Третий год подряд банк демонстрирует рост прибыли (₽8,5 млрд за 2018 год, ₽2,4 млрд за 2017 год), что подтверждает надежность, эффективность и устойчивость выбранной бизнес-модели. При этом у банка сохраняется высокий возврат на капитал: RoE в 2019 и 2018 годах — свыше 30%.
Портфель кредитов физлицам «Русского Стандарта» увеличился на ₽10,9 млрд (14%) по сравнению с 31 декабря 2018 года.
«Устойчивый рост кредитного портфеля в целом, при сохранении его стабильно высокого качества, говорит об успехе реализуемой банком стратегии развития бизнеса. Напомню, что низкорисковая бизнес-модель «Русского Стандарта» не предполагает взрывного роста продаж кредитных продуктов. Цель — плавный, устойчивый рост качественного кредитного портфеля. Правильность выбора данной стратегии также нашла подтверждение в текущей ситуации пандемии, когда на первый план выходит аккуратный подход к оценке заемщиков», — комментирует председатель правления банка «Русский Стандарт» Александр Самохвалов.
По МСФО чистый процентный доход банка «Русский Стандарт» по итогам 2019 года вырос на ₽4,8 млрд (25%). Процентный доход составил ₽41,0 млрд, что соответствует росту на 9% по сравнению результатом 2018 года. Процентный расход составил ₽16,6 млрд, что на 8% ниже по сравнению с годом ранее.
По итогам 2019 года чистая процентная маржа выросла с 8,2% до 10,6% по сравнению с предыдущим годом.
В условиях значительного роста новых выдач потребительских кредитов населению увеличения операционных расходов практически не произошло. Поддержание политики строгого контроля затрат позволило сохранить операционные расходы по итогам 2019 года практически на уровне предыдущих лет, допустив незначительный рост на 4% (по сравнению с 2018 годом), они составили ₽15,6 млрд. Сохранение расходов банка «Русский Стандарт» на прежнем уровне стало возможным, в том числе, благодаря оптимизации бизнес-процессов и взвешенному подходу к развитию бизнеса.
Незначительное повышение по итогам 2019 года стоимости риска по портфелю физических лиц до 4,6% по сравнению с 3,9% за 2018 год, в сочетании с заметным ростом при сохранении качества портфеля, говорит об успехе реализуемой банком стратегии развития бизнеса.
В части возвращения долгов банк традиционно сфокусирован на развитии собственной службы Collection, что, в сочетании с оптимизацией кредитных процедур, позволило стабилизировать долю NPL. Доля просроченной задолженности по итогам 2019 года в портфеле физлиц практически не изменилась, составив 7,9% по сравнению с 7,4% на конец предыдущего года. На сегодня покрытие NPL резервами в банке «Русский Стандарт» одно из самых высоких на рынке и составляет 162%.
В 2019 году банк «Русский Стандарт» в полном объеме погасил субординированный кредит на сумму ₽5 млрд, полученный в 2009 году от ВЭБ.РФ, что стало еще одним доказательством финансовой устойчивости и эффективности бизнес-модели банка.
Банк ориентирован на депозиты физлиц как на основной источник фондирования, и использует сделки РЕПО для поддержания краткосрочной и среднесрочной ликвидности. В настоящее время банк «Русский Стандарт» располагает значительным запасом ликвидности для развития бизнеса.
Банк «Русский Стандарт» делает ставку на текущую клиентскую базу — более 29 млн человек. Серьезной точкой роста портфеля, а также гарантией его качества являются вторичные продажи уже известным банку клиентам. Так, в потребительских кредитах и кредитных картах банк акцентирует внимание на предодобренных предложениях клиентам с хорошей платежной дисциплиной.
«Кроме того, мы расширяем нашу линейку банковских продуктов для физических лиц. Так, в прошедшем году «Русский Стандарт» начал выпускать дебетовые карты «Мир». Банк выпустил кредитную карту Platinum100, которая дает возможность клиентам выгодно пользоваться длительным беспроцентным периодом до 100 дней. В прошлом году «Русский Стандарт» разработал новую дебетовую онлайн-карту «Банк в кармане Digital», которая выпускается без физического носителя. А также банк «Русский Стандарт» представил мобильное приложение «Дарикард», созданное специально для покупателей и получателей подарочных карт. Банк запустил программу ипотечного кредитования для физических лиц, продолжая помогать клиентам успешно решать абсолютно любые повседневные задачи», — отмечает председатель правления банка «Русский Стандарт» Александр Самохвалов.
В рамках консервативной бизнес-модели банк «Русский Стандарт» аккуратно наращивает объем выдаваемых потребительских кредитов. В целом, объем выдач потребкредитов за 2019 год в банке «Русский Стандарт» вырос на 4,1% по сравнению с 2018 годом. Было выдано более 377 тыс. потребительских кредитов на общую сумму более ₽53,3 млрд. Сумма кредитного оборота по картам банка за 2019 год превысила ₽60,6 млрд. На достаточном уровне поддерживается портфель привлечения средств от физических лиц — его объем превысил ₽168 млрд (на 1 января 2020 года) по группе.
«Прошедший 2019 год стал ярким в ключевых направлениях работы банка «Русский Стандарт»: бизнес-победы, которые отмечены и ростом портфеля, внедрение инноваций, которые меняют рынок финансовых технологий. Среди них такие заметные как: биометрический эквайринг — это сервис оплаты покупок в магазинах с использованием технологии распознавания лиц, который мы внедрили совместно с компанией «Ростелеком». Кроме того, банк «Русский Стандарт» в 2019 году провел первую транзакцию в России через решение SoftPOS — эта технология превращает обычный смартфон в полноценную онлайн-кассу с функцией приема безналичных платежей картами или другими устройствами. Совместно с международной платежной системой Visa запустили в России сервис безналичной оплаты чаевых и многие другие, — рассказывает председатель правления банка «Русский Стандарт» Александр Самохвалов.
Первая в России тестовая транзакция по QR-коду была проведена через систему быстрых платежей банком «Русский Стандарт». С августа 2019 года, в числе первых банков, «Русский Стандарт» активно подключает своих клиентов — юридических лиц, к сервису оплаты по QR-коду через СБП. За это время многие известные компании удачно внедрили платежный инструмент в работу. А физическим лицам переводы по СБП стали доступны еще раньше.
В 2019 году мобильный банк «Русского Стандарта» научился делать с QR-кодами все популярные операции. Новое мобильное приложение банка «Русский Стандарт» RSB Mobile максимально расширяет возможности использования QR-кодов, которые набирают стремительную популярность в России», — поделился Александр Самохвалов.