Новости партнеров , Весь мир ,  
0 

Рисковое дело: принять или управлять

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Российский бизнес адаптируется к современным реалиям. Брать на себя риск или управлять им — рассуждают эксперты и участники рынка.

Управление рисками как практика

Чтобы эффективно развиваться, бизнес находится в постоянном поиске новых решений: как снизить расходы, увеличить прибыль, оптимизировать выплаты. Как правило, бизнес сталкивается с двумя типами рисков: операционным и финансовым. Операционный риск связан с производственной деятельностью, внутренними процессами — застраховаться от него непросто. Финансовым рискам бизнес подвержен в связи с рыночными факторами. К ним относятся геополитика, цены на товары и сырье, волатильность валютных и процентных ставок, инфляция, пандемия и другие. И предсказать их в долгосрочной перспективе становится все сложнее.

Согласно «Опросу финансовых директоров» Deloitte, одним из основных рисков для компаний в 2021 году стало колебание курсов валют. Это естественно, поскольку большая часть компаний ведет внешнеэкономическую деятельность или проводит операции с валютой. Следующим после валютного, согласно исследованию PWC «Цифровое казначейство», является процентный риск. Когда компания планирует привлекать долговое финансирование, перед ней встает вопрос, под какую ставку и на какой срок имеет смысл брать кредит. Наконец, не стоит забывать о компаниях с товарно-сырьевыми потоками. Изменение цен на базовые товары и сырье влияет не только на добывающие, производственные предприятия, но и на множество смежных отраслей. Такие предприятия в случае высокой волатильности на товарных рынках могут столкнуться с трудностями. Как, например, это было во время серьезных колебаний цен на сырье и энергоносители в начале 2020 года, на фоне пандемии и локдаунов.

Чтобы волатильность на рынке и экономические форс-мажоры не парализовали деятельность бизнеса, компании оказываются перед выбором: принимать рыночные риски или управлять ими.

Во всем мире хеджирование, то есть управление рыночным риском, — распространенная практика. Более 70% компаний оценивают эти риски и часто хеджируют их с помощью производных финансовых инструментов (ПФИ). В России доля таких компаний скромнее: в нашей стране хеджирование часто воспринимают как игру на удачу или способ спекуляции. Однако в своей основе управление рыночными рисками — это защита от форс-мажоров и неблагоприятных явлений на рынке. Оно дает возможность стабилизировать денежные потоки компании и фиксировать финансовый результат.

Хеджирование — способ компенсировать неблагоприятные последствия изменения цены актива с помощью производных финансовых инструментов, также их называют деривативами.

«В переводе с английского слово hedge (хедж) означает «изгородь, гарантия, защита, ограничивать, огораживать». По сути, хеджируя сделку, мы огораживаем себя от негативного влияния рыночной волатильности», — объясняет директор по экономике и финансам холдинга ООО «Холдинг Кабельный Альянс» Евгений Сиваев.

«Инструменты хеджирования применяют не для получения каких-то сверхприбылей, а чтобы зафиксировать финансовый результат: сократить риски, сгладить сезонные факторы, — говорит менеджер по развитию группы компаний «Сигма» Алексей Усманов. — Мы, как производители продуктов питания, наиболее сильно подвержены сезонным факторам. Если мы не захеджируемся в начале сезона, не купим за первые три месяца полугодовой запас сырья, то не сможем работать в конце сезона».

По словам Юрия Беликова, управляющего директора отдела валидации рейтингового агентства «Эксперт РА», представителям реального сектора экономики инструменты хеджирования рыночных рисков необходимы, если может возникнуть дисбаланс входящих и исходящих денежных потоков. В первую очередь это касается выручки и платежей по обслуживанию обязательств. Хеджирование помогает компаниям обеспечить платежеспособность и оптимизировать долговую нагрузку.

При этом стабильность финансовых показателей реального сектора экономики важна не только для бизнеса, но и для «здоровья» банковской системы в целом. Например, Банк России отмечает, что если компании отказываются от хеджирования процентного риска, то это может привести к негативным последствиям и требует внимания регулятора с позиции потенциальных рисков для финансовой стабильности в целом.

«Это важно не только для банковской системы РФ, но и для любой экономической системы. Дело в том, что хеджирование помогает сгладить влияние экономических циклов на отрасли, — комментирует профессор Высшей школы экономики Евгений Коган. — Что это значит? Приведу пример. При смене экономического цикла цены на продукцию, которая является сырьем для определенной компании, могут кардинально изменить всю ее экономику. Теоретически даже привести ее к банкротству. При массовых банкротствах и эффекте домино ничего хорошего для экономики быть не может. Хеджирование в этом случае помогает сделать экономику более устойчивой и предсказуемой».

Валютный риск: что на горизонте

Данные Deloitte подтверждает исследование «Цифровое казначейство» PWC: валютный риск был назван руководителями казначейств самым распространенным управляемым финансовым риском. Ситуация на валютном рынке постоянно меняется, предсказать, как поведет себя курс, крайне сложно. На длинном горизонте это сделать еще сложнее. Даже незначительные колебания валютного курса могут грозить падением доходов и ростом издержек. При этом валютный риск может возникнуть в компании любого размера, как в крупном холдинге, так и в малом бизнесе. Поэтому здесь важно определить, действительно ли колебание курса валют может создать для компании финансовые потери и стоит ли захеджировать этот риск.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

«Мы закупаем большой объем сырья в Китае, платим в долларах. Любая поставка занимает время: сначала контрагент выполняет заказ, мы переводим аванс, он отправляет груз в Россию, и только потом мы переводим основную часть оплаты. «Срок поставки может быть больше 45 дней, — объясняет финансовый менеджер компании Ivcore, специализирующейся на производстве технического текстиля, Константин Хомчук. — Так и возникает валютный риск: между заключением договоров и платежами по поставкам проходит много времени, курс доллара успевает измениться».

«Нужно ли хеджироваться? Здесь только сама компания может принять решение. Логично обозначить условия, при которых это оправданно, — говорит Алексей Усманов. — Во-первых, это классическое наличие валютной выручки либо расходов в валюте. Цена валюты различается в момент контракта и в момент денежного движения. Мы можем заранее зафиксировать этот курс и получить гарантированный, заранее спрогнозированный доход. Во-вторых, это наличие существенных запасов, цена на которые зависит от каких-либо котировок и которые можно защитить от обесценения. В реалиях нашей компании зачастую речь идет о курсе доллара».

Александр Вербо, начальник финансового управления и казначейства ПАО «Совкомфлот», одного из мировых лидеров в морской транспортировке энергоносителей, отмечает, что для их компании валютный риск не так значим: «Лучший способ минимизации любого риска — это уход от него, если, конечно, бизнес-реалии это позволяют. В случае с валютным риском нам удалось достичь почти полной синхронизации валюты выручки и операционных затрат, благодаря чему у нас нет необходимости применения инструментов хеджирования, которые для многих компаний являются востребованным и оправданным способом управления данным типом риска».

Процентный риск: между плавающей и фиксированной ставками

По данным PWC, процентный риск идет в списке приоритетов у руководителей казначейств следующим после валютного. Выбирая кредит, многие представители российского бизнеса до сих пор предпочитают фиксированную процентную ставку, предполагая, что она не может измениться. Однако опыт 2014 года продемонстрировал, как ключевая ставка ЦБ РФ за ночь выросла на 6,5%, что в свою очередь отразилось на кредитах с фиксированной ставкой.

Фиксированная ставка не дает компании возможности рассчитывать на уменьшение платежей в случае снижения рыночных ставок. Тогда, чтобы получить более выгодные условия по кредиту, бизнесу необходимо тратить дополнительные ресурсы на рефинансирование задолженности. В случае с плавающей ставкой компания может сэкономить на процентах при снижении ставки. Не бояться ее роста и переплаты по процентным платежам возможно благодаря ПФИ.

«У нас диверсифицированный портфель кредитов, значимая часть которых привлечена под плавающую ставку, — говорит Александр Вербо. — В данном случае мы активно используем инструменты хеджирования. Мы стремимся зарабатывать именно на своем основном бизнесе, убирать непрофильные риски и фиксировать будущий финансовый результат».

В западном мире корпоративные заемщики уже много лет активно кредитуются под плавающую ставку: это возможность сэкономить на процентах в случае ее снижения. В России такая тенденция наблюдается не так давно, однако бизнес уже использует преимущества плавающей ставки по кредиту в связке с процентными деривативами. ПФИ способны ограничить колебания процентной ставки при любом сценарии развития экономики. В 2021 году только в Сбербанке более 40% кредитов юридическим лицам было предоставлено по плавающим ставкам.

Товарный риск: ждать рискованно

Управление товарным риском актуально не только для добывающих предприятий и производителей, но и для переработчиков, а также компаний, которые закупают и продают вторичную продукцию, если ее цена привязана к стоимости сырья — например, нефти, металлов, агропродукции. Товарные риски могут реализоваться в связи со множеством факторов. В частности, это могут быть ограничения поставок, падение спроса, переизбыток предложения, погодные условия. Любой из этих рисков может привести к повышению или понижению цены на товары, сырье и таким образом снизить выручку или увеличить издержки участников рынка, что в свою очередь означает неопределенность финансовых потоков.

По мнению Евгения Когана, учитывая динамику изменения цен, ждать подходящего момента для начала управления товарно-сырьевыми рисками не стоит. «Хеджирование помогает компаниям реального сектора преодолеть времена неблагоприятной конъюнктуры, — говорит он. — Простейший пример — авиакомпании. Хеджирование против роста цен на керосин позволяет им прогнозировать денежные потоки более точно, это приводит к более эффективному управлению бизнесом в целом», — поясняет эксперт.

Евгений Сиваев отмечает, что хеджирование для компании, которую он представляет, актуально: «Наш холдинг — среди лидеров кабельной отрасли, у нас максимальные объемы переработки меди и алюминия среди кабельщиков в России. Все видят, насколько волатильны рынки сырьевых компонентов, цветных металлов, черных металлов, пластикатов. По сути, бизнес в текущей ситуации постоянно пытается справиться с изменением цен, поэтому мы внимательно следим за текущими трендами. Там, где позволяют экономика и инструменты, принимаем решение в пользу хеджирования, купируем риск увеличения стоимости меди, валюты. У нас этот процесс выстроен достаточно системно».

«Товарный риск не является для нас значимым, но хотел бы привести известный учебный пример из другой отрасли. Так, появление всем известных «чикен макнаггетс» в меню «Макдоналдс» в 1983 году стало возможным благодаря заключению инновационных на тот момент деривативов на зерновые корма, которые позволили поставщику долгосрочно зафиксировать стоимость курицы. В противном случае «Макдоналдс» не решался вводить новое блюдо, так как колоссальный объем закупок куриного мяса на рынке разогрел бы закупочные цены до небывалых высот», — говорит Александр Вербо.

Решение: собственная экспертиза и надежные провайдеры

Если компания принимает решение использовать инструменты хеджирования в своей деятельности, важно настроить систему управления рыночным риском, которая будет включать анализ и оценку, разработку стратегии и политик, а также обучение для сотрудников, которые будут применять ПФИ в своей работе.

«Не стоит надеяться на «старый русский авось», принимая решение об использовании ПФИ. Важно проанализировать деятельность компании с точки зрения подверженности рискам, оценить стоимость хеджа и эффективность использования инструментов, просчитать все нюансы с консультантами и, если это экономически обоснованно, начинать применять инструменты», — говорит профессор Высшей школы экономики Евгений Коган.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

«Составляйте модели развития своей компании и оценивайте, насколько она подвержена валютному и процентному риску, о каких объемах хеджирования может идти речь, какие закономерности присущи вашему рынку. Может оказаться, что отсутствие инструментов хеджирования систематически ставит вас под риск неплатежеспособности. С другой стороны, может быть, применение ПФИ неоправданно ввиду несущественности рисков», — говорит Алексей Усманов.

По мнению Евгения Сиваева, нельзя вдруг начать хеджироваться: «У нас существует положение о хеджировании, в котором прописаны определенные правила, объемы, которые мы хеджируем и которые закупаем по свободным ценам, а также другие параметры, которые мы учитываем, принимая решение об использовании ПФИ».

«Регулирование процессов использования ПФИ должно быть сформулировано в финансовой политике компании. И это скорее функция казначейства, которое делает фокус на снижении рисков, нежели будет подвержено соблазну спекуляций в поисках дополнительного заработка. Если использование инструментов управления финансовым риском будет прописано в нормативных корпоративных документах компании, а казначейство получит необходимые полномочия, это станет эффективным способом организации процесса в компании», — отмечает Александр Вербо.

Управляющий директор отдела валидации рейтингового агентства «Эксперт РА» Юрий Беликов уверен, что представителям реального сектора экономики инструменты хеджирования рыночных рисков необходимы. «Если у компании нет собственного казначейства и подразделения риск-менеджмента, то лучше обратиться за помощью к внешним консультантам, обслуживающему банку. Он подберет деривативы и поможет с организацией процесса управления риском», — поясняет он.

Стоит или нет применять инструменты хеджирования в деятельности компании, менеджмент принимает решение самостоятельно. Важно взвесить все за и против, понять, готов ли бизнес брать на себя финансовый риск или им управлять. В случае же, если будет принято решение хеджироваться, важно найти стратегического партнера — провайдера этих решений.

Больше о возможностях Сбербанка на финансовых рынках читайте тут.