крупных автопарков и марки Renault. История действий дистрибьюторской сети непрерывно обновляется, что позволяет более точно прогнозировать объемы поставок на склады.

Аналогичные порталы AGORA в России есть и у таких компаний, как Lesaffre, «Эвотор», «Нефрит Керамика», «Веселая затея», «Скан Сити». А также более чем у 400 других предприятий из разных секторов рынка. Например, достаточно крупный b2b-портал на базе AGORA уже долгое время используется компанией «Грета Вульф», которая занимается поставками плитки и мозаики ручной работы. Решение работает при взаимодействии с интернет-магазином компании, а также имеет интеграцию с «1C».  Такой комплексный подход обеспечил практически полную автоматизацию и ускорение бизнес-процессов в несколько раз. Аналогичного успеха, но в ином направлении, удалось достичь группе компаний «Автоэксперт» (b2b-портал с ЭДО для дистрибьютора шин).

Таким образом, b2b-портал на базе AGORA можно назвать не только действенным, но и универсальным решением. За счет добавления нужных модулей и доработок платформа очень быстро адаптируется под нужды любого бизнеса.

Торговые площадки b2b (маркетплейсы) дают возможность объединить на одном ресурсе тысячи поставщиков и контрагентов. «B2b-маркетплейс создается по аналогии с розничными маркетплейсами, но специально для оптовиков. Здесь есть несколько вариантов интерфейсов b2b торговой площадки, ряд предустановленных модулей, интеграция с учетными системами и множество других возможностей», — рассказали в AGORA. В частности, такими возможностями воспользовался банк ВТБ при создании платформы «ВТБ Бизнес-коннект» на базе AGORA (торговая площадка для автоматизации малоценных закупок группы). Система способна выдерживать серьезные ежедневные нагрузки, обеспечивая взаимодействие 13,2 тыс. поставщиков, 100 тыс. покупателей и проведение почти 25 тыс. торговых процедур через каталог с почти миллионным ассортиментом.

Электронные торговые площадки для закупок по 223-ФЗ (ЭТП 223) позволяют быстро разрабатывать и внедрять системы автоматизации закупок (в том числе конкурсы, запросы котировок и предложений, редукционы, переторжки, попозиционные и многолотовые торги). Решения b2b-платформы AGORA широко используются и в данном направлении.

Так, собственную ЭТП 223 на базе AGORA создало АО «Трансмашхолдинг». В то время как электронный магазин для закупок малого объема предпочла компания «РэйлАльянс», которая специализируется на поставках комплектующих для ОАО «Российские железные дороги», ГУП «Московский метрополитен» и других крупных предприятий.

Система электронных торгов по 223-ФЗ на базе AGORA позволила холдингу полностью автоматизировать закупочные процедуры, снизить издержки и получить максимально конкурентные закупки, а также внедрить ЭДО. При этом система интегрирована с «1С» (контроль остатков на складе в режиме реального времени), имеет «умный» поиск ElasticSearch.

Стоит отметить, что ЭТП глубоко адаптирована под бизнес-процессы и специфику холдинга. Она позволяет управлять через ERP большей частью рабочих процессов. Кроме того, имеется встроенный корпоративный магазин для закупок, который обеспечивает закупщику завода или мастеру цеха возможность в один клик заказывать детали на поставку в торговый дом. А интеграция ЭТП с логистической платформой холдинга позволяет закупщику тут же рассчитать стоимость доставки и подобрать оптимальную логистическую компанию. Все операции проводятся онлайн и в режиме «одного окна» через платформу AGORA.

В некоторых случаях компании адаптируют решения платформы AGORA и для b2c, как, например, холдинг «За рулем», который создал удобный маркетплейс для розничной продажи шин и дисков.

В пресс-службе AGORA уточнили, что во всех случаях очень важно создавать кастомизированные продукты под каждого клиента — с необходимым ему набором функций и опций: «Работа с b2b-клиентами должна быть персонализирована — с возможностью индивидуального отображения цен, акций, маркетинговых сообщений, специальных предложений для различных групп покупателей, в том числе с возможным пересмотром ассортимента под нужды конкретного покупателя». Основное достоинство b2b онлайн-платформы — в ее гибкой инфраструктуре, способности адаптироваться под бизнес-процессы любого оптового предприятия. И выполнять в считаные секунды операции, которые обычно занимают дни или целые недели, когда проводятся вручную, говорят в компании.

Безусловным плюсом полноценной b2b-системы является возможность осуществления ЭДО непосредственно через платформу, проведения финансовых операций, формирования и выставления счетов, составления отчетности. Снижается вероятность возникновения ошибок по вине персонала. В комплексе все это приводит к снижению издержек и росту прибыли как для поставщиков, так и их клиентов. Причем, как утверждают в AGORA, для внедрения решений на базе b2b-платформы требуется от семи дней. 

На правах рекламы