Новости партнеров , Весь мир ,  
0 

Что ждет рынок FTL-перевозок в России в 2023 году

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Отрасль автомобильных грузоперевозок справилась с потрясениями начала прошлого года: перестроилась логистика, налажено обновление парков. В этом году, по мнению экспертов, в сегменте FTL-перевозок вырастут ставки.

Оживление рынка

Рынок новых грузовых автомобилей в 2022 году существенно просел: было приобретено 84,2 тыс. новых грузовиков — на 15,6% меньше, чем годом ранее, сообщило аналитическое агентство «Автостат».

Если в 2021 году в числе лидеров были зарубежные Scania, Volvo, Mercedes-Benz, MAN и Isuzu, в прошлом году первые девять строчек заняли российские, белорусские и китайские производители. Из «большой европейской семерки» (BIG-7) в рейтинг вошли только автомобили компании Volvo, которая успела поставить на российский рынок 1,8 тыс. машин и заняла последнюю строчку в топ-10.

Тем не менее рынок грузовиков в последние две-три недели прошлого года показывал объемы, превышающие показатели января-февраля прошлого года. В конце 2022 года недельная реализация превысила 3 тыс. грузовых автомобилей, тогда как на пике в начале года она достигала 2,8 тыс. единиц. В целом в декабре было продано наибольшее в году количество грузовиков — 10,5 тыс. машин за месяц. «По итогам января 2023 года можно будет сказать, что это: тренд — и рынок пережил кризис и восстановился в объемах — или это просто всплеск конца года, когда компании потратили бюджеты и дополнительные деньги на покупку техники», — заявил директор «Автостата» Сергей Целиков.

Появление новых игроков

Строительная техника заняла основные позиции в топ-10 наиболее популярных моделей в 2022 году — это самосвалы и бортовые грузовики. В части магистральных тягачей, которые используются в сфере FTL-перевозок (Full Truck Load, «полностью загруженный грузовик»), наибольшую долю занял КамАЗ — он поставил на рынок 3,8 тыс. машин модели 5490, что на 45% меньше, чем в 2021 году.

В то же время к завоеванию рынка приступили китайские производители: было продано 3,5 тыс. седельных тягачей Sitrak S7H и 1,6 тыс. — Shacman (Shaanxi) SX4258. То есть суммарно перевозчики приобрели около 9 тыс. седельных тягачей.

В этом году поддержку транспортным компаниям окажет КамАЗ, который должен перезапустить производство магистральных тягачей без компонентов из «недружественных стран» и выпустить усовершенствованную модель — К5 Neo. Всего предприятие рассчитывает продать 9,8 тыс. машин нового поколения, заверил генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин.

Генеральный директор транспортной компании Delko Санджар Ашуралиев
Генеральный директор транспортной компании Delko Санджар Ашуралиев

«Сейчас на рынке образовался дефицит автомобилей. В целом парк грузовиков в России устаревший и требует постоянного обновления. Для сравнения: ежегодная емкость рынка седельных тягачей составляет около 30 тыс. автомобилей, а в 2022 году их поступило только около 10 тыс. Это формирует отложенный спрос. А вариантов на рынке немного — это либо китайская, либо российская техника», — комментирует генеральный директор транспортной компании Delko Санджар Ашуралиев.

При этом сама компания планирует дальнейшее увеличение парка автомобилей, который в настоящее время насчитывает около 3 тыс. грузовиков. Перевозчик уже взял в тестовую эксплуатацию несколько китайских машин и сейчас оценивает их эффективность. На первом этапе был выявлен ряд проблем в эксплуатации. «Это не критично. Когда мы начали работать с европейской техникой, тоже возникали вопросы. Мы подавали рекламации, и наши замечания были производителями учтены. Все-таки климатические особенности в России требуют особого подхода к технике, к ее эксплуатации. Мы адаптировали ее для работы в нашей стране с европейскими партнерами. И сейчас мы тестируем, направляем рекламации китайским производителям, и вопросы устраняются», — рассказал глава Delko.

Сдерживать приход на рынок производителей из Китая, по его мнению, будет недостаточный уровень сервиса. «Пока мы не видим того подхода, который демонстрировали европейские производители. Но, возможно, это дело времени, сами китайские предприятия должны быть в этом заинтересованы. Они придут к тому, что надо будет либо самим развивать сервисные центры, либо привлекать к созданию сервисной сети партнеров в России», — полагает Санджар Ашуралиев.

Сложности техрегулирования

По прогнозам маркетингового агентства НАПИ, на рынке останутся в основном российские, китайские и белорусские бренды. Аналитики исходят из того, что санкции против России сохранятся и в 2023 году. При этом китайские бренды увеличат свое присутствие на российском рынке и компенсируют долю продаж ушедших с российского рынка брендов «большой семерки». Производители BIG-7 не вернутся на российский рынок, автомобили этих марок будут поставляться только по схеме параллельного импорта и в небольшом количестве.

«Санкции будут оказывать давление на рынок и в 2023 году, и в дальнейшем. Да, экономика пережила шок, но в краткосрочной перспективе их влияние, как оказалось, не так уж велико. В отдаленной же перспективе оно усилится, ведь многие технологии становятся недоступными, а это будет влиять на долгосрочное развитие экономики», — считает Александр Цыпин, генеральный директор компании ООО «БВГ», автомобильного дистрибьютора грузовой техники.

По его мнению, приход на рынок китайских автомобилей неизбежен. Осложнить процесс могут особенности технического регулирования в России. «Китайский автопром по уровню зрелости пока еще далек от европейского. Однако уже сейчас партнеры активно перенимают успешный опыт, тесно взаимодействуют с заказчиками и заинтересованы в развитии на российском рынке с учетом всех его особенностей», — замечает эксперт.

Подорожание запчастей

Кроме дефицита автомобилей перевозчики столкнулись в прошлом году с нехваткой запасных частей — оригинальные детали тоже перестали поступать на рынок России. «Сразу после объявления санкций мы применили систему риск-менеджмента и запаслись достаточным объемом запчастей. Мы смогли найти каналы получения деталей, который обеспечивает работу нашего автопарка», — сообщил Санджар Ашуралиев.

Крупные перевозчики выстроили коридоры поставки запчастей, но стоимость деталей выросла в 1,5-2 раза. «В прошлом году вопрос о цене даже не стоял, был вопрос, есть детали в наличии или нет, есть возможность доставки или нет», — поделился эксперт.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Гендиректор Delko полагает, что рост цен на технику и запчасти продолжится и в этом году. «Это сложная логистика, это санкционное давление, это вопросы разрешительного характера. Удлиняется плечо доставки, и каждое новое звено требует дополнительных ресурсов, что приводит к удорожанию», — пояснил он.

Александр Цыпин добавил, что на увеличение стоимости деталей оказывает влияние и растущая инфляция в Евросоюзе. По его словам, цены на запчасти в 2022 году росли быстрее, чем за предыдущие десять лет. Он полагает, что они будут продолжать поступать из «дружественных стран», так как организация их производства в России займет определенное время. Однако не исключает, что снизится их качество: увеличиваются поставки более дешевых аналогов с китайских и турецких заводов.

Введение ЭТРН

Крупные перевозчики находятся в ожидании введения электронных транспортных накладных (ЭТРН). «В целом для транспортных компаний ЭТРН — это большое благо. Именно для крупных системных игроков. Это позволит снизить высокие затраты на документооборот, ускорить движение денег», — считает генеральный директор Delko. По его словам, это также позволит обелить рынок, где преобладают мелкие частные компании и есть недобросовестная конкуренция.

По данным Федеральной налоговой службы, на российском рынке работает 41 тыс. компаний, он очень разрозненный, есть проблемы с уплатой НДС и зарплатными налогами. По экспертным данным, служба контролирует лишь около 30% игроков.

Если весь рынок платит с оборота государству, включая страховые взносы, 6,5%, топ-12 компаний — на 1,85 процентных пункта больше. «Это говорит о том, что наши крупнейшие компании находятся в ситуации не совсем добросовестной конкуренции», — отметила замглавы Контрольного управления ФНС Варвара Бурлевич на конференции с перевозчиками.

«Мы принимаем участие в рабочих группах, на которых обсуждается введение ЭТРН. И если завтра система будет запущена, мы легко адаптируемся, у нас высокая доля готовности. Но, к сожалению, ЭТРН — это вопрос не текущего года», — считает Санджар Ашуралиев.

Повышение ставок

Маркетинговое агентство НАПИ прогнозирует, что объемы грузоперевозок по России в этом году будут чуть больше 2022 года. По последним данным Росстата, за 11 месяцев прошлого года грузооборот автотранспортных компаний составил 264,8 млрд тонно-километров — на 1,8% больше, чем годом ранее.

«Санкции в отношении российских перевозчиков со стороны стран ЕС сохранятся. Объемы международных перевозок будут на уровне чуть выше 2022 года за счет их переориентации на восточное направление и роста товарооборота России со странами Азии», — говорится в прогнозе НАПИ.

Однако из-за недостатка автомобильной техники на рынке возникнет дефицит перевозчиков. В этих условиях ставки на их услуги должны будут расти. «Поскольку спрос рождает предложение, а предложение ограничено техническими факторами, значит, ставки будут расти», — считает Александр Цыпин.

Санджар Ашуралиев полагает, что ставки должны приблизиться к справедливой цене. По его мнению, они должны быть больше текущего уровня примерно на 30%. Но эксперт признает: диктовать условия все равно будет рынок, так как он очень фрагментированный и состоит из множества разнородных перевозчиков.

«Основа клиентского портфеля Delko — заказы крупных игроков, лидеров рынка в своих нишах. Такие компании в первую очередь оценивают перевозчиков по уровню сервиса (SLA). Они выбирают надежные транспортные компании с высоким уровнем качества предоставления услуг, а не с точки зрения наименьшей стоимости за отправку грузов. И все больше предприятий в России переходит именно к такому принципу работы», — уверен гендиректор Delko.

Компания Delko в этом году в соответствии со стратегией планирует развивать перевозки в нескольких сегментах, в числе которых торговля, производство пищевой, сельскохозяйственной и нефтехимической продукции. И будет делать ставку на набирающую все большие обороты электронную торговлю.

«Бизнес-модель нужно постоянно актуализировать, чтобы быть в тренде. Этот год для перевозчиков должен быть максимально направлен на эффективность. Кто будет более эффективным, более бережливым, тот и останется на рынке», — отметил Санджар Ашуралиев.

Реклама. ООО «Делко». del-ko.ru