Переходный период
В России взялись за цифровизацию школьного образования: до 2024 года в эту сферу планируется направить более 79 млрд руб. — до 90% всего бюджета федерального проекта «Цифровая образовательная среда» (ЦОС), который входит в национальный проект «Образование». В итоге должна быть сформирована инфраструктура для обеспечения высокого качества и доступности обучения по всей стране. 100% образовательных организаций будут подключены к стабильному и быстрому интернету, прочие цифровые технологии будут внедрены в 25% школ в 75 субъектах РФ. Планируется, что модель цифровой образовательной среды в российских школах будет опираться на три блока решений — электронный документооборот, цифровой контент и платформу для онлайн-обучения и взаимодействия.
«Сегодня основной образовательный тренд — это цифровая революция, которая, с одной стороны, затрагивает рынок труда и требует формирования новых компетенций у преподавателей, а с другой, влечет за собой перестройку всей системы образования», — считает генеральный директор издательства «Физикон» Денис Мамонтов. Именно в технологических преобразованиях специалисты видят перспективы развития сегмента образования. Так, благодаря внедрению инструментов искусственного интеллекта для учеников будут формироваться индивидуальные траектории обучения с учетом знаний, способностей и предпочтений каждого. Аналитика больших данных позволит контролировать результаты обучения. Использование облачных решений обеспечит более быстрый доступ к новым технологиям и их внедрение в практическую деятельность.
По планам Министерства просвещения РФ, к концу 2024 года более 11 млн граждан страны должны иметь доступ к онлайн-обучению. Уже на данный момент отечественный рынок дистанционного образования, по данным исследования «Интерфакс Академии», растет на 20–25% в год. К 2021-му его объем должен превысить 53 млрд руб. и достичь 2,6% всей отрасли образования (согласно данным исследования ФОМ, Росстата, НИУ ВШЭ и ФРИИ). Однако на начало 2020 года уровень проникновения онлайн-обучения в российских школах остается неоднородным. Стимулировать более активный переход школ в цифровую среду, по мнению Дениса Мамонтова, может приход технологически подкованных и мотивированных учителей нового поколения. Но пока, как считает специалист, процесс тормозится, в том числе в связи с дефицитом прикладной экспертизы, что приводит к попыткам копировать лучшие мировые практики без учета российских реалий. «Сфера образования сохраняет определенный консерватизм при переходе к новым технологиям и внедрению инноваций. Отмечаемый до настоящего времени невысокий уровень цифровизации школ обусловлен отсутствием необходимой материально-технической базы и дефицитом цифровых навыков у учителей и руководителей системы образования и, как следствие, их низкой мотивацией к использованию новых технологий», — говорит специалист.
«Умная» среда
За последний год в рамках различных государственных программ — в том числе благодаря программе «Цифровая образовательная среда», проектам «Современная школа» и «Точка роста» — школы достаточно активно оснащались компьютерным оборудованием. Сегодня на базе сформированной инфраструктуры они переходят к внедрению технологий обучения с использованием цифрового контента. Это не только электронные учебники, но и онлайн-сервисы для поддержки учебного процесса с уже размещенными на них электронными образовательными ресурсами — интерактивными моделями и анимациями, видеоэкспериментами, трехмерными панорамами и изображениями для работы учителя у интерактивной доски, а также виртуальные лабораторные работы, позволяющие заменить школьную лабораторную.
«Сегодня мы можем предложить школам достаточно обширный набор цифрового контента и сервисов для поддержки учебного процесса в цифровом формате, в том числе, с использованием моделей смешанного обучения», — говорит Денис Мамонтов. Инструменты цифрового класса собраны на образовательном онлайн-сервисе «Облако знаний». Его основа — тематические планы по основным учебно-методическим комплексам из федерального перечня. Теперь учитель получает доступ к цифровому контенту через призму тематического планирования к учебнику, по которому он работает в школе. Цифровой контент не только привязан к темам, но и сгруппирован по жанрам: интерактивные презентации, лабораторные и практические работы, задания для самостоятельной работы (в том числе для домашних заданий), контрольные работы, которые учитель может назначать в качестве учебных активностей в классе и домашних заданий.
Облачный сервис не требует быстрого и постоянного интернета — контент можно загрузить перед началом урока, а затем при наличии интернета отправить в систему результаты работы.
«Облако знаний» на основе собранных данных помогает преподавателям выявлять проблемные темы, формировать задания разного уровня в зависимости от успеваемости учеников, назначать индивидуальные дополнительные задания или отдельно прорабатывать материал с отстающими на индивидуальных дистанционных занятиях (видеосессия с использованием интерактивного рабочего стола). Как поясняет Денис Мамонтов, в сервисе «Облако знаний» каждое задание проклассифицировано по учебным целям в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). Благодаря такому подходу преподавателю после каждого урока понятно, что умеет и чего не умеет каждый ребенок на данный момент, больше не нужно ждать результатов тестов или экзаменов.
Качественный контент
Основные преимущества от перехода на цифровые решения издательство «Физикон» видит в освобождении преподавателей от рутинных операций — сервисы, например, позволяют настроить автоматическую проверку заданий, а также в возможности отслеживать качество образования — на платформе хранятся результаты работы и ученика, и учителя. Повышается уровень доверия к оценкам, уходит фактор персонального отношения преподавателя к ученику, что может вызывать завышение или занижение баллов.
По прогнозам Минкомсвязи, к 2024 году 50% занятий в классах будут проводиться с использованием цифрового образовательного контента, две трети домашних заданий будут выполняться в цифровом виде с автоматической проверкой, а 80% учащихся будут использовать электронные сервисы в рамках дополнительной подготовки. Модель ЦОС, которая подразумевает поддержку учебного процесса с помощью цифровых технологий, автоматизацию административных и управленческих процессов, процедур оценки качества образования, уже запускает ряд регионов — Москва, Подмосковье, Томская область, Ямало-Ненецкий автономный округ.
Например, в проект «Цифровой контент для ЦОС» в Московской области, стартовавший в 2019 году, приглашено 100 школ, оснащенных интерактивным оборудованием для фронтальной работы и мобильными классами. Педагоги школ — участников проекта получили доступ к специальной версии онлайн-сервиса «Облако знаний», интегрированной со Школьным порталом области (региональным электронным дневником). Специально для проекта на онлайн-сервисе размещены 300 тематических планов, 5000 модулей цифрового контента по 11 предметам школьной программы, включая интерактивные презентации, лабораторные и практические работы, задания для самостоятельной работы, контрольные работы.
Сейчас, когда школы Московской области ушли в дистанционный режим обучения, к сервису подключились уже 1400 школ региона. Учителям и учащимся доступны домашние задания, сервис автоматической проверки, передача результатов в электронный дневник.
Техническая база
Подобные масштабные региональные проекты требуют надежной технической платформы: до сих пор проблемой является поддержка серверов для обслуживания сотен тысяч пользователей в периоды пиковой нагрузки. Если цифровой контент будет загружаться долго, учитель не выберет его, а финансовый результат онлайн-сервиса в ряде случаев напрямую зависит от количества скачиваний.
Региональные проекты издательства «Физикон» по внедрению и функционированию образовательных платформ, как правило, реализуются в партнерстве с Microsoft, технологии которой, в том числе и облачные, позволяют хранить и обрабатывать колоссальные объемы информации.