Пресс-релизы , Весь мир ,  
0 

Как системы фотовидеофиксации снижают число происшествий на дорогах

Фото: Иван Макеев / «Комсомольская правда»
Фото: Иван Макеев / «Комсомольская правда»
Развитие системы автоматической фотовидеофиксации как инструмент контроля безопасности на дорогах: ключевые достижения.

Система автоматической фотовидеофиксации нарушений ПДД часто подвергается критике из-за того, что ее изначальная цель — обеспечение безопасного дорожного движения — для многих не так очевидна, как очевидна финансовая составляющая в виде штрафов.

С деньгами при этом в целом все ясно: в 2018 году при помощи камер было выписано 105,9 млн штрафных квитанций, из них 84% — за превышение скорости. Понятно, что львиная доля штрафов выписана за превышение на 20–40 км/ч, а значит, если предположить, что все водители оплатили штраф быстро, с полагающейся по закону скидкой, то получается, что прибыль от камер составила минимум 22,2 млрд руб. — серьезные деньги!

Как пояснили в Госавтоинспекции МВД России, проводимый на постоянной основе анализ применения комплексов свидетельствует о том, что в местах их функционирования отмечается снижение общего количества происшествий и тяжести их последствий. Ежегодно с их помощью ликвидируются порядка 1,5 тыс. мест концентрации ДТП.

Так, например, в 2017 году в Омской области подсчитали, что в местах использования стационарных камер количество ДТП снизилось на 25%; число погибших — на 80%, а число граждан, получивших травмы, — на 20%. Аналогичные цифры зафиксированы и в самом Омске, а на федеральных трассах количество автоаварий сократилось на 42%.

В Москве после установки комплексов фотовидеофиксации аварийность на участке снижается примерно на четверть. А в Московской области и вовсе создали математическую модель, которая позволяет оценить влияние элементов обустройства дорог на показатели безопасности. В частности, знак «Ограничение скорости» улучшает показатели на 0,5%, а камера видеофиксации нарушений ПДД — уже на 30–50%.

Контроль скорости — очень важная функция камер, но не единственная. Также они могут следить за тем, чтобы водители не нарушали разметку, не выезжали на выделенные полосы, не заезжали за стоп-линию перед светофором и т.п.

Новое слово техники — стационарные комплексы, которые фиксируют только нарушения правил остановки и стоянки — это особенно важно в центре и на нешироких улицах, где остановка в неположенном месте может спровоцировать затор. В перспективе новые системы смогут выявлять водителей, которые разговаривают за рулем по телефону, непристегнутые ремни безопасности, отсутствие шлема у мотоциклистов, непредоставление преимущества велосипедистам и т.д.

Одновременно в Москве уже решили значительно увеличить число видеокамер, которые начнут фиксировать непропуск пешеходов на переходах, — в ближайшее время планируется установить 200 таких комплексов, а до конца 2019 года еще 600 камер.

Понятно, что свою главную задачу — повышение безопасности на дорогах — камеры видеофиксации могут выполнять только в том случае, если водители осведомлены об их наличии. На эту проблему обратил внимание и Президент России Владимир Путин. На недавнем заседании Госсовета, которое было посвящено безопасности дорожного движения, глава государства дал указание обозначать на дороге все камеры — не только стационарные, но и передвижные. По словам президента, камеры должны стимулировать водителей соблюдать правила, а не увеличивать собираемость штрафов.

«Иначе происходит прямая подмена смысла всех этих мероприятий. Вместо того чтобы дисциплинировать водителей, их просто подводят под штраф, а это не самоцель, это только средство достижения нужного нам результата»

Владимир Путин

Власти Москвы и Московской области отреагировали оперативно: координаты всех комплексов видеофиксации были опубликованы и сейчас уже учтены навигаторами — что, возможно, даже важнее расстановки знаков.

В целом же отношение государства к комплексам автоматической фотовидеофиксации должно быть четко сформулировано в Программе по обеспечению безопасности дорожного движения на период до 2030 года, которую Владимир Путин поручил утвердить к 1 декабря 2020 года.

Материалы подготовлены по заказу ГУОБДД МВД России при поддержке экспертного центра «Движение без опасности» в ходе реализации социальной кампании «Однозначно» в рамках федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», направленной на обеспечение безопасности всех категорий участников дорожного движения.

Источник: газета РБК № 118 (3073) от 31.07.2019