Опрос показал отношение водителей к нарушению скоростного режима
0
Материал предоставлен ГУОБДД МВД России.

Опрос показал отношение водителей к нарушению скоростного режима

Комплексное исследование отношения участников дорожного движения к основным факторам риска на дороге и их профилактике осуществил аналитический центр НАФИ в рамках социальной кампании «Однозначно».
Фото: ЭЦ «Движение без опасности»

Кампания «Однозначно» проводится Госавтоинспекцией МВД России совместно с экспертным центром «Движение без опасности».

В ходе опроса, в частности, выяснялось отношение респондентов к нарушению скоростного режима и предлагаемым мерам борьбы с этой проблемой.

Исследование показало, что в общей сложности 39% опрошенных считают превышение скорости на 20 км/ч серьезным нарушением Правил дорожного движения (ПДД), связанным с риском для собственной и/или чужой жизни.

Казалось бы, почти 40% — довольно неплохой показатель, но если посмотреть, как распределились ответы на этот вопрос в зависимости от статуса участников дорожного движения, вырисовывается гораздо менее радужная картина.

Если превышение скорости на 20 км/ч серьезным нарушением ПДД считают 49% пешеходов, то среди водителей так думают лишь 26%. Еще столько же от общего числа опрошенных называют подобное превышение «обычной для большинства водителей практикой, не представляющей опасности». А 30% респондентов вообще полагают, что это мелкое нарушение ПДД, чреватое только потерей денег, да и то если попасть в объектив камер фото— и видеофиксации.

Порог 20 км/ч был выбран не случайно — сейчас превышение скорости на 19 км/ч вообще не штрафуется, а за превышение скорости на 20–39 км/ч грозит штраф всего 500 рублей (а если поторопишься оплатить, то вдвое меньше).

Опрос, однако, показал, что даже эти небольшие деньги способны образумить потенциальных нарушителей — 60% водителей отметили, что штрафы за нарушение ПДД заставляют их ездить более дисциплинированно. Так, 46% опрошенных водителей заявили, что в городе никогда не превышают на 20 км/ч установленное ограничение скорости. Вне населенных пунктов эта цифра намного ниже — лишь 27% держатся в рамках «нештрафуемого превышения». То есть две трети водителей не считают зазорным на трассе превысить разрешенную скорость более чем на 20 км/ч.

Скорее всего, такая разница объясняется тем, что в городах установлено гораздо больше камер видеофиксации нарушений скоростного режима.

При этом допустимым превышением скорости до 10 км/ч в черте города сочли 33% опрошенных, вне населенного пункта — 22%. Превышение скорости на 20 км/ч считают допустимым в городе и вне его 20 и 37% соответственно.

При этом лишь 14% водителей назвали недопустимым любое превышение скорости на дороге вне населенного пункта и 21% — в черте города.

Почти половина опрошенных (49%) основной причиной нарушения скоростного режима назвали движение со скоростью транспортного потока. На втором месте среди причин оказалась спешка (36%). Еще 19% опрошенных заявили, что наши дороги позволяют двигаться быстрее установленного ограничения скорости, а 11% считают, что всегда успеют затормозить в случае возникновения опасной ситуации. Интересно, что в «жажде скорости» признались всего 8% респондентов.

Характерно, что всего 53% опрошенных водителей полагают, что знак «Ограничение максимальной скорости» разрешает двигаться со скоростью не более той, которая указана на знаке. Почти треть (31%) уверены, что этот знак разрешает двигаться со скоростью, которая указана, плюс 19 км/ч.

В связи с этим кампания «Однозначно», целью которой является убедить водителей не превышать скорость даже в пределах нештрафуемого порога, приобретает особую актуальность.

По мнению организаторов проекта, превышение скорости до 19 км/ч создает опасные ситуации на дорогах, и водители должны осознать, что знаки ограничения следует понимать однозначно: если на нем указано ограничение 60 км/ч, то именно эта скорость и является максимально допустимой с точки зрения безопасности.

Очевидно, важно объяснить участникам дорожного движения, что цифры на дорожных знаках — результат тщательных исследований и расчетов. Зачастую водители полагают, что ограничивающие скорость дорожные знаки устанавливаются едва ли не наобум. Каждый пятый принявший участие в опросе водитель отметил, что часто видит ничем не обоснованные относящиеся к скорости дорожные знаки (21%). Более половины опрошенных (56%) признались, что хотя и редко, но тоже видят такие знаки.

Человек за рулем видит ситуацию только со своей стороны: хорошая погода, широкая дорога, прекрасный асфальт, яркая разметка, отбойники — отчего бы не разогнаться до 110 км/ч, а то и до 130 (всего-то 250 руб. убытку, если поймают! ) при разрешенных 90 км/ч? При этом такие «мелочи», как наличие на этой дороге перекрестков, наземных пешеходных переходов, остановок общественного транспорта и левых поворотов во внимание обычно не принимают. И зря.

Согласно исследованиям Всемирной организации здравоохранения, риск гибели пешехода при столкновении с автомобилем при скорости 50 км/ч составляет 20%, а при 80 км/ч — более 70% (по другим данным, при ударе на такой скорости вероятность гибели — почти 100%)

Опрос показал, что 80% водителей согласны с тем, что риск попасть в ДТП возрастает при увеличении скорости движения. Но при этом 69% водителей считают, что их опыт управления автомобилем позволяет ездить безопасно, превышая допустимый скоростной режим на 20 км/ч. Вот эти-то 69% и есть целевая аудитория кампании «Однозначно».

По мнению заместителя начальника ГУОБДД МВД России полковника полиции Олега Понарьина, «скорость автомобиля является первой причиной смертности в дорожно-транспортных происшествиях. Либо неправильная оценка ситуации, когда водитель движется со слишком большой скоростью, либо умышленное превышение скоростных режимов, предусмотренных дорожными знаками».

Поэтому всем любителям быстрой езды не по правилам хочется напомнить такие цифры: в 2018 году в России из-за несоблюдения скоростного режима произошло более 10 тыс. ДТП, в которых пострадали 13,8 тыс. человек, погибли 1368 человек. Есть надежда, что кампания «Однозначно» позволит изменить эту статистику в лучшую сторону.

Материал подготовлен в рамках федерального проекта «Безопасность дорожного движения» в части реализации социальной кампании «Однозначно».

Источник: газета РБК № 126 (3081) от 28 августа 2019 г.