В рамках конференции NextM Мария Колосова, генеральный директор GroupM по России и СНГ, представила результаты исследования, посвященного влиянию пандемии COVID-19 на бизнес. Опрос был проведен среди клиентов (компаний-рекламодателей) и партнеров (медиапоставщиков) холдинга GroupM в России и регионе EMEA. В опросе приняло участие более 600 экспертов.
Cмотреть выступление полностью
Ключевые вопросы исследования были посвящены тому, чего стоит ожидать после окончания пандемии, какие тренды останутся, когда начнет восстанавливаться бизнес и рекламный рынок.
Мария Колосова,
генеральный директор GroupM
по России и СНГ
(фото: пресс-служба)
«За время карантина с нами произошло много изменений. Меня до сих пор не оставляет ощущение сериальности всего происходящего, — отметила Мария Колосова в своем выступлении. — Бесспорно, экономические последствия не вселяют оптимизма, но есть вещи, за которые хочется поблагодарить ситуацию — в первую очередь за скорость трансформации бизнес-процессов, которые в обычной жизни могли бы длиться годы».
Ключевые выводы исследования GroupM
- участники рынка позитивно оценивают динамику рынка интернет-рекламы: большинство считает, что в этом году рынок интернет-рекламы вырастет на 4%. Оптимистичность рынка выражается как в прогнозных ожиданиях по приросту в 2020–2021 годах, так и в том, что произойдет увеличение инвестиций в такие каналы, как ecommerce-продвижение, social, video;
- происходит явное усиление диджитал не только как медийного канала, но и как инструмента трансформации компаний: переход на удаленную работу, внедрение технологических разработок, углубленная работа с данными, онлайн-обучение — это то, что останется и после окончания пандемии;
- роль агентств продолжает трансформироваться в сторону стратегического консалтинга. Клиенты особенно оценили аналитическую и стратегическую поддержку агентств во время пандемии.
Полные результаты исследования GroupM
Уровень доходов и расходов потребителей
Согласно опросу, 62% российских потребителей сократили свои расходы. При этом 24% компаний отмечают, что расходы их клиентов/потребителей выросли или остались прежними. Рост произошел у онлайн-сервисов, компаний, продающих товары для животных, фармацевтических компаний, телеком и производителей продуктов питания.
Восстановление рынка
По оценкам клиентов и партнеров GroupM, бизнес начнет восстанавливаться уже в сентябре 2020 года, а вот рекламный рынок вернется к прежним объемам только в первом квартале 2021 года.
Восстановление российского рекламного рынка ожидается чуть позже в сравнении с регионом EMEA, что, вероятно, связано с более поздним введением карантина и его длительностью в России.
Планируемый объем рекламных инвестиций
В оценке того, в каком объеме компании планируют вкладываться в рекламу после окончания пандемии, клиенты GroupM показывают схожую динамику в EMEA и России: в паритете те, кто не будет снижать инвестиции (39% в России, 43% в EMEA) и те, кто планируют сокращения (36% в России, 44% в EMEA). 10% ответивших планируют инвестировать даже больше — в основном это технологические компании, онлайн-сервисы, производители товаров для животных.
Прогноз развития рекламного рынка
Недавно холдинг GroupM опубликовал прогноз развития рекламного рынка в 2020 году. По оценке аналитиков, падение рекламного рынка в России в 2020 году составит 11%, а диджитал упадет меньше всех остальных медиа — на 6%.
«Наши клиенты и партнеры оптимистичнее нас. По результатам нашего опроса мы видим, что эксперты ожидают рост интернет-сектора в 2020 году на 4%, а в 2021-м еще на 13%, и только 24% думают, что его ждет падение. Наиболее оптимистично смотрят в будущее телеком-компании, фармацевтические, розничной торговли», — отметила Мария Колосова.
Относительно инвестиций в конкретные медиаканалы и изменения медиамикса в GroupM отмечают, что клиенты планируют увеличение инвестиций практически во все диджитал-каналы. На первом месте — ecommerce, далее — social, online video, инфлюенсеры и контент.
В коммуникации после пандемии большинство планирует сфокусироваться на самом бренде, эмоциональной связи с потребителем.
«Отрадно видеть, что доля планируемого промо в России существенно ниже, чем в EMEA. Видимо, наш рынок осознал, что пора выходить из промо гонки», — отметила Мария Колосова.
Изменения в бизнес-процессах:
оптимизация времени и ресурсов
В большинстве компаний необходимая «критическая база изменений в бизнес-процессах» уже введена: удаленная системы работы, усиление безопасности данных и использование ecommerce-каналов. Следующий этап более сложный и продвинутый: внедрение новых технологических разработок для увеличения эффективности, а также изменение портфельной стратегии компании.
Согласно результатам опроса, удаленная работа прижилась. 63% опрошенных в России ответили, что в их компаниях собираются оставлять часть сотрудников на удаленной работе, так как считают этот опыт успешным.
С точки зрения операционной деятельности все изменения нацелены на оптимизацию времени и ресурсов. В первую очередь компании автоматизировали внутренние процессы (отчетность, документооборот — 66%), обучение, переобучение сотрудников новым навыкам (32%). Теперь компании планируют выявлять неэффективные функции и делать бизнес-процессы более гибкими.
Какие инструменты и подходы компании планируют использовать в большей или меньшей степени, чем до пандемии?
В первую очередь — поиск и создание дополнительных сервисов для покупателей (50%), работа с данными, удержанием потребителя посредством программ лояльности (CRM), контент. Существенно меньше планируется BTL-активностей, а также trade promо и снижения цен.
Роль агентства в новой реальности
Мария Колосова: «Было очень приятно увидеть, что многие (34%) наши клиенты и партнеры считают, что роль агентства действительно изменилась в течение кризиса. Компании особенно отметили стратегическую и аналитическую поддержку агентств. Отрадно, что роль агентства все больше трансформируется в стратегический и аналитический консалтинг — именно так мы больше всего помогаем нашим клиентам находить новые решения для роста бизнеса. И конечно же, мы продолжили быть для клиентов ключевыми переговорщиками с медиапартнерами — и мы благодарны им за это доверие».
Презентации участников NextM 2020, видеоинтервью и другие материалы с конференции уже опубликованы в спецпроекте на портале AdIndex.ru.
Конференция прошла при поддержке партнеров: селлер видеорекламы GPMD, Rambler Group, IVI, MediaToday, IMHO, Hearst Shkulev Digital, «Амарена Медиа Селлинг», Mail.Ru Group, Go Mobile, «Квант», Winstrike Agency, Aitarget, AdIndex.