Несколько лет назад я случайно увидела документальный фильм, врезавшийся мне в память. Он называется «Раф» и посвящен 70-летию легендарного учителя математики Московской государственной школы № 57 Рафаила Калмановича Гордина. Фильм сняли бывшие выпускники, когда-то они учились в этой школе, а сейчас живут в разных уголках мира. Они объединены одним чувством — глубоким уважением к учителю. Кто-то из них даже сказал, что с учителем связаны самые счастливые годы их жизни.
Сам Рафаил Калманович в фильме тоже участвует: он рассказывает о себе, о том, как случайно стал школьным педагогом и что это для него значит.
Фильм оставляет у человека, который лично не знаком ни с учителем, ни с его уже взрослыми учениками, очень теплые чувства. Быть может, они связаны с ностальгией по детству, а возможно, с ощущением некоторой горечи, что у него самого все было не так.
Я возьму на себя смелость утверждать, что если вы посмотрите этот фильм, то, вероятнее всего, у вас появится ком в горле, так как к описанным выше чувствам прибавится обида вкупе с сожалением о том, что наши дети живут совсем в другом мире.
Как заинтересованный человек, связанный с частной школой, я попыталась понять, почему сейчас подобные отношения учитель-ученик, пронесенные через года, являются редкостью. Нужны ли они сегодня? Как их воссоздать?
Сначала я выскажу свое личное мнение: чем больше будет таких взаимоотношений в школе, тем она будет лучше, при этом не важно, является она государственной или частной. Конечно, каждый вправе по-своему решать такие вопросы. Для одних это важно, для других нет.
Я думаю, что положительным моментом современной образовательной среды в Москве является возможность выбора понравившейся школы из значительного числа школ, имеющих различные формы, концепции и методы обучения, учителей. И именно в этой среде воссоздаются новые отношения между педагогами и учениками.
В качестве примера я могу привести идеологию образования, близкую мне по духу, которую мы, исходя из ФГОС, развиваем с педагогическим коллективом в WIDE School. Наша школа является образовательной организацией, обучающей и воспитывающей учеников на всех уровнях жизненного цикла общего образования: дошкольном, общем начальном, общем основном, общем среднем, а также дополнительном образовании. Одним из самых важных критериев результативности обучения и качества работы детского сада, а тем более школы, мы считаем формирование у обучающихся теплого, трепетного отношения к своему учебному заведению, воспитателям и учителям, которое, надеюсь, они пронесут через свою жизнь.
Сложно перечислить все нюансы процесса воспитания таких качеств, путей и методов их достижения. Мне кажется, тут можно применить выражение «подобное притягивается к подобному». Мы строим школу с большим сердцем.
К себе в школу мы берем только выпускников своего дошкольного отделения. Этому много причин. Во-первых, мы учим детей учиться еще в группах детского сада, развиваем их любознательность таким образом, чтобы мотивация к обучению сохранялась у них в течение всего образовательного процесса — с 1 по 11 классы школы WIDE. Моя бабушка, учитель русского языка и литературы, например, говорила, что надо воспитывать ребенка, когда он лежит поперек кровати. Эту же мысль поддерживает огромное количество авторов современных книг по психологии воспитания детей, например, Масару Ибука в книге «После трех уже поздно».
Во-вторых, обучение в школе WIDE ведется на двух языках — английском и русском. В данном случае абсолютно оправданно, что мы берем только выпускников своих же садов, так как полное погружение в англоязычную среду дошкольного обучения дает настоящий билингвизм к семи годам, когда ребенок думает и видит сны на английском языке. Это позволяет ему без труда учиться на английском, переходя в школьное отделение.
Не менее важным моментом зачисления детей в школу из садов нашей системы является и тот факт, что за годы обучения в дошкольном отделении родители очень хорошо начинают чувствовать позицию и атмосферу WIDE, а мы, в свою очередь, стараемся понять позицию семьи. Если эти два пункта сходятся, мы убеждены, что в дальнейшем, в течение школьных лет, все участники образовательного процесса — школа-ученик-родители — не будут разочарованы.
В WIDE School очень большая роль отводится внеклассной жизни (проектной деятельности, внеакадемической работе), так как мы считаем, что именно эти моменты ребята пронесут сквозь годы в своем сердце. На всех занятиях, не относящихся к основной учебной программе, учителя выполняют функции друга-наставника в самых разных творческих областях — кулинарии, музыке, различных направлениях арта, спорта, театра, информационных технологий, литературы.
Мы видим большое положительное влияние на весь образовательный процесс от участия ребят и их учителей во внешкольных мероприятиях, например, играх в «Что? Где? Когда?», «КВН», «Мафию», футбол. Во всех этих событиях педагоги участвуют наравне с детьми, поэтому у учеников WIDE School не складывается ощущение повинности и принуждения, так как они видят вовлеченность учителей.
Любые отношения строятся годами, и школьные — не исключение. Крайне важной мы видим необходимость минимизировать ошибки, ведущие к текучке детей и учителей.
Мы ориентируемся на создание семьи WIDE, когда школа априори должна давать академически сильное образование, подтвержденное не только российским аттестатом об общем среднем образовании (что в нашей стране является обязательным), но и международным аттестатом, но также выполнять функцию второго дома, куда хочется идти каждое утро, возвращаться 1 сентября после летних каникул.
Мне очень хочется надеяться, что пройдет лет 40 и про какого-нибудь педагога WIDE School наши выпускники также скажут много теплых слов, а мы снова увидим их всех вместе, сильно повзрослевших, выросших настоящими профессионалами, при этом умеющими дружить и сохранять дружбу сквозь годы.