Новости партнеров ,  
0 

«Мы — маркетплейс идей»

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Как работают и зарабатывают блогеры, работающие по подписной модели, и почему современному пользователю нужен эксклюзивный контент, рассказывает директор платформы Sponsr.ru Михаил Федоров.

— Как устроена платформа Sponsr.ru? Это социальная сеть или маркетплейс?

— Начнем с того, что мы не «Amazon для криэйторов» и не «российский аналог Patreon». Мы то, чем должны быть, как нам представляется, платформы в идеальном для авторов и подписчиков варианте.

Наше отличие от аналогов в том, что мы платформа для взрослых интеллектуальных авторов со своими, такими же взрослыми, аудиториями. Подписчики знают за чем и за кем они приходят и за что платят. Флагманскими проектами на Sponsr.ru являются не звезды косплея, а авторские бюллетени финансиста, публициста, историка, режиссера. Я бы сформулировал так: мы — маркетплейс идей. То есть то, чего ожидали, например, от соцсетей, но чем они не стали по ряду причин.

— В чем недостаток традиционных соцсетей, на ваш взгляд?

— Во-первых, они активно вторгаются во взаимоотношения творцов контента с потребителями, с одной стороны, прямо или методом «скручивания» цензурируя их присутствие (даже в лентах подписчиков), с другой — навязчиво предлагают потребителям то, чего те не просили, не искали и в чем не нуждаются.

Во-вторых, соцсети монетизируют контент создателей по своему усмотрению, а для самих авторов они предлагают монетизацию по остаточному принципу.

В-третьих, по факту там происходит стравливание авторов друг с другом и их стандартизация. Генераторов контента заставляют думать о взаимной лояльности с платформой, а не о читателях, слушателях и зрителях.

На Sponsr.ru и авторы, и подписчики избавлены от подобного токсичного менеджмента.

— Чем вы привлекательны для авторов? Кто они? Почему они приходят на Sponsr.ru?

— Наши авторы, как и их подписчики, — это в первую очередь российские интеллектуалы из разных сфер. Те, чья деятельность, с одной стороны, пользуется интересом аудитории, а с другой — не умещается в корпоративные схемы, выходит за их рамки.

Во-первых, репутационный плюс: авторы у нас приходят либо по рекомендациям, либо заплатив за «входной билет». Для многих важно также, что Sponsr — платформа полностью российская, то есть она находится как вне досягаемости зарубежного государственного контроля, так и корпоративной идеологической цензуры. Наконец, у нас простая инфраструктура: автору не нужно долго разбираться, там, так сказать, коробка-автомат.

Для интеллектуалов важнейшим бонусом является отсутствие корпоративной иерархии. Sponsr, помимо резкого роста дохода, это еще и возможность не оглядываться на рекламодателей, на казенный или корпоративный «заказ на повестку».

Наконец, это, как мы убедились, критически важно и для авторов, и для подписчиков — наша платформа не занимается вторичной монетизацией ни тех, ни других. То есть мы не размещаем на платформе никакой рекламы, не лезем к читателям со своими рекомендациями, не используем их данные для рассылок.

— Как именно и сколько авторы могут зарабатывать на своем творчестве на Sponsr.ru? Опишите механизм монетизации.

— Я просто приведу пример. Недавно в деловой прессе одна платформа с гордостью сообщила: такая-то команда криэйторов зарабатывает у нас почти 300 тыс. руб. в месяц, и каждый автор даже может рассчитывать на 50–60 тыс. в месяц, если выбьется в лидеры.

На Sponsr.ru же обычные авторы зарабатывают столько, сколько топы других платформ: от 40 тыс. до 100 тыс. руб. Наши топы зарабатывают сильно больше. Например, автор знаменитого инвестиционного блога CrimsonАlter зарабатывает на Sponsr.ru более 3 млн руб. в месяц брутто (комиссия платформы составляет 10%, еще 2,5% — комиссия платежной системы). А, скажем, подкастер под псевдонимом Врачиха — женщина, публикующая краткие ежедневные аудиоролики, получает около 70–75 тыс. руб. в месяц. Она не публичное лицо, сохраняет анонимность, но у нее есть своя аудитория, и та ей платит. Есть также психологи, преподаватели рисования, их средний заработок также около 70–90 тыс. руб.

— Большинство ваших авторов — журналисты. Может ли Sponsr.ru предоставить им возможность зарабатывать, отказавшись от работы в редакции?

— Наши авторы — в первую очередь инфлюенсеры. То есть люди, чье конкретное мнение ценят. Это, конечно, могут быть и журналисты. Пример: Виктор Мараховский, ведущий колумнист федеральных СМИ, человек с опытом, личным авторитетом и гигантской аудиторией, месячный доход на нашей платформе — миллион рублей в месяц. Но рядом с ним, например, профессиональный историк Клим Жуков. Он читает курс лекций по древней истории, тот же порядок цифр. Рядом съемочная группа, ранее создавшая фильм «28 панфиловцев» и работающая над фильмом «Литвяк» о великой летчице Великой Отечественной. Им тоже платят люди, которые ценят их работу.

Если говорить о журналистах, то вы знаете порядок зарплат в российских СМИ и можете сравнить. Разница в разы. Тут все зависит от личности самого журналиста: те, для кого важнее всего аудитория, могут с помощью Sponsr работать на свою аудиторию за ее деньги.

Те, кому в качестве мотиватора и надсмотрщика и «защитника от аудитории» нужен редактор, вероятно, воздержатся. Sponsr — только фасилитатор: если у автора есть способность находить темы и самомотивация к работе, то логично, что такой автор зарабатывает больше, чем обычный журналист.

Автор, пользуясь своей репутацией, сообщает своей аудитории: то, чего нельзя в силу формата прочесть в СМИ, можно регулярно читать на его личном проекте на Sponsr.

Как правило, основным ресурсом общения с будущими подписчиками являются публичные соцсети: если у автора есть там тысяча читателей, то десять, двадцать, тридцать человек придут за ним на платную платформу. Если десять и более тысяч, то подписчиков уже будут сотни. Это не гарантия, это просто наблюдаемый нами процент конверсии.

— Будет ли мнение инфлюенсера так же весомо вне большого СМИ или корпорации?

— Практика показывает, что когда редакция или корпорация-работодатель перестают мешать автору своими представлениями о формате и навязывать повестку и кликбейт, то мнение инфлюенсера получает еще больше внимания и поддержки. Потребители готовы платить за контент в его «режиссерской версии», без вырезанных кадров.

— Вы продвигаете идею, что creative economy может приносить деньги. Какие креативные сферы самые востребованные?

— Приведенные примеры достаточно ярко доказывают, по-моему, деньги приносить творчество может. Востребованы, по моему личному впечатлению, не сферы, а востребованы люди. Думаю, причина в том, что умная аудитория прекрасно отличает настоящий контент от «маркетинга, упакованного в контент». You get what you pay for — вы платите за то, что получаете. В наше время, когда корпоративные механизмы пытаются выжать из любой аудитории максимум всеми способами, качественный контент, предоставляемый напрямую, выступает своеобразным люксом. Иметь подписку на конкретного автора сегодня — это как иметь своего портного или шеф-повара. Ты точно знаешь, за что платишь, и это может быть в принципе что угодно: от актуальных философских эссе до уроков рисования.

— Что вообще происходит со сферой creative economy у нас и за рубежом?

— Среди зарубежных аналогов велико разнообразие: там есть, разумеется, масс-маркет, в том числе упомянутые Patreon и Onlyfans. Во время пандемии, скажем, взрывной рост продемонстрировала Onlyfans: истосковавшиеся по интимности люди захотели иллюзии интимного общения. Но такой успех — это и масса проблем: домогательства, угрозы, репутационные потери для партнеров платформы. Patreon — в России многие пошли по пути копирования его бизнес-модели — это типичный масс-маркет: низкий, в районе пары долларов, средний чек подписки (в России это 100 руб.), работа на количество соответствующего возраста и платежеспособности аудитории. И есть Substack, мы можем считать ее некоторым аналогом Sponsr, она сосредоточена на интеллектуальном контенте и стянула, кстати, на себя уже большое число ведущих авторов крупных СМИ. Между прочим, у Sponsr.ru тоже запланирован выход на западный рынок.

— На чьей стороне авторские права? Как вы проверяете уникальность контента? Как вы боретесь с пиратским контентом, сталкиваетесь ли вы с ним?

— Все авторские и имущественные права принадлежат авторам. Уникальность контента обусловлена спецификой платформы и аудитории: люди просто не станут платить деньги за то, чтобы читать неоригинальный контент. Пиратов мы у себя не зарегистрируем или закроем сразу, как только они начнут свою деятельность (плюс работы вне масс-маркета). Что касается «увода авторского контента с платформы», то предохранителем от этого выступает как раз специфика аудитории. Она взрослая и понимает, что ее деньги позволяют автору работать.

— Почему ваша аудитория готова платить? Опишите ее. Каков средний чек?

— Наш подписчик — это человек, платящий сознательно (500 руб. в среднем, но многие авторы вводят градацию уровней — там есть и 1 тыс., и 2 тыс., и 6 тыс., и 24 тыс. руб. в месяц за более эксклюзивную, индивидуальную работу). Это значительно выше уровня массовых аналогов, но мы предпочитаем качество. Наша аудитория — это 25+ лет, с пиком в районе 35 лет и старше, преимущественно мужчины. Впрочем, это зависит от авторов: есть и чисто женские проекты.

— На чем зарабатывает платформа?

— Платформа получает 10% от суммы, уплачиваемой за подписку, точка. Это позволяет Sponsr.ru не размениваться на «вторичную монетизацию» и быть своего рода контент-бутиком.

Была такая городская легенда в конце XIX — начале XX века, когда в цирках собирались мускулистые борцы-усачи и боролись. На них делали ставки, они были звездами, но при этом было известно, что результат многих схваток определен заранее, бои постановочны. Так вот, согласно легенде, раз в год самые знаменитые борцы Европы и Америки встречались в Гамбурге и там выясняли, кто на самом деле чего стоит.

Мы — это не легендарный, а реальный гамбургский счет. В отечественной медиасфере (СМИ, соцсетях) имеется множество дутых величин. Они обеспечивают свои высокие доходы не реальной востребованностью у аудитории, а связями с рекламодателями и с руководством каких-то конкретных медиаплатформ, подкачкой ботов и так далее. Эти дутые величины к нам даже не пытаются заходить.

В то же время имеются авторы, которые на самом деле востребованы и любимы аудиторией, и вот для них Sponsr.ru есть окно возможностей, билет к финансовой и творческой свободе, и личный «Гамбург эпохи интернета».

На правах рекламы