Новости партнеров , Весь мир ,  
0 

Made in Чувашия

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Содействие малому и среднему бизнесу — одна из важнейших задач региональных властей. С помощью Центра экспортной поддержки Чувашии, например, областные производители рабочих перчаток и эмали уже вышли на мировой рынок.

В прошлом году внешнеторговый оборот Чувашии составил $525 млн, из которых почти $200 млн приходится на экспорт (почти на $131 млн — в страны СНГ и на $69 млн — дальнего зарубежья). Сегодня порядка 300 чувашских компаний поставляют свою продукцию на экспорт. Безоговорочными лидерами являются предприятия химпрома, на которые приходится около половины общего объема зарубежных продаж. Однако во многом это заслуга крупного бизнеса — новочебоксарского «Химпрома» и вурнарского «Августа». На втором месте с 28% — машиностроительная продукция. География экспорта производителей из Чувашской Республики — 82 страны, среди которых основными партнерами являются Казахстан и Белоруссия — доли поставок 25 и 21% соответственно. Среди стран дальнего зарубежья самым крупным иностранным покупателем является Китай — 6% в общей структуре экспорта. Из европейских стран — Польша (3,4%) и Германия (1,8%). На США приходится 2,2% закупок.

Однако, как говорят в пресс-службе Центра экспортной поддержки (ЦЭП) Чувашской Республики, пока доля республики в общей структуре экспорта Приволжского федерального округа составляет менее 1%. Поэтому региональные власти намерены проявить повышенную активность в части стимулирования экспортно ориентированных предприятий. «Во внешнеэкономическую деятельность сегодня уже вовлечены ряд предприятий республики: мы отправляем достаточно много химической и сельскохозяйственной продукции в зарубежные страны. Тем не менее мы полны желания увеличить объемы экспорта», — говорит врио главы Чувашии Олег Николаев. По его словам, республике нужно в первую очередь наращивать экспорт продукции агропромышленного комплекса. «Если товар отправляется за рубеж, значит он качественный и конкурентоспособный. Поддерживая открытие новых производств, мы намерены исходить именно из такой логики: развивать экспортно ориентированные предприятия, продукция которых востребована за рубежом. Тем, кто способен успешно вести экспортную деятельность, будем всемерно помогать», — обещает руководитель региона.

Центр экспортной поддержки Чувашской Республики был открыт в 2011 году.

В 2020 году центр вошел в общегосударственную систему поддержки МСП «Мой бизнес».

В рамках своих компетенций ЦЭП активно участвует в реализации национальных проектов «Международная кооперация и экспорт» и «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». По данным пресс-службы ЦЭП Чувашской Республики, в прошлом году поддержку получили 360 экспортно-ориентированных малых и средних предприятий республики.

В комплекс мер входит проведение семинаров и круглых столов по внешне-экономической тематике, маркетинговые и патентные исследования, помощь в создании сайтов на иностранных языках, перевод документов и презентаций, содействие субъектам МСП в размещении на международных электронных торговых площадках и поиске зарубежных партнеров, всевозможные виды консультационной, информационной и юридической поддержки.

Важнейшей функцией ЦЭП является содействие бизнесу в части приведения продукции малых и средних компаний в соответствие международным стандартам, получении сертификатов, необходимых для экспорта товаров. Эта услуга предоставляется субъекту МСП на условиях софинансирования — ЦЭП несет 80% затрат.

«В бюджете Чувашской Республики в 2019 году на реализацию национального проекта «Международная кооперация и экспорт» было предусмотрено 2,4 млн руб., в 2020 году — 2,3 млн руб., — говорит министр экономического развития и имущественных отношений Чувашии Иван Моторин. — Мы ведем активную работу по оказанию содействия в получении государственной поддержки организациям, хотим повысить конкурентоспособность нашей продукции и увеличить объемы ее реализации на внешних рынках, Например, по направлению «Экспорт услуг» и «Экспорт медицинских услуг» был образован ведомственный проектный офис, функции которого возложены на отдел стратегического планирования и развития здравоохранения Минздрава Чувашии».

По данным пресс-службы регионального ЦЭП, наиболее популярны у предпринимателей услуги по организации их участия в международных выставках, конференциях и бизнес-миссиях. Благодаря поддержке центра ряд чувашских производителей открыли для себя новые рынки и новые перспективы роста.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Например, в прошлом году небольшое чебоксарское предприятие «Энергия» вышла на своеобразный рекорд, став первым российским поставщиком рабочих перчаток и спецодежды в страны ЕС, а именно в Нидерланды. Следующий этап — Германия, с представителями немецкого бизнеса сейчас ведутся переговоры. А до этого были Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия. И российские регионы — от Калининграда до Камчатки. Глава компании Татьяна Трофимова рассказала, что идея выхода на экспорт родилась в период кризиса в 2009 году: «У нас в тот момент все склады были забиты продукцией, которую перестали покупать наши традиционные партнеры в Чувашии. И тогда родилась идея расширения рынков сбыта. Мы создали качественный сайт, и постепенно о нас стали узнавать и покупать нашу продукцию: сначала в российских регионах, затем — в странах Таможенного союза. В прошлом году наша компания начала покорять европейский рынок». По словам предпринимателя, в планах на среднесрочную перспективу — строительство нового цеха и двукратное увеличение объема выпуска продукции, ориентированной на экспорт. Сегодня «Энергия» производит около 1,2 млн пар рабочих перчаток в месяц. «Сейчас спрос, в том числе из-за рубежа, превышает наши мощности», — говорит Татьяна Трофимова.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Серьезным подспорьем для роста бизнеса, по словам Татьяны Трофимовой, стала помощь республиканского ЦЭП который компенсировал предприятию 80% стоимости оформления европейских сертификатов на продукцию. «Это довольно дорогостоящая процедура — в пересчете по курсу порядка 700 тыс. руб.», — говорит она. Кроме того, ЦЭП, как отмечает предприниматель, помогает компании с продвижением продукции на международные рынки, в частности, с переводом сайтов на иностранные языки. В прошлом году «Энергия» в рамках ежегодного республиканского конкурса завоевала звание «Лучший экспортер Чувашской Республики среди малых предприятий».

Экспортная история научно-производственного предприятия «Спектр» из Новочебоксарска — производителя лакокрасочных материалов началась с рекомендации партнерского НИИ в адрес «Росатома» и ряда предприятий ВПК. После этого, в частности, продукцию компании начали закупать для реализации проектов зарубежных АЭС: Куданкулам в Индии, Аккую в Турции, Бушер в Иране. Один из текущих проектов — Международный термоядерный центр Cadarache. В частности, уникальная антикоррозийная термостойкая эмаль Certa (входит в топ-100 лучших товаров России), выпускаемая предприятием, используется для покрытия элементов и инфраструктуры ядерных реакторов — трубопроводов, систем защиты и пр. «Мы начали поставлять свою продукцию за рубеж около семи лет назад, когда «Росатом» начал активно помогать возводить объекты атомной энергетики в разных странах. Головной институт корпорации «Атомэнергопроект» вышел на нас, провел аудит, по результатам которого был обозначен целый ряд строгих предписаний. Выполнив все требования, наша компания смогла выйти на экспортные поставки», — рассказывает генеральный директор НПП Сергей Михеев.

С 2017 года компания пользуется программами господдержки — в частности, ЦЭП субсидирует ей расходы, связанные с сертификацией материалов, идущих на экспорт. Также центр компенсировал компании затраты на рекламно-выставочную деятельность за рубежом, на создание англоязычного сайта. «Если раньше мы полагались на то, что нас рекомендовали клиентам отраслевые институты, то ЦЭП помог нам сформировать грамотную маркетинговую концепцию, что позволило увеличить наши продажи лакокрасочных материалов, в том числе за рубеж. В целом, как я считаю, это достаточно мудрый подход к взаимоотношениям с региональными производителями — ЦЭП ищет носителей уникальных технологий, которые могут быть востребованы за границей, и предлагает им комплекс стимулирующих мер», — считает предприниматель.