Новости партнеров , Весь мир ,  
0 

«Заказная разработка — единственный способ быть вне конкуренции»

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Все больше российских компаний нуждается в разработке программных решений. О преимуществах заказного ПО рассказывает директор центра программных решений ИТ-компании «Инфосистемы Джет» Евгений Лопатин.

— Когда бизнесу стоит создавать собственные программные решения?

— Компания должна понимать, какие цели и задачи она хочет решить. Если заказчик обращается к нам, он, как правило, уже изучил рынок и понял, что подходящего для него решения не существует, или осознал необходимость создать уникальный продукт, который выделит его среди конкурентов. Или перед его компанией стоит какая-то крайне сложная задача, требующая нестандартных решений.

Важный момент: заказная разработка — это не всегда создание нового. Мы не стремимся выбросить все и сделать заново. Наша цель — минимизировать издержки заказчика и всячески ему помогать.

— На ИТ-рынке России происходят грандиозные изменения: импортозамещение, уход западных игроков и сервисов. Как эти процессы отразились на рынке заказного ПО?

— Уход западных вендоров создал отложенный вакуум в ИТ. Отложенный, потому что сейчас многие решения от иностранных компаний еще работают, но без обновлений они скоро станут недоступны. Поэтому возник спрос на собственный продукт. Тем более что начали возникать большие вопросы к безопасности и надежности открытых решений.

Российский бизнес понял, насколько ценно иметь собственную разработку, не зависеть от иностранных компаний. Думаю, что сейчас рынок заказной разработки будет расти семимильно, у нас просто нет другого пути.

Главным запросом клиентов в 2022 году стало замещение критически важных процессов, то есть не всех решений целиком, а наиболее важных узлов и компонентов, работоспособность которых обеспечивалась иностранными продуктами.

— Что вы посоветуете компаниям, которые находятся в поисках разработчиков заказного ПО? Каким компаниям стоит доверять?

— Разработчик заказного ПО — это партнер не на год, а на много лет. Смена исполнителя в большой сложной системе — это всегда стресс для бизнеса. Так что прежде всего надо оценивать надежность.

В России много классных программистов. Но для крупного бизнеса я бы посоветовал обращаться к компаниям с большой историей и опытом работы в различных проектах. Такие компании разбираются в сложных разработках и умеют находить общий язык с разными бизнесами.

Для клиентов, которые сегодня столкнулись с технологическими сложностями, мы сначала проводим исследование существующих в компании программных решений, изучаем ИТ-инфраструктуру и бизнес-процессы, после чего даем рекомендации и общую финансовую оценку необходимых изменений. На основе этого можно принять решение о том, стоит ли идти в заказную разработку. Это действительно серьезный шаг, который может полностью изменить бизнес и вывести компанию на совершенно новый уровень.

Например, к нам обратился собственник бизнеса. Компании было крайне важно иметь очень высокую скорость работы системы. Несмотря на все старания, при большой нагрузке система падала. Специалисты внутри считали, что у них есть сложности на уровне «железа». Мы подключили к работе опытных архитекторов, они провели анализ, нашли слабые места. Оказалось, что дело не в «железе». В итоге мы переписали часть кода и немного поменяли архитектуру ПО. Проблема была решена. Так что заказная разработка — это еще и отличный способ получить критический взгляд со стороны и провести аудит своих систем.

— Легко ли понять, чего действительно хочет клиент?

— Я всегда говорю, что с разработчиком ПО надо быть откровенным, как с доктором, иначе он сделает не то, что вы от него хотели. Нам важно понять, какие реальные задачи хочет решить заказчик, какие боли у него есть.

Для нас очень важно найти ключевых интересантов, понять их видение, выяснить цели. В проектах по заказной разработке всегда важно помнить о ключевых целях.

Однажды мы разрабатывали систему для крупного заказчика. Нам показывали длинные красивые презентации, из которых следовало, что нужно разработать огромный функционал, работа займет очень много времени и сил, но ее конечная цель оставалась туманной. Тот самый случай: автоматизация ради автоматизации. Мы решили настоять на встрече с первым лицом. После того как общение состоялось, мы довольно быстро выяснили две ключевые бизнес-проблемы. Далее уже выделили основные функции, на которых надо сосредоточиться. Остальной запрашиваемый функционал оказался вторичен. Это ускорило весь проект и позволило заказчику начать пользоваться продуктом быстрее, чем было запланировано.

— Каждый бизнес имеет свою специфику — как вам удается разбираться в этих тонкостях? В каком виде заказчик должен формулировать свои потребности и задачи?

— Один из наших принципов: мы говорим с заказчиком на одном языке. Если он хочет общаться на языке программирования, включаться в нашу внутреннюю работу, мы только рады. Но мы готовы выслушать его и на языке бизнеса, нормативных и законодательных требований, после чего мы это оцифровываем и представляем в виде кода.

— Как правило, вы разрабатываете систему с нуля или вам приходится работать с уже имеющимся продуктом?

— Ситуация, когда нужно все выбросить и сделать заново, уникальная. Я таких случаев не могу припомнить. У крупных клиентов всегда есть свои действующие разработки. Как правило, они являются результатом многолетней работы нескольких команд. Сложная задача — разобраться в том, что и как в них работает. Но у нас такой опыт есть.

Как-то мы реализовывали несколько проектов для одного заказчика по поддержке и доработке крупной автоматизированной системы. Система развивалась годами различными подрядчиками, которые, видимо, не очень добросовестно вели и передавали друг другу информацию о ней. Она разрасталась в объемах данных и используемых технологиях, появлялись новые подсистемы, бизнес-процессы усложнялись. В работу мы получили десятки разных стеков разработки, неактуальную документацию и исходные коды. Не без приключений, но мы справились с поставленными задачами, провели реверс-инжиниринг, исправили критичные ошибки, настроили работу прикладного ПО, провели отладку процессов сопровождения и обучили им заказчика, реализовали новую функциональность и оптимизировали бизнес-процессы.

— Считается, что разработка ПО занимает много времени. Насколько это мнение корректно? Можете обозначить сроки?

— Если речь идет о доработке уже имеющейся системы, то здесь сроки могут измеряться неделями. Это достаточно динамичный процесс.

Если заказчик приступает к решению задачи с нуля, когда есть только бизнес-идея, то потребуется значительное время, чтобы воплотить ее в жизнь. Сначала нужно обсудить саму идею, собрать сведения о необходимой функциональности, подготовить проект продукта с учетом действующих процессов. Этот этап всегда очень полезен, ведь у компании появляется возможность взглянуть на свой бизнес с другой стороны.

После обследования создается MVP (minimum viable product, минимально жизнеспособный продукт), на создание которого уходит обычно от пары недель до трех месяцев. На этой стадии можно убедиться в том, что идея правильная, а создаваемый продукт будет полезен.

Как раз на первых двух этапах существует реальная возможность сократить сроки создания конечного продукта. Совместная работа и заинтересованность заказчика позволяют собрать все требования, четко описать цели и задачи создаваемого решения, выявить нюансы.

Затем можно приступать к разработке. Тут многое зависит от сложности задачи. Но нужно отметить, что современные технологии позволяют выпускать готовые решения за считаные недели. Больше не надо заставлять бизнес ждать месяцами или годами. Сроки заказной разработки сейчас не являются чем-то пугающим.

— Бывают ли случаи, когда приходится менять проект прямо по ходу его разработки? Готовы ли к этому?

— Заказчик всегда меняет требования, это нормально и продиктовано не тем, что он не понимает, куда он идет. Обстоятельства могут меняться каждую неделю, и заказчик будет уточнять свои требования к разрабатываемому продукту. Мы к этому готовы.

Вспомним период пандемии, когда много проектов было остановлено. Дело было не в отсутствии инвестиций. Компании ставили проекты на паузу, чтобы понять, как меняются тренды. Через некоторое время большинство разработок было возобновлено, но с новыми требованиями, с ориентацией на возможность удаленной работы, развитием онлайн-доставок и сервисов. Когда заказчик следит за рынком, оперативно готов меняться, то с ним вдвойне интересней.

— Почему многие компании предпочитают не заниматься разработкой ПО in-house, силами своих ИТ-специалистов?

— Прежде всего, разработка программного обеспечения — очень сложный вид деятельности, требующий особых знаний и компетенций. Для наших заказчиков он не является основным. Телеком предоставляет услуги связи, ретейлер стремится организовать эффективные продажи, банки — предоставлять финансовые услуги. Им невыгодно дополнительно держать у себя в штате команды разработки.

Для нашей компании заказная разработка, — одно из ключевых направлений бизнеса. Ежегодно «Инфосистемы Джет» реализует более тысячи комплексных ИТ-проектов. Мы накопили колоссальный опыт и способны помочь развиваться любому бизнесу. В нашем центре заказной разработки собрана команда высококвалифицированных профессионалов, способных реализовать проекты любой сложности.

Мы делаем проекты под ключ, включая развертывание приложений, их отладку и запуск в промышленную эксплуатацию с последующей экспертной поддержкой. Только когда мы убедимся, что наш продукт работает на полной мощности, мы считаем проект выполненным.

Получить консультацию или оставить заявку на обследование ваших систем можно через форму обратной связи.

Реклама. АО «Инфосистемы Джет», https://jet.su/