Пропаганда правильного поведения на дороге — один из необходимых элементов борьбы за снижение аварийности и смертности на дорогах. И классических средств массовой информации уже недостаточно, чтобы поддерживать это направление в современных реалиях. Нужны новые форматы, увеличение присутствия в социальных медиа, где более 82 млн россиян имеют одну и более личную страницу. Потому логично, что в паспорте федерального проекта «Безопасность дорожного движения» говорится о необходимости проведения информационных кампаний в интернете. И вот почему эта строчка куда более значима, чем кажется на первый взгляд.
Сам по себе федеральный проект по безопасности дорожного движения является для России новым форматом. Ранее принимались соответствующие федеральные целевые программы, последняя из которых началась в 2013 году и закончит свое действие в 2020-м. Их смысл был, во-первых, в объединении усилий федеральных ведомств и регионов, а во-вторых — в постепенном переводе бремени финансирования программ на плечи субъектов.
Исходя из накопленного опыта и результатов был разработан и с 3 декабря 2018 года запущен механизм реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», который нацелен в первую очередь на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог.
Основное отличие национального проекта — четко продуманная система управления. Начиная с Совета при президенте РФ по национальным проектам и стратегическому развитию, проектного комитета в правительстве, созданного для регулирования вопросов реализации федеральных проектов, проектных офисов, в том числе в МВД России, и региональных проектных офисов, которые координируются и работают на единую цель. Причем за каждым направлением закреплено конкретное должностное лицо, которое будет нести персональную ответственность за достигнутый результат.
Вторым, не менее важным отличием является программно-целевой подход. Это означает, что одновременно идет взаимосвязанная работа во всех направлениях: законотворческая деятельность по качественному улучшению дорог и прилегающей инфраструктуры, по повышению требований и совершенствовании системы подготовки водителей, улучшению медицинского обеспечения, а также работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма, причем в первую очередь — детского.
Проинформировать — обезопасить
А профилактика безопасности дорожного движения — это в том числе и пропаганда, то самое информирование. И на острие этой работы сегодня находится российская Госавтоинспекция, на плечах которой лежит основная нагрузка по предупреждению аварийности, сокращению смертности и травматизма от ДТП, реализация основной цели федерального проекта «Безопасность дорожного движения» — сокращение смертности в ДТП в три с половиной раза по сравнению с 2017 годом, с доведением уровня социального риска — это число погибших на 100 тыс. населения — до четырех человек.
Во многом благодаря российской Госавтоинспекции (и это признает уже не только общественное мнение, но и бесстрастная статистика) всего за несколько лет культура поведения на дорогах России заметно изменилась к лучшему. Участники движения стали намного чаще пристегиваться и, что важно, использовать удерживавшие устройства для перевозки детей. Водители стали охотнее пропускать пешеходов не только потому, что так им велят ПДД, а из соображений безопасности и взаимного уважения.
Так считает и заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России полковник полиции Олег Понарьин: «Сегодня пешеходные переходы стали смотреться совершенно по-другому: на них наносится яркая, стойкая к износу разметка, устанавливаются контрастирующие дорожные знаки, подводится современное освещение. И лично у меня даже при подъезде к переходу всегда возникает какое-то уважение к этому месту и желание пропустить пешехода».
С каждым годом все меньше россиян рискуют садиться за руль в состоянии алкогольного опьянения, да и отношение к нетрезвым водителям в обществе заметно ухудшилось. Нельзя сказать, что это лишь последствия ужесточения штрафов и иной ответственности за нарушение ПДД — люди стали по-другому относиться к дороге и опасности, которую она представляет. Больше ценить и свою жизнь, и благополучие окружающих.
«Однозначно» для всех и каждого
Именно российская Госавтоинспекция является инициатором и соучастником различных информационно-пропагандистских кампаний, направленных на повышение безопасности дорожного движения. Одна из них — социальная кампания «Однозначно».
Наталья Агре, руководитель экспертного центра «Движение без опасности», ставшего одним из авторов кампании, считает, что она «объединяет в себе самые эффективные инструменты, проверенные временем, которые существенным образом изменят ситуацию с дорожно-транспортным травматизмом в России в лучшую сторону».
«Однозначно» направлена на формирование культуры поведения всех категорий участников дорожного движения, но в первую очередь — водителей, призывая их соблюдать скоростной режим и однозначно понимать дорожные знаки. Сегодня, согласно действующим нормам, за превышение скорости на 19 км/ч оштрафовать водителя нельзя, в том числе и поэтому многие считают, что, например, в городе можно спокойно ехать со скоростью 80 км/ч. По опросам, около четверти водителей считают, что превышение установленной скорости на 20 км/ч — это обычная практика, которая ни для кого не представляет опасности для жизни.
«Хотя за последние годы у нас и снизилась смертность на дороге вдвое, к 2024 году стоит задача сократить этот показатель еще в три раза. И социальная кампания призвана вскрыть проблемы, связанные с безопасностью дорожного движения, чтобы помочь нам достичь этой цели. Одной из этих проблем является нарушение скоростного режима, оно остается одной из главных причин автоаварий на российских дорогах», — считает Наталья Агре.
Особенность кампании «Однозначно» заключается в том, что она одновременно охватывает все возможные группы населения: водителей, взрослых пешеходов, детей и педагогов. И хотя соблюдение скоростного режима — прямая обязанность водителя, но пешеходы, в том числе и пешеходы-дети, своим поведением на и возле проезжей части во многом влияют на уровень безопасности дорожного движения. Даже простое знание того, как соотносятся скорость автомобиля и его тормозной путь, зачем необходимы световозвращающие элементы на одежде и сумках и почему нельзя переходить дорогу уткнувшись в гаджеты — все это может сберечь жизнь и здоровье подрастающему поколению россиян. Поэтому так важно достучаться до сознания не только водителей, но и пешеходов разных возрастных групп.
При этом соблюдение скоростного режима — только одна из проблем. В социальной кампании особое внимание уделяется разъяснению особенностей перевозки детей в автомобилях, какие удерживающие устройства лучше использовать и почему, к каким последствиям может привести пренебрежение правилами безопасности маленьких пассажиров.
В рамках этого направления кампании проводятся акция в перинатальных центрах и родильных домах, где молодых родителей обучают правильно перевозить ребенка с первых дней его жизни. В первую очередь подобные мероприятия проходят в регионах, где актуальна проблема младенческой смертности.
Интересно, что подобные тренинги проводят не сами автоинспекторы — они выступают в роли консультантов, а с родителями маленьких детей всю необходимую работу проводят специалисты, которые прекрасно знают, как вести беседу с молодыми мамами.
«Мы друг друга будем дополнять в этой акции: профессиональные педагоги, профессиональные медики, которым мы вкладываем информацию о ДТП, о рисках, о причинах получения травм, а они уже своим доступным языком профессионально доносят до родителей методы оказания помощи, предотвращения осложнения ситуации», — объяснил Олег Понарьин.
Экспертный центр «Движение без опасности» Материал подготовлен в рамках Федерального проекта «Безопасность дорожного движения» в части реализации социальной кампании «Однозначно».
Источник: Газета РБК, № 171 (3126) от 30.10.2019