Бесконтактная технология
Технологии бесконтактной оплаты, позволяющие производить моментальные платежи простым прикосновением карты или гаджета к считывающим ридерам, очень быстро приобрели популярность у россиян. За последние десять лет Россия вошла в число европейских лидеров по количеству платежных операций, осуществляемых с помощью смартфонов и носимых устройств («умных» часов, фитнес-трекеров, браслетов, перстней, брелоков). Современные пользователи ожидают, что их гаджеты будут обладать в том числе платежным функционалом. Первой эту технологию в России продемонстрировала компания Masterсard. Кроме того, именно с Masterсard была произведена первая в России транзакция смартфоном, и затем держатели карт этой платежной системы смогли первыми воспользоваться такими сервисами, как Apple Pay, Samsung Pay и др.
Тренд был отмечен в исследованиях, проведенных в прошлом году Альфа-банком и компанией «Связной». В их совместном отчете говорится о росте популярности смартфонов с поддержкой функции бесконтактной оплаты: в частности, в 2018 году на их долю в денежном выражении приходилось 65% в общем объеме продаж мобильных телефонов. В МТС Банке, в свою очередь, пришли к выводу о том, что мобильные сервисы бесконтактной оплаты постепенно отвоевывают позиции у традиционных пластиковых карт — по данным на осень 2019 года, держатели карт банка расплачивались в торговых точках с помощью бесконтактной технологии в 3,7 раза чаще, чем «пластиком». Как подтверждают результаты исследования Mastercard, в период пандемии в среднем 28% европейцев и 36% россиян предпочитали оплачивать покупки смартфоном и другими гаджетами с платежным функционалом.
Главный залог жизнеспособности и успешности бесконтактного способа оплаты — удобство и экономия времени. «Лично я в последнее время чаще всего плачу с помощью часов. Это очень быстро — не нужно искать свой кошелек, который я уже не знаю, где лежит», — поделился своим личным опытом директор по развитию цифровых платежей Mastercard в России Антон Шигапов. Процессу способствует и широкое распространение POS-терминалов с бесконтактными ридерами. С 2020 года в соответствии с требованием платежной системы уже все терминалы в Европе должны принимать бесконтактную технологию оплаты. По статистике Банка России, за 2019 год количество POS-терминалов выросло на 12,5% и приблизилось к 3 млн единиц, почти 90% из них поддерживают эту технологию. Покупки, совершенные бесконтактным способом, стали обыденным явлением, в среднем ежедневно по стране через POS-терминалы оплачивались товары и услуги на сумму 48,4 млрд руб., количество таких операций составило 68,9 млн единиц, говорится в годовом отчете ЦБ РФ — 2019.
Одним из драйверов роста объема бесконтактных платежей стало внедрение этой технологии на транспорте. Во многих городах России таким образом можно оплатить проезд в метро, автобусе, троллейбусе. С Mastercard такие проекты реализованы более чем в 120 городах. Несколько лет назад именно с Mastercard состоялся и первый в истории Московского метрополитена проект по внедрению безналичной и бесконтактной оплаты. По данным ВТБ, когда на всех станциях появилась бесконтактная технология на турникетах, (май 2019 года) было отмечено 5–6 тыс. «бесконтактных» проходов в день, и вскоре счет уже шел на сотни тысяч.
В период пандемии бесконтактная технология оказалась очень востребована. Об этом, в частности, говорят результаты общеевропейского опроса, опубликованные Mastercard в начале июня. Он показал, что 50% опрошенных россиян в период самоизоляции стали чаще использовать карты и устройства. Причем 16% респондентов именно из-за карантинных мер впервые воспользовались бесконтактной технологией, выбрав ее за «простоту и гигиеничность». «После завершения пандемии бесконтактная технология не потеряет свою актуальность, считают 82% российских респондентов, а для 70% оплата в одно касание стала самым предпочтительным способом расчета за офлайн-покупки», — говорится в материалах Mastercard. Для сравнения: в Европе в целом эти показатели составили 73 и 64% соответственно.
Легкие решения
В Mastercard считают, что платежные сервисы можно в перспективе интегрировать в любые личные и бытовые устройства. Высокотехнологичные аксессуары уже начинают внедрять в свои коллекции модные бренды. Два года назад Mastercard запустила программу Commerce for Every Device («Коммерция для любого устройства»). «Наше стремление сделать любой предмет средством для оплаты вдохновлено концепцией интернета вещей, предполагающей, что любая вещь или устройство — пиджак, сумка, тостер, посудомоечная машина — могут быть подключены к интернету», — отметила тогда старший вице-президент Mastercard Кики Дель Валье. Еще четыре года назад компания на одной из крупнейших мировых техновыставок представила платежное решение, встроенное в смарт-холодильник, которое позволяло выбирать и оплачивать продукты прямо на дисплее агрегата, а также контролировать семейные расходы.
Масштабное использование таких устройств — дело будущего. На сегодняшнем этапе наибольшее распространение имеют легкие и удобные в платежном применении гаджеты. В частности, функцией NFC (near field communication — передача данных на малом расстоянии) все чаще оснащаются фитнес-браслеты, которые в силу своей относительно небольшой стоимости имеют и все шансы стать одним из самых популярных платежных носимых устройств.
Одной из новых моделей браслетов с платежной опцией стал Mi Smart Band 4 NFC. Этот инновационный продукт компании Xiaomi был разработан совместно с Mastercard и на сегодняшний день доступен для держателей карт этой платежной системы, причем Россия стала первой страной в мире, где появилась устройство с полноценной платежной функциональностью. К браслету можно привязать до шести банковских карт и оплачивать покупки везде в мире, где принимают к оплате бесконтактную технологию Mastercard.
Безопасность операций достигается за счет применения технологии токенизации, когда номер карты заменяется на 16-значный токен. Информация хранится в надежно защищенном NFC-чипе. С помощью трекера, который весит всего около 11 грамм, можно помимо бесконтактных платежей, измерять пульс, управлять медиаплеером в смартфоне, следить за погодой, включать таймер, будильник и секундомер, отсчитывать шаги и расстояние, преодоленное в пешей ходьбе, на беговой дорожке, на велосипеде или в бассейне (браслет имеет соответствующую защиту). Одной полной подзарядки гаджета хватает практически на месяц. «Я уверен, что появление на рынке России Mi Smart Band 4 NFC кардинально изменит повседневные привычки людей. Оплачивать покупки с помощью фитнес-браслета — это комфортно, быстро и надежно. Попробовав это один раз, вы больше не вернетесь к привычным способам оплаты», — уверен глава Xiaomi в России и СНГ Юй Мань.
*по данным Mastercard