Пресс-релизы , Весь мир ,  
0 

В пандемию москвичам помогают более 10 тыс. соцработников и волонтеров

Социальный работник ТЦСО «Бибирево» Наталья Логунова
Социальный работник ТЦСО «Бибирево» Наталья Логунова (Фото: пресс-служба)
В каждой войне есть своя передовая и есть тыл, роль которого подчас становится важнее баталий на фронте.

Так и с пандемией коронавируса: врачи борются с ней в больницах, но при этом есть тысячи тех, чей повседневный труд не публичен. Это социальные работники и волонтеры, обеспечивающие в Москве здоровье людей из групп риска, помогая им оставаться на самоизоляции дома. Их можно назвать «социальным полком», но на деле это уже целая дивизия неравнодушных «тыловиков», взявшихся помогать тем, кому сложно позаботиться о себе самому. В Москве в ее рядах состоят около 10 тыс. человек: более 9,5 тыс. социальных работников и 1,5 тыс. социальных волонтеров.

20 добрых дел в день

До пандемии в Москве надомное обслуживание получали 128 тыс. состоящих на учете в соцслужбах пенсионеров и людей с инвалидностью. Означало это приход к подопечному два-три раза в неделю, доставку продуктов, лекарств, уборку, помощь по хозяйству и многое другое. С приходом пандемии городские службы полностью перестроились. Районные центры социального обслуживания ушли в дистанционный режим работы, а у соцработников увеличилось число подопечных — нуждающихся в их помощи жителей столицы, входящих в категорию 65+ или имеющих серьезные хронические заболевания. С 23 марта call-центр по телефону 8 (495) 870-45-09 ежедневно с 8 до 21 часа принимает звонки от москвичей названной категории по вопросам, связанным с коронавирусом. С начала работы горячей линии 370 операторов call-центра приняли более 1,1 млн таких звонков и более 438 тыс. заявок на разные услуги. Наиболее часто москвичи, остающиеся на самоизоляции, оставляют заявки на покупку и доставку на дом лекарств (167 тыс. заявок) и продуктов питания (118,4 тыс. заявок).

Большинство заявок выполняют социальные работники. В итоге нагрузка на соцслужбы возросла в разы. Благодаря чему получилось с ней справиться, рассказывают сотрудники территориальных центров соцобслуживания (ТЦСО). Например, в управлении соцзащиты населения Северо-Восточного административного округа Москвы к соцработникам, обслуживающим людей на дому, присоединились 2300 офисных сотрудников.

На территории, объединяющей районы Бибирево, Алтуфьево, Лианозово и Северный, создали «бригады быстрого реагирования». «В Бибирево до этого мы обслуживали 1770 жителей, в Лианозово — 900, в Алтуфьево — 600, в Северном — 330, но теперь стали обслуживать, по сути, всех звонящих на горячую линию, проживающих в этих районах, — рассказала директор ТЦСО «Бибирево» Валентина Ганжа. — В нашем «социальном полку» 169 человек. Работать стали без выходных и праздников, стараемся отработать заявки день в день. Скорректировали формат работы: стали приходить к людям чуть реже, но к каждому. Акценты сместились на доставку продуктов, лекарств и психологическую поддержку, которую в удаленном режиме оказывают 30 психологов. Люди нам благодарны. Приятно видеть удивление человека, который пожаловался в соцсетях на отсутствие в аптеках нужного лекарства, а десять минут спустя увидел на пороге дома нашего работника с заветным препаратом».

Штатные соцработники работают в контакте с медиками. Во время звонка на горячую линию оператор уточняет, есть ли у звонящего диагноз COVID-19. Если да, то информация направляется в штаб по работе с заболевшими и в зависимости от состояния здоровья ему вызывают скорую или дают рекомендации по лечению на дому. Оставшимся дома соцработники доставляют продукты и лекарства до подъезда и передают эстафету защищенным спецкостюмами волонтерам Красного Креста — чтобы те, в свою очередь, донесли заказ до двери больного во избежание контакта с ним.

Некоторые из переболевших сами помогают медикам. Так, работник ТЦСО «Бибирево» Наталья Логунова, получив положительный тест на коронавирус, дала себе слово помочь другим, когда поправится сама. Получив подтверждение наличия у нее антител к вирусу, она сдала кровь на плазму и теперь помогает обслуживать пожилых людей с COVID-диагнозом — личным примером доказывая им то, что болезнь можно победить.

В соцслужбах нашлось немало и тех, кто помогает представителям старшего поколения, непривычным к современным гаджетам, пользоваться онлайн-сервисами, бесконтактному переводу денег, общению в Skype*, WhatsApp*, Zoom*. С введением режима самоизоляции проект «Московское долголетие» перешел в онлайн-формат. 80% менеджеров проекта на этот период стали социальными помощниками.

Нине Михайловне из Алтуфьево, астматику, разбившей ночью в темноте спасительный ингалятор, социальный помощник Елена Мурашова уже наутро повесила на ручку двери пакетик с новым. Екатерина Румянцева из ТЦСО «Ясенево» ради работы во время пандемии отложила свадьбу, а глядя на нее, записался в волонтеры и ее жених Константин. Вместе пара развозит на своей машине лекарства нуждающимся на подмосковные дачи, взяв за правило каждый день совершать по 20 добрых дел. А главный специалист того же ТЦСО Анастасия Алтунина нашла родственную душу в лице 70-летней Любови Петровны Чукреевой, позвонившей на горячую линию. После долгих разговоров они стали друг другу почти родными, а дети Анастасии не засыпают без «бабушкиной колыбельной».

Новые «тимуровцы»

На базе столичного специализированного центра занятости «Моя карьера» был создан волонтерский штаб помощи людям старше 65 лет и с хроническими заболеваниями. Как рассказала директор центра Ирина Швец, еще до пандемии была открыта Школа социального волонтерства, выпускники которой посещали пансионаты для ветеранов труда, а с наступлением периода самоизоляции в центре организована работа 1,5 тыс. волонтеров в новом режиме. Добровольцем можно было стать, записавшись на портале «Я дома», пройдя собеседование с психологом и дистанционный инструктаж по принципам бесконтактной помощи. После 6 тыс. таких собеседований был сформирован активный волонтерский состав и резерв из 4 тыс. человек. К проекту присоединились 70 организаций, благотворительных фондов и частных лиц, предоставляющих нуждающимся продукты, антисептики, транспортные и топливные карты, услуги связи. Для многих волонтеров, среди которых люди с самым разным жизненным опытом, такая активность стала уникальным событием. Так, 23-летний волонтер центра «Моя карьера» в Северном Измайлово Ксения Зайцева пришла в него из желания помочь кому-либо. «Мои подопечные, многим из которых под 90 лет, не могут обеспечить себя сами. Благодаря общению с ними привычные вещи начинают приобретать новый смысл», — отмечает она.

В мае в Москве появилась группа социальных волонтеров из числа тех, у кого после перенесенной болезни выработались иммунитет и антитела к COVID-19. Им сегодня предлагают стать донорами плазмы крови или волонтерами для работы с теми, кто инфицирован и лечится дома. Для этого они проходят дистанционное обучение в штабе волонтеров центра «Моя карьера».

Социальный волонтер Мария Аввакумова
Социальный волонтер Мария Аввакумова (Фото: пресс-служба)

Более 600 горожан согласились сдать плазму, 300 из них это уже сделали. Среди них москвичка Мария Аввакумова, работающая в центре осознанного развития человека «Эспаво». «Вернувшись в марте из турпоездки в Лондон, я почувствовала себя плохо, а спустя пару дней вдруг поняла, что не чувствую запаха геля для душа и вкуса еды. Переболела легко, дома, а выздоровев, сдала кровь на плазму в НИИ имени Склифосовского. Сегодня я езжу по городу на самокате, развозя лекарства и продукты. Люди светятся от счастья, получая помощь, и это стоит того», — говорит она.

Продукты требуются не только людям, но и их питомцам: доставка корма, прогулки с ними, поездки к ветеринару — частые заявки с горячей линии. Ежедневно волонтеры выгуливают 135 собак, а общее время выгуливания домашних животных за все время проекта превысило 8500 часов. Волонтеру Анне Рожковой, доставлявшей лекарства жительнице Лианозово Раисе Федоровне Сыроватко, выпала и вовсе особая миссия — узнав о потере одной из пары скрашивавших ее одиночество птичек-амадинов, она разыскала в зоомагазинах новую пару для ее пернатого друга.

Наталья Девяткина, волонтер из Ясенево, навещает молодых инвалидов, 30–40-летних, в том числе онкобольных и диабетиков. Для многих из них не принять вовремя лекарство критично. Рекорд Натальи, матери двух малышей, — 18 поездок в день и около 200 новых знакомых за все время работы волонтером. «Я с детства была «девочкой, которая кормит котят на улице», неравнодушной к чужой беде. Повзрослев, стала волонтером Детского фонда, ездила в больницы к детям из детдомов. Поэтому, когда мне предложили стать волонтером, не раздумывая, согласилась, — говорит она. — Конечно, я, как и все, боюсь за свою семью, иногда после новостей начинаю себя накручивать. Но утром просыпаюсь, понимаю, что все хорошо, и снова иду помогать людям».

Такую «работу от сердца» и лучшие наработки периода пандемии мэр Москвы Сергей Собянин на днях предложил сохранить на будущее как московский стандарт социальной работы, пообещав бойцам «социального полка» и поддержку из городского бюджета. В этот стандарт войдет, скорее всего, главное — все, что можно объединить понятиями «искренность» и «забота».

Источник: Спецвыпуск газеты РБК 29.05–04.06.2020