Турбовремена
Фонд общественного мнения (ФОМ) характеризует текущее состояние российской социально-экономической среды как «турбореальность» исходя из того, что латинский префикс «турбо» означает «вращающийся хаос». В условиях турбореальности малый бизнес оказался в сложнейшем положении, так как во всех аспектах деятельности немедленно возникли негативные последствия, говорится в материалах ФОМ к исследованию СМБиз (социология малого бизнеса). Тем не менее российский малый бизнес пытается так или иначе адаптироваться к новым условиям. Еще в апреле прошлого года более 40% участников опроса отмечали, что намерены заняться поиском новых поставщиков и каналов сбыта, привлечь дополнительное финансирование, более активно использовать возможности цифровых технологий, регулировать цены на свою продукцию. При этом более 30% респондентов рассматривали кризис как окно для новых возможностей в связи с импортозамещением.
Согласно результатам опроса предпринимателей, проведенного в конце прошлого года агентством «Эксперт РА», Институтом комплексных стратегических исследований и Институтом экономики роста им. П.А. Столыпина, 43% респондентов считают, что экономическая обстановка оказала в целом негативное влияние на бизнес. Только 12% опрошенных в ближайшие год-два строят планы по наращиванию производственных показателей, при том что 48% заявили, что будут пытаться сохранить хотя бы текущие результаты или даже бизнес как таковой. Подавляющее большинство участников исследования отметили проблемы с финансированием: слишком высокие ставки по кредитам на развитие бизнеса и залоговые требования банков указали 80%.
Где искать возможности
Сейчас выживание бизнеса зависит в том числе от умения собственников выходить за рамки налаженных привычных процессов. Чтобы найти клиентов и новые идеи, приходится идти нестандартным путем. Яркий пример — инициатива владельцев небольшой сети ресторанов быстрого питания взять в аренду гору в Дагестане и, вовлекая в проект местные власти, сделать новую туристическую точку.
Подобные идеи могут пугать своим масштабом, но предприниматели имеют возможность расширять свои возможности и поэтапно. Так, обычный «магазин у дома» в Санкт-Петербурге запустил для жителей доставку продуктов «за три минуты». Идея не нова, однако позволяет увеличить количество покупок.
Новые возможности открывают и классические бизнес-решения — например, расширение спектра услуг и повышение качества обслуживания. Обувная мастерская, скажем, может предложить новый сервис — реставрацию цвета на кожаных аксессуарах, а мебельное предприятие начать производство праздничной атрибутики из дерева под заказ. Защитить интересы предпринимателя можно с помощью страховых инструментов.
Как вернуть контроль над ситуацией
Согласно современным исследованиям, наш мозг нацелен постоянно предсказывать, что будет дальше, ему некомфортно находиться в состоянии неизвестности. Именно представление конечного результата придает смысл нашим действиям: не видя этот результат, мы теряем мотивацию. Чем дольше мы не можем порадовать себя достижением цели, тем меньше у нас дофамина — гормона удовлетворенности. Это приводит нас на так называемую нисходящую спираль: мы не можем добиться результата, испытываем негативные эмоции, которые ведут к негативным мыслям, а те в свою очередь рождают новые негативные убеждения. В итоге мы все глубже погружаемся в депрессивное состояние, принимать решения становится все сложнее, мотивации действовать не остается.
Чтобы выбраться из этой спирали эксперты Лаборатории нейронаук «Сбера» рекомендуют двигаться маленькими шагами.
Что делать
— Совершайте действия, которые можно довести до конца, позволяя мозгу выполнить свою «предсказательную» функцию: уборка, заказ расходных материалов для офиса, выбор и оплата летнего лагеря для ребенка – все, что может в итоге дать сигнал «задача выполнена».
— Повышайте важность решений постепенно. Выпишите задачи и выберите из них те, которые не требуют тщательного взвешивания «за» и «против». Расквитавшись с более простыми целями, вы высвободите ресурс для обдумывания серьезных дел.
— Еще одна рекомендация — взглянуть на ситуацию со стороны. Представьте, что к вам обратились за советом по такому же вопросу, как и у вас. Что бы вы посоветовали другому человеку? Такой взгляд на проблему может помочь разложить все по полочкам.
Выполняя такие действия, мы обретаем ощущение контроля над нашей жизнью. Это чувство опоры позволяет меньше переживать за глобальную и неконтролируемую в данный момент ситуацию.
Как найти поддержку
Меры господдержки — одно из основных условий выживания для малого бизнеса сегодня.
В середине января 2023 года Банк России (ЦБ) уже опубликовал дорожную карту о поддержке малого и среднего бизнеса на горизонте 2023-2024 годов. Среди запланированных мер — сокращение издержек при кредитовании, применение пониженных коэффициентов риска по активам, которые обеспечены поручительствами Корпорации МСП, оптимизация процесса оценки кредитного риска. «Это будет дополнительно мотивировать банки к работе с некрупным бизнесом», — считают разработчики дорожной карты.
Корпорация МСП, в свою очередь, в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» развивает систему «зонтичных» поручительств, которая позволяет предпринимателю получить кредит в банке без необходимого залога.
Корпорация МСП предоставляет поручительство до 50% от суммы кредита малому предприятию в качестве обеспечения для кредитов МСП на инвестиционные цели, для пополнения оборотных средств, развития бизнеса и рефинансирования кредита.
Поручительство выдается на сумму до 1 млрд руб. на срок не более 180 месяцев. В первом квартале 2023 года запланированный объем «зонтичных» поручительств — 25 млрд руб.
Скорая страховая помощь
Существенную роль в создании условий для устойчивости малых предприятий играют страховые компании.
Как показывает практика, последствия негативных событий, которые потенциально могут нанести критический удар по бюджету бизнеса или же вообще прекратить его существование, можно минимизировать за счет доступных страховых механизмов.
«Неприятности предсказать нельзя, но они случаются, ставя под угрозу благополучие предприятия», — констатируют в компании «СберСтрахование». В зависимости от профиля бизнеса и его специфики актуальными могут быть риски пожара и утраты товаров, залива, перерыва в деятельности, претензий налоговой, действий преступников, проблем со здоровьем ключевых сотрудников или владельца предприятия. «Последствия подобных событий могут нанести урон не только бизнесу, но и личным финансам предпринимателя, его семье», — отмечает старший управляющий директор — директор центра «Корпоративное страхование» ПАО Сбербанк Денис Кузавлев.
При этом он приводит конкретные примеры, когда предприниматели, пользующиеся программой комплексного страхования для бизнеса «Защита 360°» (осуществляет ООО СК «Сбербанк страхование» (ОГРН 1147746683479) — «дочка» ПАО Сбербанк), получали полноценные выплаты после того, как бизнес сталкивался со страховыми случаями. К примеру, в практике Волго-Вятского банка ПАО Сбербанк страховой случай произошел в Удмуртии, где поломка счетчика водоснабжения в квартире привела к заливу расположенного под ней магазина. Повреждение внутренней отделки было признано страховым случаем. «СберСтрахование» произвела выплату владельцу бизнеса. Предприниматель смог произвести ремонт в кратчайшие сроки и возобновить деятельность.
В Краснодарском крае, где работает Юго-Западный банк Сбербанка, из-за наводнения пострадал гостиничный комплекс: вода и здесь повредила внутреннюю отделку помещения. После признания случая страховым предприниматель получил выплату по риску «стихийные бедствия». Другой инцидент произошел в Краснодаре — у бизнесмена, предоставляющего полиграфические услуги, злоумышленники похитили компьютерное оборудование, необходимое для работы. Выплата по программе «Защита 360°» позволила покрыть убытки и восстановить работу бизнеса.
«Наша программа позволяет застраховать бизнес и различные объекты от всевозможных рисков — в сфере финансов, активов, персонала, претензий от третьих лиц — в одном полисе, и это выгоднее и удобнее, чем несколько отдельных полисов», — отмечают в «СберСтраховании». При этом можно выбирать и регулировать необходимый набор опций. Например, для бизнеса может быть актуально оформление страхования здоровья для сотрудников или иные страховые продукты.
«Приоритет удобства и выгоды для клиентов — стандарт для всех направлений бизнеса Сбербанка, — говорит Денис Кузавлев. — В страховании эта задача выполняется на «отлично». Мы гордимся профессиональными премиями за технологичность и инновационность наших продуктов и клиентских процессов, но самое важное — это благодарность предпринимателей, которые на деле ощутили выгоду и надежность страхования в «Сбере».
Подробно узнать об условиях, а также приобрести полис «Защита 360°» можно в любом отделении Сбербанка, а также на сайте sberbank.ru.
Реклама. ООО СК «Сбербанк страхование», https://sberbankins.ru/products/protection-360