Новости партнеров , Весь мир ,  
0 

Кризис вернул россиян на землю

Фото: пресс-служба Caiman
Фото: пресс-служба Caiman
Пандемия поменяла поведенческие паттерны россиян. За год число семей, которые хотели бы жить в частном доме, достигло 45,4 млн. Резко вырос спрос на строительные материалы и садовую технику.

Тенденция к проживанию в собственных домах появилась не в последний год. Однако пандемия вызвала резкий рост интереса к загородной недвижимости. За год число семей в России, которые хотели бы жить в частном доме, выросло на 1,7 млн и достигло 45,4 млн. Об этом свидетельствуют данные опроса ВЦИОМ, проведенного летом 2021 года. Это вдвое больше, чем количество семей, проживающих сегодня в таких домах (21,6 млн).

На ситуацию одним из первых отреагировал рынок загородной недвижимости и строительства. Люди стали чаще интересоваться приобретением участков в садоводческих некоммерческих товариществах (СНТ) и деревнях. Почти одновременно вырос спрос на товары для дачи. В частности, многие торговые сети констатировали рост оборота садовой техники в 2020-м и неполном текущем году. Владельцы земельных участков, в том числе, проявили повышенный интерес к газонокосилкам и триммерам, мотоблокам, пилам, измельчителям. Об этом свидетельствует проведенный ВЦИОМ в августе 2021 года социологический опрос, посвященный жизни за городом и приобретению садовой техники. Исследование проводилось по заказу бренда садово-парковой техники Caiman.

Фото: пресс-служба Caiman
Фото: пресс-служба Caiman

Потребительские предпочтения

Данные опроса показали, что у 57% опрошенных россиян или членов их семей есть земельный участок, загородный дом, коттедж или дача. Среди данной группы респондентов 26% стали проводить там больше времени начиная с 2020 года. Чаще всего об этом говорили респонденты в возрасте от 35 лет. Наибольший интерес к проведению времени на участках был проявлен жителями Москвы и Санкт-Петербурга — 37% (против 27–29% таких же ответов у жителей других городов).

Большинство респондентов, владеющих земельным участком (73%), имеют ту или иную садовую технику. Значительная доля респондентов (27%), совершила последнюю покупку оборудования в период пандемии, а 43% покупали технику в последний раз еще до распространения коронавирусной инфекции (16% — более пяти лет назад, 8% — три-пять лет назад, 10% — два-три года назад, а 9% — полтора-два года назад). При этом планируют купить ту или иную технику для работ на участке 16% тех, в чьей семье есть земельный участок. Чаще о покупках в период пандемии говорили респонденты в возрасте 35–59 лет, работающие, имеющие хорошее материальное положение, а также жители двух крупнейших мегаполисов — Москвы и Санкт-Петербурга.

У 73% респондентов, семьи которых владеют участком, имеется специальная бензиновая, электрическая или аккумуляторная техника. Наиболее типичные виды садового оборудования — коса или триммер для скашивания травы (их имеют 55%), пила (39%), культиватор/мотоблок и газонокосилка (по 26%).

Фото: пресс-служба Caiman
Фото: пресс-служба Caiman

Степан Львов, директор по стратегическому развитию ВЦИОМ:

«Потребительские предпочтения и экономические возможности российских семей способны запустить цепную реакцию и изменения во многих сторонах жизни общества. Основным субъектом, а значит и ядром, и мотором изменений в предпочтениях являются семьи — их потребности, интересы, структура, образ жизни. Сегодня ориентир многих россиян — владение загородным жильем, которое может обеспечить более высокие стандарты и качество жизни. Такие представления сформированы как современной массовой культурой, так и вполне рациональными мотивами, такими как: обеспечение безопасности, сохранение здоровья, включая эпидемиологическую безопасность и экологическое благополучие, возможности для развития детей.

Но одних желаний для построения светлого загородного будущего недостаточно. Есть определенные основания, почему это стало возможным в сегодняшних российских условиях, и их немало. Становится более доступным сегмент загородного жилья среднего уровня — ранее оно ассоциировалось с элитными коттеджными поселками. Темпы развития строительных технологий и материалов значительно ускорились в последнее десятилетие, услуги строителей стали более доступными, а предложение расширилось благодаря интернет-платформам. Развитие интернет-торговли и служб доставки, рост числа автомобилей на душу населения, удешевление такси и появление услуг школьного автобуса снимает проблему доступности. Рынок предлагает все больше способов приятного и полезного времяпровождения за городом. Все это происходит на наших глазах».

Цена плюс качество

Владельцы земельных участков, купивших или планирующих приобрести садовую технику, назвали главные критерии при ее выборе. Так, 49% отдают приоритет качеству материалов и сборки, 41% обращает внимание на стоимость, 28% — на удобство использования, каждому пятому важна страна производства и гарантийный срок службы.

45% семей, владеющих участком убеждены, что качественная садовая техника всегда стоит дороже, 44% полагают, что качественную технику можно найти по любой цене. При этом 57% предпочтут более качественную, даже если ее цена будет выше.

Фото: пресс-служба Caiman
Фото: пресс-служба Caiman

Например, цифры продаж профессиональной техники премиум класса Caiman розничному покупателю без учета оптовых отгрузок выросли в единицах на 86% за 2020 год и на 39% за неполный 2021 год (данные на 31 августа). Продажи бензиновых газонокосилок Caiman увеличились более чем на 50% в 2020 году и 46% в 2021-м, бензиновых газонокосильных машин — в два раза от года к году. Большой интерес был проявлен к роботам-газонокосилкам, приобретение которых в 2020 году превысило показатели 2019 года на 100%, а затем увеличилось еще на 30% за неполный 2021-й. Продажи снегоуборочной техники Caiman в 2021 году (до 31 августа) выросли более чем в три раза относительно всего 2020 года, категория садовых тракторов прибавила более 150%.

Фото: пресс-служба Caiman
Фото: пресс-служба Caiman

Александр Маркин, основатель и владелец бренда Caiman:

«Динамика продаж техники Caiman показывает, как меняются предпочтения людей. Формируется устойчивая группа потребителей, которая не позволяет себе выбрасывать деньги на ветер. И это не только высокообеспеченные люди. Я бы охарактеризовал наших покупателей как практичных и с вниманием относящихся к своему здоровью. Приведу пример: пару лет назад в магазин нашего регионального дилера пришла пожилая женщина довольно скромного достатка. Она отказалась от дешевых предложений и выбрала бензокосу Caiman – самую легкую в данной категории, отлично сбалансированную, со сроком гарантии пять лет. Этот выбор удивил продавца – покупательница ответила, что «устала экономить на своем здоровье». И потребителей с такой позицией становится все больше.

Неверно понимать слово «качество» только в значении «хорошее оборудование». Качество — понятие многогранное. Для нас это комплекс нескольких составляющих: отлаженная поддержка и сервис, развитые финансовые инструменты, в которых представлены не только кредитные предложения, но и беспроцентные отсрочки платежей. Это доступность обслуживания техники по всей стране, оперативная доставка запчастей, продолжительный срок службы, квалифицированные сотрудники. За десять лет в организацию комплексного сервиса для техники бренда Caiman наша компания инвестировала около 1 млрд руб.

Качество — это эффективность во всем, высокое уважение и внимание к покупателю. Так достигается низкая стоимость владения оборудованием. Сегодня выбор покупателя основывается не на доступной цене, а на долгосрочном планировании, при котором учитывается, во что обойдется владение техникой в течение многих лет службы. Если стремление к качеству будет соблюдаться во всех ключевых сферах, то и жизнь в своем доме будет комфортной».

Поведенческий тренд

Цифры показывают, что люди все больше инвестируют в жизнь на земле. Тренд на переезд за город в собственный дом, по всей видимости, долгосрочный. Этому способствует расширяющаяся возможность для дистанционной работы, включая рост покрытия качественной интернет-связью.

Махрова Алла Георгиевна, ведущий научный сотрудник кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ им. Ломоносова, кандидат географических наук:

«Разберемся с понятиями. Субурбанизация подразумевает процесс развития пригородных зон агломераций, связанный с активным переселением в них людей из городов-центров, когда темпы роста населения пригородов становятся выше, чем ядер агломераций. Человек, переехавший за город, может сохранять работу в городе либо работать в населенных пунктах пригородов. Многое зависит от уровня развития инфраструктуры. Это вопрос сети и качества дорог, медицинского обслуживания, образования, возможностей для проведения досуга, обеспеченности электричеством, газом, водой, канализацией. Облегчает процесс переселения за город автомобилизация населения. Но для российских крупнейших городов и их пригородов скорее характерен массовый процесс квазисубурбанизации — переезд в пригород на время в теплый сезон и связанный с этим рост количества дачников, то есть сезонного населения в агломерации. Не стоит сбрасывать со счетов климатический фактор: жизнь в значительной части нашей страны большую часть года за городом не очень комфортна.

Параллельно идут и процессы дезурбанизации, связанные с переездом населения из агломераций в автономно расположенные города и сельскую местность. В нашей стране они также в большей степени выражаются в виде сезонных процессов, когда горожане в теплое время года выезжают на свои «дальние» дачи, расположенные за границами городских агломераций».