ИФК «Солид» выступила организатором первого в этом году DPO (Direct Public Offering — прямое публичное предложение акций) с элементами IPO на Московской бирже для компании малой капитализации, эмитентом стала компания «СмартТехГрупп» (СТГ), активом которой является финтех-сервис CarMoney, одного из лидеров рынка российского микрокредитования. Данный механизм открывает новый пласт возможностей для привлечения финансирования компаниями малой капитализации и для их инвесторов, полагают в «Солиде».
Размещение прошло в формате прямого листинга, привлеченные средства, как сообщают организатор и эмитент, будут направлены на реализацию стратегии роста и масштабирование бизнеса. В первый день торгов спрос на предложенный акционерами компании объем акций, эквивалентный 600 млн руб., в несколько раз превысил ожидаемые значения и был реализован за считаные минуты. Для поддержания ликвидности акций на торгах акционеры компании приняли решение о продаже дополнительного объема акций. Всего рынку было предложено 305 млн акций: 209 млн в рамках первого предложения и 96 млн в рамках дополнительного (на данный момент компания отчиталась о поступлении денег в капитал). В приобретении акций в рамках предложения приняли участие розничные инвесторы. Указанные объемы были приобретены инвесторами в течение первого дня торгов, отмечает генеральный директор ИФК «Солид» Павел Гоцев.
Данная сделка стала первым DPO с элементами IPO в России. В отличие от классического IPO (Initial Public Offering — первичное публичное размещение акций), механизм DPO не подразумевает расходов на андеррайтеров (инвестбанки, организующие размещение ценных бумаг и гарантирующие их выкуп) и в этом плане является более демократичным, то есть более приемлемым для компаний малой и средней капитализации и стартапов.
«В DPO рынок сам определяет справедливую цену и объем спроса. По сути, эмитент при DPO полагается на собственные взаимоотношения с инвесторами. Поэтому успех DPO зависит в первую очередь от того, как компания взаимодействует перед размещением с широким кругом инвесторов, в основном с физическими лицами», — отмечает руководитель управления рынков акционерного капитала ИФК «Солид» Александр Студенский.
По словам Александра Студенского, решение, что размещение должно быть именно в формате DPO, пришло не сразу, был учтен опыт других моделей. Данная сделка вобрала в себя различные публичные способы привлечения акционерного капитала, такие как IPO и DPO. «Это нестандартный и нетривиальный подход: проработать цепочку так, чтобы соблюсти все нормы законодательства с учетом интересов будущих инвесторов и текущих акционеров компании, было непросто», — считает эксперт.
«Мы обратили внимание на удачный кейс другой компании, которая выходила на биржу по схожей модели, договорились идти по такому формату, добавляя что-то свое», — рассказывают в «Солиде». После выработки финального решения началась работа по формированию операционной структуры сделки в единый механизм, чтобы все сработало как часы.
Опыт «СТГ» может и должен стимулировать другие компании рассмотреть публичный вариант привлечения капитала, а ИФК «Солид» всегда готова оказать им профессиональную поддержку, резюмирует Павел Гоцев.
Стратегически «Солид» верил и верит в развитие первичного долевого рынка компаний малой и средней капитализации, для чего в компании заранее специально создавалось соответствующее подразделение с высококлассными специалистами для сопровождения подобных сделок, говорит Павел Гоцев. «С самого начала это был вызов для нас, так как в 2022–2023 годах сильно изменился российский фондовый рынок, конъюнктура на нем, основной профиль инвестора, который готов участвовать в новых размещениях, а тем более в таких размещениях, которых на российском рынке еще не было», — продолжает руководитель «Солида». По сути, по его словам, это начало новой истории для эмитентов средней и малой капитализации, инвесторов, организаторов и биржевой инфраструктуры.
Реклама. АО ИФК «Солид», https://solidbroker.ru/