Как построить эффективную модель ИТ-инфраструктуры
Новости партнеров,
0

Как построить эффективную модель ИТ-инфраструктуры

Сегодня происходит взрывной рост информационных технологий, напрямую влияющих на работу бизнеса. Как следствие — от ИТ-инфраструктуры требуется все больше.
Фото: пресс-служба

ИТ-инфраструктура — это тот ресурс, который требуется сегодня любому предприятию для осуществления деятельности. Это специализированное «железо», программное обеспечение и сервисы, без которых невозможна работа информационных систем, они лежат в основе подавляющего числа бизнес-процессов компании.

Очень долго при выборе модели ИТ-инфраструктуры главенствовал подход, что главными критериями выбора технологических решений (кроме фактора цена/качество) являются отказоустойчивость и надежность системы: неработающая инфраструктура ведет к простоям бизнеса и приносит прямые экономические потери.

Сегодня фактор отказоустойчивости, несомненно, остается важным, однако возникли дополнительные вводные в вопросе построения инфраструктуры. Во-первых, появилось большое число новых технологий, которые усложняют ИТ-архитектуру предприятия, заставляют ее постоянно обновляться и делают техническую поддержку все более трудной.

Фото: пресс-служба

Какие задачи могут потребоваться от ИТ-инфраструктуры сегодня:

  • Поддержка каналов связи с пользователями: интернет-магазин, личный клиентский кабинет, интеграция с внешними интернет-ресурсами.
  • Сбор и анализ данных с устройств: IoT (интернет вещей).
  • Сбор и анализ пользовательских данных: big data.
  • Цифровое проектирование и моделирование, технологии виртуальной и дополненной реальности: высокопроизводительные вычисления или HPC.

Во-вторых, многократно увеличившаяся за последние десятилетие скорость передачи данных позволяет не хранить все ресурсы на самом предприятии, а приобретать их у сторонних компаний — облачных провайдеров, которые самостоятельно отвечают за работу инфраструктуры. Такая модель закупки несет определенные выгоды.

Какую выгоду может принести обращение к облачным провайдерам:

  • Прозрачность и масштабируемость. В случае с облаками, стоимость зависит от конкретных параметров и бизнес может прогнозировать свои затраты, а также увеличивать объем потребления по мере необходимости.
  • Экономичность. Провайдер сам закупает все необходимое для оказания услуги и масштабирует решение на большое число заказчиков, что может сделать стоимость услуги ниже, чем если бы клиенты делали закупки самостоятельно.

Но несмотря на постоянно растущий спрос на «облачные» услуги, практика показывает, что своя ИТ-инфраструктура компаниям все еще необходима. Прежде всего это связано с требованиями информационной безопасности, согласно которым критичные данные не могут передаваться «за внешний периметр» предприятия. Однако можно совместить плюсы обеих моделей. Осознавая, что заказчики вынуждены выбирать между безопасностью и экономичностью, рынок предложил гибридные модели потребления, по подписке, которые должны упростить выбор.

Примеры сервисов:

  • IaaS, инфраструктура.
  • HaaS, оборудование.
  • DaaS, рабочее место.
  • SaaS, программное обеспечение.
  • BaaS, резервное копирование.

Главное преимущество подписочных моделей закупки — оборудование физически находится у заказчиков, но оплата за него разбивается во времени и зачастую включает в себя поддержку — обслуживание и ремонт.

В случае с ИТ-инфраструктурой можно привести в пример сервис GreenLake — услугу, оказываемую компанией SoftLine совместно с ведущим вендором Hewlett Packard Enterprise. Данный сервис предоставления необходимого ИТ-оборудования, софта и поддержки имеет свои преимущества.

Фото: пресс-служба

Преимущества HPE GreenLake:

  • Модель pay-as-you-grow. В сервисах типа HaaS оплачивается все оборудование, а в случае с GreenLake, часть оборудования можно выделить в буфер, то есть оно уже будет на площадке в виде резерва, но будет оплачиваться только при фактическом использовании.
  • Возможность быстрого масштабирования. Рамочный контракт с GreenLake в любой момент может быть расширен подписанием дополнительных соглашений. Можно масштабировать имеющееся оборудование или приобрести дополнительное — например, докупить к уже поставленным серверам и системам хранения данных, сетевое оборудование.
  • Фиксация тарифов. На момент подписания и на весь срок контракта цены фиксируются. Также закрепить тарифы можно и на оборудование, которое планируется приобрести в будущем.
  • Право выбора по окончанию контракта. Договор GreenLake позволяет клиентам самим решать, что делать с ИТ-оборудованием по окончанию контракта: оставить у себя и пользоваться дальше или продлить контракт и заменить на новое.

Аналитики считают, что при выборе модели закупки ИТ-инфраструктуры представителям бизнеса нужно ответить на ряд вопросов.

На что обратить внимание при выборе модели закупки ИТ-инфраструктуры:

  • Оценить текущее состояние ИТ-инфраструктуры. Прежде всего нужно понять, нужны ли изменения, как давно обновлялось оборудование и, если оно неожиданно выйдет из строя, какие затраты предприятие понесет. Отвечает ли текущее оборудование потребностям компании и хватит ли имеющихся мощностей для реализации запланированных проектов.
  • Рассчитать стоимость владения. Выбрать, как расширять инфраструктуру: «классической» закупкой или приобретая услуги у внешних подрядчиков (CAPEX против OPEX) с учетом всех дополнительных затрат и фактора дисконтирования, а также спрогнозировать, сколько бизнес сможет заработать, используя высвобожденные средства. Также оценить, как эффективно используется оборудование, купленное во владение: утилизируется ли на 100% или частично «пылится» на складе.
  • Учесть влияние на финансовые показатели компании. В российских реалиях в пользу «традиционных» закупок ИТ-оборудования часто используется фактор «наращивания капитализации». Однако важно оценить, окажет ли этот актив существенное влияние на общий объем основных средств компании, или лучше увеличить операционные затраты и тем самым уменьшить налогооблагаемую базу, если будет выбрана OPEX модель.

Этот список можно дополнить исходя из интересов каждой компании. В вопросе построения ИТ-инфраструктуры главное — это совместная работа бизнес-подразделений и ИТ-служб, где оцениваются не только технологические, но и экономические факторы реализации.

Фото: пресс-служба

Материал подготовил руководитель направления HPE GreenLake компании Softline Василий Демидов 

На правах рекламы