Пресс-релизы , Весь мир ,  
0 

Исследование показало отношение водителей к превышению скорости

Фото: ЭЦ «Движение без опасности»
Фото: ЭЦ «Движение без опасности»
Госавтоинспекция МВД России в рамках социальной кампании «Однозначно» призывает водителей строго соблюдать скоростной режим на дороге.

По статистике, каждый второй водитель в России превышает допустимую скорость в среднем на 10 км/ч, что позволяет избежать штрафа, но является очевидным нарушением скоростного режима. Мировой опыт показывает, что необходимость соблюдения скоростного режима — ключевая задача в предупреждении ДТП, эффективно решать которую позволяют методы фиксации нарушений и информирования водителей. Первый метод работает за счет серьезных штрафов, второй позволяет повысить уровень сознательности участников движения. Одной из информационно-просветительских мер в России сегодня является социальная кампания «Однозначно», проводимая совместно Госавтоинспекцией МВД России и экспертным центром «Движение без опасности». Кампания проходит в рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Цель кампании — осознанный подход водителей к необходимости соблюдать скоростной режим, в частности не превышать скорость в рамках 19 км/ч — порога, до которого за превышением не следует обязательный штраф. По словам заместителя начальника российской Госавтоинспекции Олега Понарьина, именно превышение скорости — существенный фактор в статистике летальности на дорогах.

Что говорят водители

В рамках социальной кампании «Однозначно» Аналитический центр Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) провел масштабное исследование, результаты которого показывают, что грамотное сочетание административных и воспитательных мер — оптимальная мера, позволяющая повысить сознательность водителей. Статистика также подтверждает эффективность принимаемых мер. В ходе опроса выяснилось: 60% водителей полагают, что именно штрафы за нарушение ПДД заставляют их соблюдать скоростной режим. Более половины опрошенных оценивают штраф за нарушение скоростного режима на 20 км/ч, но не более 40 км/ч как «оптимальный» (57%), четверть считают его слишком высоким (24%), 72% водителей высказались против введения более строгих штрафов за нарушение скоростного режима (превышение скорости более чем на 10 км/ч). Профилактический эффект комплексов фото- и видеофиксации нарушений, согласно данным исследования НАФИ, оказывается еще выше. Так, 75% водителей считают, что стационарные камеры повышают безопасность на дороге и повышают сознательность участников движения, 46% считают, что этой же цели эффективно содействуют передвижные камеры — «треноги». Как уже было отмечено, превышение скорости — одна из ключевых причин высокой смертности на российских дорогах. К тяжелым последствиям ДТП также приводит неиспользование ремней безопасности.

Ремня на вас нет!

Законодательно применение ремней безопасности было введено еще 40 лет назад, но осознанное соблюдение этой меры пассивной безопасности удалось внедрить только в последние годы. В ходе исследования специалисты НАФИ выяснили, что подавляющее большинство граждан одновременно согласны с двумя противоречивыми утверждениями: «Ремни безопасности могут уменьшить число травм и снизить смертность» (81%) и «Большинство моих знакомых на заднем сиденье не используют ремень безопасности» (70%). Почти две трети опрошенных (65%) считают, что на скорости более 60 км/ч ремень безопасности наиболее эффективен, а с утверждением, что непристегнутый пассажир на заднем сиденье при аварии может нанести вред пассажирам передних сидений согласны только 54%.

Как выяснилось, чаще всего россияне пристегиваются на переднем пассажирском сиденье. Так, 79% опрошенных водителей по России в целом и 93% в Москве всегда используют ремень безопасности на переднем пассажирском сиденье. На водительском сиденье результат хуже: 74% по России, и 90% в Москве. Реже всего граждане в России пристегиваются на сиденье в междугороднем автобусе.

И еще один характерный результат исследования НАФИ: перед поездкой 75% водителей просят пристегнуться пассажиров переднего сиденья и только 29% — пассажиров задней части салона. При этом, более трех четвертей опрошенных, вне зависимости от статуса участника дорожного движения, согласны с тем, что «ответственность за безопасность пассажиров полностью лежит на водителе транспортного средства», и лишь 18% — не согласились с этим утверждением. Ребенок дисциплинирует

Особенно важным становится строгое соблюдение скоростного режима и применение удерживающих устройств в условиях перевозки в салоне автомобиля детей.

По данным НАФИ, среди водителей, имеющих детей до 12 лет, подавляющее большинство (91%) за последние полгода перевозили детей в салоне автомобиля. При перевозке ребенка до 12 лет практически все водители (97%) пристегивают его либо усаживают в автокресло или бустер, а также отказываются от опасных маневров, в том числе обгона (94%). Снижают скорость 84% водителей, не отвлекаются на мобильный телефон — 82%. Детское автокресло есть у подавляющего большинства водителей, имеющих детей до 12 лет — 89%. Один процент опрошенных отметил, что кресла пока нет, но планируется к покупке. У оставшихся нет ни детского удерживающего устройства в машине, ни планов его покупки. Примечательно, что в собственном автомобиле большинство водителей используют детское автокресло (81%), в то время как в чужом автомобиле — только половина опрошенных в данной группе. Практически в равной степени в собственном автомобиле и в такси для перевозки детей используется регулирующая накладка на ремень безопасности — 27% и 25% соответственно, а также бустер — 16% и 12%. В такси или автомобилях родственников и друзей почти треть водителей пристегивают детей ремнем безопасности (29%), в собственном автомобиле этим ограничиваются 15% опрошенных водителей с детьми.

Среди водителей, перевозящих детей в автокреслах в собственном автомобиле, подавляющее большинство всегда проверяет надежность установки автокресла (89%). При перевозке детей в такси и автомобилях друзей и родственников надежность автокресла проверяют меньше — 66%. Почти каждый десятый из тех, кто пользуется автокреслом для перевозки детей, никогда не проверяет надежность его установки в такси, автомобиле друзей или родственников.

Подавляющее большинство водителей с детьми обращают внимание на то, остается ли ребенок пристегнутым во время движения, — 92%. Перед началом движения 90% родителей обязательно проверяют, был ли щелчок при вставлении ремней, во время посадки ребенка в автокресло. Удобство расположения ремня в кресле ребенка всегда проверяют 87% водителей, еще 9% — проверяют это периодически. Вставлены ли ремни безопасности в прорези автокресла всегда проверяют 82% водителей. Среди других потенциально опасных ситуаций при перевозке детей в автомобиле называют выезд водителей на полосу встречного движения (для обгона в месте, где это разрешено), — 28%. Кроме того, 17% водителей отметили, что превышали скорость, а 5%, что не отключали подушку безопасности при перевозке детей на переднем сиденье. Остальные варианты отметили менее 4% водителей. Более половины водителей с детьми не оказывались ни в одной из перечисленных ситуаций (58%).

***

В целом итоги исследования, проведенного НАФИ, демонстрируют, что большинство участников дорожного движения в России понимают необходимость соблюдения скоростного режима, использования ремней безопасности и детских автокресел при перевозке ребенка. Однако далеко не все готовы соблюдать установленные правила. Основная задача российской Госавтоинспекции, общественных организаций и экспертного сообщества — качественно изменить этот негативный подход и повысить общий уровень правосознания участников дорожного движения, добившись этого посредством масштабной просветительской работы, а также используя роль профилактики и неотвратимости наказания за нарушения ПДД.

Материал подготовлен в рамках Федерального проекта «Безопасность дорожного движения» в части реализации социальной кампании «Однозначно».

Источник: Газета РБК, № 146 (3101) от 25.09.2019