Новости партнеров ,  
0 

АО «ЗЭТА»: как локализация бизнеса помогла укрепить рыночные позиции

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Нынешний год оказался непростым для многих отраслей промышленности. В том числе и для рынка электротехнической продукции. В лучшем положении оказались компании, сделавшие ставку на локализацию производства в России.

Текущий кризис коснулся всех бизнес-процессов. На работу компаний в сфере электротехнической продукции оказали влияние и рост цен на сырье, и сокращение спроса на продукцию, и изменение логистических цепочек, и сложности с международными платежами.

Твердая почва

Как и весь рынок электротехнического оборудования, Завод электротехнической арматуры (АО «ЗЭТА») в этом году столкнулся со значительными трудностями. «Действительно, весной был очень непростой период. Рост цен, сокращение спроса, — вспоминает коммерческий директор ЗЭТА Юлия Райчук. — Многие наши конкуренты заняли выжидательную позицию. Но мы решили не прекращать модернизацию производства, сделать ставку на повышение эффективности и сокращение расходов».

АО «ЗЭТА» — крупное предприятие, объединяющее несколько производственных площадок и логистических комплексов. Основано в 1999 году. Начинала компания, как и большинство игроков электротехнического рынка того времени, с перепродажи продукции для электромонтажа. Но уже в 2002 году у нее появилось в России первое собственное производство наконечников и гильз под опрессовку.

Фото:пресс-служба
Фото: пресс-служба

Кризис 2008 года вынудил компанию переместить производство в Китай, так на тот момент было выгоднее и надежнее. А вот следующий кризис — 2014 года — подтолкнул к решению вернуть производственные мощности в Россию. С 2015 года локализация производства в России — основная цель завода.

Именно локализация стала сегодня важным фактором стабильности для компаний, работающих на рынке электротехнической продукции. Такие предприятия не зависят от поставок комплектующих из-за рубежа. Их в меньшей степени затронули колебания курсов валют, нарушение логистических цепочек и сложности с международными банковскими переводами. В итоге АО «ЗЭТА», например, смогло сохранить объем производства и, таким образом, нарастить свою долю на рынке, емкость которого, по прогнозам аналитиков, по итогам года может уменьшиться на 10–15%.

Сегодня АО «ЗЭТА» контролирует 40% рынка металлорукава, более 30% рынка фитингов и кабельных вводов. Занимает ведущее положение (доля составляет более 70% рынка) в сегменте клеммных коробок. Только металлорукава (продукт служит для защиты кабеля от внешних механических воздействий) на заводе ежемесячно выпускается более 1700 км, это — расстояние от Москвы до Екатеринбурга.

Узкая специализация

Большая часть компаний на рынке электротехнической продукции выбрала стратегию постоянного расширения ассортимента. Считается, что подобный путь обеспечивает стабильность во время кризиса. Но не все его выбирают. Когда рынок падает, то в выигрыше оказываются те, кто производит наиболее востребованный товар, обладающий важными конкурентными преимуществами.

В ассортименте Завода электротехнической арматуры представлено два продуктовых направления: это система прокладки кабеля, включающая металлорукав, кабельные вводы, фитинги, клеммные коробки; и кабельная арматура, представленная кабельными муфтами, наконечниками и гильзами под опрессовку, а также болтовыми наконечниками и соединителями.

Ассортимент завода остается стабильным уже на протяжении нескольких лет: стратегия развития компании заключается не в расширении продуктовой линейки, а в увеличении глубины переработки. Специализация позволяет заводу сосредоточиться на постоянном улучшении качества продукции именно в своих узких рыночных нишах. Расширение ассортимента происходит только в существующих номенклатурных группах, точечно, продукция скорее видоизменяется под запрос рынка, дополняется новыми свойствами.

Такой подход позволяет заводу наращивать узкопрофессиональные компетенции в разработке и производстве, создавать конкурентный продукт. Например, сейчас АО «ЗЭТА» — единственный на рынке игрок, который применяет горячеоцинкованный металл в производстве металлорукава. Металлорукав «ЗЭТАРУС» (бренд, принадлежащий АО «ЗЭТА») имеет высокие свойства по противостоянию воздействию окружающей среды, технология его производства обеспечивает продукту максимальный радиус изгиба, что позволяет легко и качественно выполнить монтаж любой сложности. Благодаря высоким потребительским свойствам спрос на металлорукав «ЗЭТАРУС» сохранился даже в условиях кризиса.

Вопрос цены

Стоимость электротехнической продукции напрямую зависит от цен на сырье. В некоторых продуктах доля сырья в себестоимости доходит до 90%. В связи с резким скачком цен на некоторые металлы весной 2022 года (до 50%) значительно подорожала и конечная продукция. В конце весны цены повысились почти на 40% по сравнению с началом года, после чего последовал спад продаж. Монтажные компании были вынуждены «замораживать» проекты, чтобы дождаться нормализации ситуации. Откат цен к прежним значениям на рынке металлов последовал в мае, тогда же началось снижение цен на продукцию для электромонтажа. Рынок начал оживать.

Фото:пресс-служба
Фото: пресс-служба

Однако нестабильность на рынке заставила конечных потребителей искать самые интересные предложения, внимательнее относиться к выбору поставщиков. Важными конкурентными факторами для производителей стали налаженные каналы продаж и персональный подход.

Завод электротехнической арматуры предлагает индивидуальные решения для каждого из клиентов: кому-то важны скидки, кому-то отсрочки, кому-то аналитика по продажам, начинающим дилерам — товарные матрицы.

Завод поддерживает постоянные складские остатки своей продукции в Москве, Новосибирске и на складах дилеров, что дает возможность потребителям в максимально короткие сроки получить нужный объем товара в любой точке страны.

Созданы каналы обратной связи. Компания отвечает на вопросы о своей продукции в том числе через социальные сети, постоянно проводит обучение и консультации для дилеров и дистрибьюторов. Печатает специальные каталоги для проектных организаций с уже готовыми решениями. Все это позволяет заводу оставаться в курсе потребностей рынка и понимать желания своих клиентов, а в итоге предлагать им наиболее конкурентный продукт. «В сложное время готовность услышать ценности и потребности покупателя, уметь пойти ему навстречу очень важны, — говорит Юлия Райчук. — Компании, показавшие себя надежными партнерами, оказались в выигрышной ситуации, сумели удержать действующих клиентов и привлечь новых после оживления рынка».

Задачи на будущее

Эксперты отмечают, что на данный момент рынок электротехнического оборудования находится в стагнации. О возвращении к показателям начала года пока говорить рано. Однако ЗЭТА удалось удержать объемы производства на падающем рынке и нарастить свою рыночную долю. Более того, сейчас завод строит большие планы по модернизации производства. В 2023 году основной целью станет развитие направления кабельной арматуры. В частности, будет модернизировано производство муфт, что позволит существенно нарастить объемы выпуска продукции.

Увеличение доли на падающем рынке в условиях кризиса сегодня можно назвать успехом. Однако завоеванную долю нужно сохранить, когда рынок вернется к росту. Здесь может сработать ставка на развитие производства и индивидуальный подход. Компании, которые первыми это осознают, окажутся на ведущих позициях в узкоспециализированных рынках.


Завод электротехнической арматуры (АО «ЗЭТА») занимается производством электромонтажной продукции торговой марки «ЗЭТАРУС» более 20 лет. Созданный в 1999 году завод постоянно совершенствует уровень сервиса, внедряет новые технологии производства. На сегодняшний день номенклатурный ряд ЗЭТАРУС насчитывает более 5 тыс. позиций.

Управляющая компания расположена в Новосибирске, производственно-складские комплексы — в Москве и Новосибирске.

Реализация продукции Завода электротехнической арматуры осуществляется через дилерскую сеть.

Миссия завода: «Мы делаем качественный продукт доступным».

Реклама. АО «Завод электротехнической арматуры» (АО «ЗЭТА»), nzeta.ru