Новости партнеров , Весь мир ,  
0 

Цифровая зрелость: для чего нужна трансформация бизнеса

Эксперты «Сбера» и Strategy Partners, ведущего российского стратегического консультанта, разбираются, в каком состоянии сейчас находится цифровая трансформация российского бизнеса и какое у нее будущее.

Улучшение клиентского опыта, оптимизация стратегии и процессов, благодаря анализу данных, рост цифровой грамотности сотрудников — это лишь часть из перечисленных Институтом цифрового маркетинга позитивных последствий цифровой трансформации бизнеса. Однако еще не все российские компании к ней готовы.

«Цифра» и предубеждение: что мешает бизнесу на пути диджитал-трансформации

В 2022 году сложно представить себе компанию, которая бы никак не взаимодействовала с цифровыми технологиями. Даже у крошечных стартапов есть собственные страницы в соцсетях, созданные для привлечения новых клиентов, сервисы заказа товаров на сайте, а также удаленные сотрудники, общение с которыми ведется с помощью мессенджеров и видеоконференций. Однако все это — частные диджитал-решения, которые упрощают, автоматизируют, оптимизируют или как-то иначе делают работу компании лучше. Их внедрение называется цифровизацией.

Цифровая трансформация — понятие более объемное и предполагает значительно большее, чем внедрение одной или нескольких технологий. Это преобразование бизнеса, его модели, принципов взаимодействия с клиентами и даже корпоративной культуры. Инструментами для комплексной трансформации становятся диджитал-решения, в первую очередь такие, как искусственный интеллект, big data, блокчейн.

В Strategy Partners рассматривают цифровую трансформацию как комплексное преобразование бизнес-модели, направленное на рост конкурентоспособности на базе внедрения цифровых технологий. Эффективность реализованных проектов для крупных компаний по отдельным цифровым инициативам может достигать 40% монетарного эффекта.

Однако бизнес не всегда видит разницу между цифровизацией и цифровой трансформацией и, как правило, обходится узким набором инструментов. «Сегодня цифровизация бизнеса есть в ограниченном количестве отраслей и часто представляет собой скорее автоматизацию отдельных задач или бизнес-процессов. Есть лишь небольшое число компаний, которые цифровизировали бизнес и находятся на высоком уровне диджитал-зрелости», — считает старший управляющий директор, директор департамента развития корпоративного бизнеса Сбербанка Сергей Меламед.

Согласно результатам исследования, проведенного «Сбером», более 80% предпринимателей сегодня задумываются о цифровой трансформации; но успешно реализуют подобные проекты пока только 10%. «Мы хотим, чтобы эта доля росла и, чувствуя запрос наших клиентов, запустили в «Сбере» проект «Цифровая трансформация». В рамках сервиса наши клиенты получают помощь и поддержку в реализации своих идей, имеют возможность изучить и применить опыт трансформации самого «Сбера» и примерить на себя лучшие отраслевые решения», — рассказывает Сергей Меламед.

Наибольшую цифровую зрелость демонстрируют банки и финансовые организации, компании из сферы телекоммуникаций и страхования, нефтегазовый сектор. А сельскохозяйственная отрасль, например, в целом не показывает высокий уровень цифровой культуры: производители часто выбирают консервативные пути развития. Однако и в агропромышленном комплексе (АПК) находятся компании-первопроходцы, готовые менять свой бизнес к лучшему с помощью цифровых технологий.

«Цифровизация позволяет получить конкурентное преимущество, — уверен Сергей Меламед. — Чем более конкурентный рынок, тем большее значение имеет цифровая зрелость. В чем можно измерить конкурентоспособность? В скорости и качестве сервиса, производительности, возможности индивидуального подхода к клиенту. Банковский рынок мегаконкурентный, отсюда и активность всех его участников. Хотя сегодня во многих отраслях внедряются цифровые решения. В АПК есть точное земледелие на основе искусственного интеллекта, машины с автопилотом, цифровые фермы, которые повышают производительность. В строительстве — BIM-технологии, которые позволяют полностью моделировать проекты и контролировать этапы строительства».

Многие отечественные компании не решаются на тотальные диджитал-перемены из-за устаревших взглядов или страха перед возможными потерями. Но в Strategy Partners уверены, что успешно пройти путь цифровой трансформации под силу каждой компании.

Начать с себя: цифровая трансформация и новая реальность

Осознание необходимости перемен — это уже перемена. Поэтому Сергей Меламед советует постоянно изучать собственный бизнес, а также смотреть на конкурентов и индустрию в целом. «Это позволяет прочувствовать тренды, угрозы и возможности. Уже исходя из них следует формировать стратегическое видение развития бизнеса. Цифровизация — ответ на вопрос, как это сделать оптимально», — уверен представитель «Сбера».

Когда решение о необходимости цифровой трансформации принято, следует здраво оценить свои возможности. «Важно планировать преобразования так, чтобы они были и достаточно амбициозны, и подъемны с учетом текущего уровня ИТ и цифровой зрелости, развития культуры, финансовых возможностей», — рекомендует управляющий партнер Strategy Partners Валерия Плотникова.

«Из типовых маркеров успеха можно отметить наличие хорошо структурированной стратегии цифровой трансформации, волю и готовность первых лиц менять компанию и привычный уклад, а также наличие доверенного партнера, который, как хороший спортивный тренер, будет держать в тонусе и направлять к большим рекордам шаг за шагом», — уверена Валерия Плотникова.

При наличии всех составляющих успеха некоторые компании тормозят цифровизацию бизнес-процессов на фоне геополитической нестабильности. Их страхи объяснимы, ведь полная диджитал-трансформация требует серьезных вложений. По словам управляющего партнера Strategy Partners, турбулентность не способствует росту аппетитов по крупным долгосрочным инвестициям и масштабным преобразованиям. «Опасения, безусловно, справедливы, но это тот случай, когда коней на переправе менять приходится тем, кто задался целью эту переправу преодолеть», — говорит Валерия Плотникова.

Не бросать цифровую трансформацию на полпути российским компаниям помогают отечественные сервисы и программное обеспечение (ПО). 2022 год открыл поставщикам таких решений колоссальное поле для роста.

Зачем пользоваться российским ПО

События последних месяцев заметно отразились на компаниях, которые пользовались иностранным софтом. В Strategy Partners выделили пять ключевых групп риска, с которыми столкнулся бизнес.

1. Непрерывность бизнес-процессов

Невозможно продолжать основную деятельность, когда нормальное функционирование привычных ИТ-систем прекратилось.

2. Размытие ценностного предложения

Компания теряет былые преимущества, такие как «самая быстрая обработка заявки» или «самая точная оценка бюджета строительного проекта».

3. Потеря управляемости и точек контроля

Из-за отключения BI-систем прежние скорость и качество принятия внутренних управленческих решений стали недоступны.

4. Производительность труда и эффективность

Приходится возвращаться к менее совершенным инструментам, повышать долю ручного труда и ресурсоемкость типовых процессов.

5. Устойчивость к развитию и росту.

Невозможно поддерживать планы по развитию на техническом и организационном уровне.

По мнению Валерии Плотниковой, переход на российское и свободное ПО, равно как и разработка собственных решений, помогают митигировать эти риски. На протяжении многих лет отечественные разработчики преодолевали высокий порог для входа на рынок, конкурируя с иностранными гигантами. Продолжительная борьба за место на рынке заставила российских вендоров создавать более выгодные и гибкие предложения, отвечающие на запросы самых разных компаний.

В единый реестр российских программ входят более 13,5 тыс. программных продуктов. На фоне активной поддержки ИТ-сектора государством и политики импортозамещения этот список наверняка будет пополняться.

За годы работы только в «Сбере» создали десятки программ и сервисов, нацеленных на частичную или полную цифровую трансформацию бизнеса: в том числе, компания представила систему удаленной обработки информации с 50 сервисами под названием SberCloud, инструмент для управления торговлей InSales, защитника цифровой безопасности BI.Zone, SaaS-сервисы на базе «СберБизнесСофта».

«В среднем и крупном бизнесе решения, как правило, строятся и встраиваются в существующие АСУ, они максимально адаптированы под потребности компании. Необходимые внешние сервисы и продукты встраиваются через технологию API. Это как удобный конструктор — собираешь под себя, пользуясь подходящими решениями на рынке. Видя эту потребность, мы создаем в «Сбере» виртуальную продуктовую полку сервисов с универсальным API и развиваем партнерскую программу с ИТ-интеграторами, которые помогают встраивать их в решения клиентов. От малого бизнеса мы видим запрос на готовые отраслевые коробочные решения. Подключение к ним еще проще, оно дистрибутировано сразу в наше приложение для расчетов «СберБизнес», — объясняет Сергей Меламед.

По словам эксперта, в будущем российский бизнес ждет фокус на передовые технологии: искусственный интеллект и виртуальные вселенные, роботизация, квантовые технологии. Цифровая трансформация получит более прикладной характер и позволит решать конкретные задачи бизнеса. А российские разработки в этом только помогут.

«Во времена перемен число игроков, стремящихся нарушить статус-кво, растет кратно. Цифровая трансформация — один из самых сильных инструментов для защиты и усиления своей конкурентной позиции. Те, кто смогут правильно выбрать точки приложения и соблюсти баланс инвестиций и эффектов, получат весомое преимущество», — уверена Валерия Плотникова.


Реклама, рекламодатель: ПАО СБЕРБАНК, https://www.sberbank.ru/