Новости партнеров , Весь мир ,  
0 

Телеком 2020: вызовы пандемии

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
2020 год внес серьезные коррективы в работу операторов связи. Пандемия повлияла на развитие продуктов и сервисов. Однако современные и своевременные решения позволили игрокам рынка превратить ситуацию в драйвер роста.

Пандемия, связанная с распространением нового коронавируса, усилила значимость услуг связи в России и внесла свои коррективы в планы развития мобильных операторов. Им пришлось в ускоренном режиме внедрять современные сервисы, требующие обновленной инфраструктуры. По мнению экспертов, 5G, интернет вещей, анализ больших данных должны стать фундаментом цифровой экономики, главной движущей силой которой станет искусственный интеллект.

Этим вопросам была посвящена конференция РБК «Телеком 2020: время изменений». Ее участники обсудили ключевые тренды, которые развивались в телеком-индустрии в 2020 году и перспективы следующего года.

По словам генерального директора Tele2 Сергея Эмдина, на пике самоизоляции потребление мобильного интернета выросло более чем на 30%, а трафик переместился из крупных городов в сельскую местность. «Отток из крупных городов в малонаселенные пункты вынуждал нас строить и вводить новые мощности там, где раньше не приходилось, — говорит Сергей Эмдин. — Причем в этой ситуации мы должны были обеспечить тот уровень сервиса и качества связи, к которому привыкли наши клиенты. При этом требования абонентов к качеству связи возросли. Если раньше мобильный интернет был, в основном, развлечением, то сегодня он критически важен для образования, здравоохранения, бизнеса и других основополагающих сфер нашей жизни».

Однако, по словам Сергея Эмдина, рост трафика весь этот год не сопровождался ростом выручки, как это происходит обычно. Это связано с тем, что пользователи стали отказываться от лишних sim-карт. «Это одна из проблем, с которыми столкнулась наша отрасль. Мы видим существенный рост трафика, но он происходит на существенно меньшем количестве sim-карт. Количество платящих sim-карт, которые генерируют выручку, сократилось», — говорит гендиректор Tele2.

Впрочем, ситуация в телеком-отрасли выглядит лучше, чем в целом ряде других индустрий. «Сложности, с которыми мы столкнулись, нельзя сравнить с кризисом, который переживают индустрия путешествий, авиакомпании, кинотеатры. Там ситуация хуже, — говорит Сергей Эмдин. — Но сказать, что телеком что-то выиграл в этом году, тоже нельзя. У нас пропал целый ряд направлений выручки: например, упали доходы в роуминге, сократились sms-рассылки, ушли многие секторы b2b».

Фото:пресс-служба

Тем не менее пандемия стала драйвером роста для телеком-компаний и заставила их в сжатые сроки запускать продукты, на реализацию которых в другое время ушло бы несколько недель или даже месяцев. «Мы, например, дарили гигабайты тем, кто находился в пределах своего дома. Выражаясь техническим языком, в пределах одной базовой станции. На реализацию этого продукта ушли одни выходные. В предыдущие годы это было бы просто невозможно», — говорит Сергей Эмдин.

Скорость принятия решений стала ключевым фактором в период пандемии. При этом большую адаптивность к новым реалиям показали компании со сложными экосистемами, которые компенсируют выпадающие направления за счет других. Tele2 развивает свою экосистему сервисов не за счет приобретения новых бизнесов, но партнерств с лидерами рынка из других областей. В коронакризис компания запустила продукты, направленные на безопасность пользователей и их поддержку во время строгой самоизоляции.

Например, Tele2 предложила доставку sim-карт водителями «Яндекс.Go», подписку на Wink для любителей кино, а также доступ к премиальному аккаунту игр Wargaming для геймеров.

Запуск продуктов с коротким time-to-market невозможен без четкого и слаженного взаимодействия сотрудников, без ощущения команды. «У нас компания с уникальным уровнем вовлеченности, мы понимаем друг друга с полуслова, и это было очень важно в это сложное непредсказуемое время. Есть такое модное слово agile («маневренность»). Кому-то оно нравится, кому-то нет. Но элементы agile сейчас очень важны. Мы — большая и сложная компания, состоящая из множества подразделений, мы все должны быть на одной волне. Очень важно, чтобы мы работали как единая команда, а не как набор разных подразделений», — говорит Сергей Эмдин.

Изменения привычек в поведении клиентов ощутила на себе и компания «ВымпелКом». По словам исполнительного вице-президента по развитию цифрового и нового бизнеса Джорджа Хелда, операторам связи сейчас приходится справляться с возросшей нагрузкой на сеть. «Мы увидели, что больше 20% москвичей переехали из Москвы в пригороды. При этом в Петербурге этот показатель составляет только 12%. Еще одно наблюдение: люди начали заводить огромное количество домашних животных, особенно собак. Также увеличилось число посещений сайтов знакомств. Более 30% наших пользователей стали активнее заниматься своими хобби. На 38% увеличилось число процессов, связанных с улучшением условий жизни — например, ремонты, стройки. Все это отразилось на операторах связи. Если население переезжает из города в пригород, построение сети и нагрузки на сети сильно меняется», — говорит Джордж Хелд.

Перестраивать бизнес пришлось многим. По словам Джорджа Хелда, в связи с пандемией даже небольшие компании, работающие офлайн, осознали необходимость цифровизации для привлечения и удержания клиентов. «Сейчас для всех организаций — начиная от тех, кто работает с госорганами, до всевозможных прачечных и кафе — становится очень важна эффективность. Даже шиномонтажные мастерские в Брянске и Воронеже начинают искать своих клиентов, используя цифровые инструменты. Для нас было шоком увидеть всплеск использования геолокационных инструментов для поиска клиентов в регионах, а не только в Москве и Санкт-Петербурге. И здесь важна роль телеком-оператора: чтобы отвечать на современные запросы, нужны новые продукты, строящиеся на основании больших данных», — уверен Джордж Хелд.

В период пандемии в индустрии телекома наметилось несколько ключевых трендов. О них говорит старший вице-президент по ИТ-компании «Ростелеком» Кирилл Меньшов: «Киберинформационная безопасность — это бизнес, в котором мы видим огромные перспективы. По результатам этого года мы ожидаем роста этого сектора. Еще один важный тренд — аналитика данных, — уверен Кирилл Меньшов. — Кроме того, сектор телекома начал активно инвестировать в развитие облачных сервисов». По его мнению, облака — главные драйверы этого года, которые оказались самым надежным решением в современных условиях. Также Кирилл Меньшов отметил большие перспективы искусственного интеллекта и машинного обучения. «Ключевым трендом является сокращение инвестиций в базовую ИТ-инфраструктуру, сегодня ресурсы необходимо направлять в потенциальные области развития, где ожидается рост. В первую очередь, это интернет вещей. Это нарастающий тренд на следующий год», — уверен Кирилл Меньшов.

На конференции также обсудили перспективы развития сетей 5G в России. По мнению генерального директора консорциума «Телекоммуникационные технологии», генерального директора ПАО «Микрон» Гульнары Хасьяновой, сегодня развивать частоты невозможно в отрыве от международного рынка. «Любой кризис приводит к тому, что кратно растет трафик в сетях операторов связи. Беспроводная связь — сегодня лидер по объему выручки и трафика. На мой взгляд, именно под эту технологию и нужно переформатировать рынок», — говорит Гульнара Хасьянова.

«Внедрение 5G решит задачу по разгрузке сетей 4G, которые проходят проверку на прочность в свете экспоненциального роста трафика, — дополняет Сергей Эмдин. — В январе—октябре 2020 года пакетный трафик в нашей сети вырос в 2,6 раза по сравнению с 2019 годом. Уже к июлю объем трафика, скачанного с января этого года, вырос в два раза по сравнению с объемом, потребленным за весь прошлый год». С точки зрения проникновения технологии в жизнь пользователей 5G будет развиваться быстрее, чем LTE, — на рынке уже сейчас появляется все больше пользовательского оборудования с поддержкой новейшего стандарта.

По итогам конференции эксперты сошлись во мнении, что трафик уже не вернется на прежний уровень. Пользователи уже распробовали цифровой образ жизни и ощутили, что многие вопросы можно решать онлайн, изменились паттерны поведения людей. Поэтому игрокам рынка, по мнению экспертов, стоит и дальше держаться цифрового курса, который был задан в 2020 году.