Пресс-релизы ,  
0 
Материал предоставлен компанией ГК «БестЪ».

До конца 2021 года может закрыться 20-30% малых и микропредприятий

Пандемия стала проверкой малого и среднего бизнеса на прочность, гибкость и изобретательность. Тем не менее, по прогнозам экспертов до конца 2021 года может закрыться 20-30% малых и микропредприятий.

Аналитики ГК «БестЪ» проанализировали для делового завтрака BestBreakfast по развитию предпринимательства официальные данные Росстата и Федеральной налоговой службы о состоянии малого и среднего бизнеса в стране — без особых надежд на их репрезентативность, но стремясь понять динамику.

Оказалось, что львиная доля компаний — 96% — это микропредприятия с годовым оборотом не более 120 млн рублей. Только 4% приходится на долю малого бизнеса и 0,3% — на долю среднего (компании с годовым оборотом до 2 млрд рублей).

Количество малых и средних предприятий сократилось не слишком критично — с апреля 2020 года до апреля 2021-го с рынка ушли только 2,3% бизнесов. Это если не принимать во внимание, что за год, предшествовавший пандемии, их стало меньше на 4%. А вот обороты, по сравнению с январем 2020 года, сократились сильно — почти на 10%.

Численность тех, кто трудится на МСП, даже чуть подросла, однако их немного — 20% от работающего населения. Доля малого бизнеса в ВВП страны — 21%. И это мало — в развитых странах Европы на него приходится 50-60% экономики.

В Петербурге количество малых предприятий, сократившись на 3,2% перед пандемией, в 2020 году даже подросло. Здесь работать на малый бизнес предпочитают 34% жителей. Обороты сократились на 3% или на 140 млрд рублей.

И хотя половина малого бизнеса Северной столицы по-прежнему крутится в торговле, пандемия дала неплохой шанс для IT-компаний (разработка контента, приложений для доставки), тем, кто работает в научно-технической сфере, в производстве и здравоохранении. Из неожиданного: сфера транспорта и хранения увеличила обороты на на 2%, хотя и считалось, что дела там идут плохо. По оценке аналитиков ГК «БестЪ», это произошло за счет курьерской доставки — только по Петербургу она выросла на 10% (до 4,5 млрд рублей). У особо пострадавших падение оборота достигло 35-50%.

По оценке Станислава Ступникова, партнера и руководителя направления торговой недвижимости «БестЪ. Коммерческая недвижимость», 83% собственников и руководителей бизнеса до сих пор чувствуют себя выбитыми из седла. Есть три главные проблемы: не восстанавливается платежеспособный спрос на товары и услуги, кое-где еще действуют ограничения, пришло время платить по долгам. Поддержка государства заключалась в отсрочке по налоговым платежам и кредитам, и сейчас, по данным ЦБ, бизнес уже просрочил 7% кредиторской задолженности. А по вновь взятым кредитам просрочка достигает 11%. И надо быть готовыми к тому, что никто ничего не простит».

«Я хотел бы напомнить фельетон Михаила Булгакова «Триллионер», где писатель выступает за еду в доме богачей, — отмечает генеральный директор «БестЪ. Коммерческая недвижимость» Георгий Рыков. — Так вот я не хотел бы, чтобы мы тоже начали работать за еду. Россия — слишком политизированное государство, чтобы строить прогнозы и готовиться к появлению каких-то черных лебедей. У нас каждое решение уникально. Надо просто понять, когда у населения будут деньги — кажется, это сейчас главный вопрос».

Доктор наук, профессор кафедры теории и истории социологии СПБГУ Дмитрий Иванов в своем докладе «Малый бизнес от большого ума» называет индивидуальных предпринимателей нанобизнесом. Он приводит результаты опросов ВЦИОМ и Фонда общественного мнения и утверждает, что в нашем обществе малому бизнесу больше сочувствуют, чем крупному. Сетевые проекты — возможность для большого бизнеса притвориться маленьким и выжить в условиях, когда многие ИП уже закрылись.

Среди граждан страны 25% планируют открыть свой бизнес, несмотря на пессимистические оценки экономических перспектив в целом. Среди тех, кто бизнесом владел или владеет сейчас, мрачные прогнозы встречаются еще чаще. Но надежды оказываются сильнее рациональных прогнозов.

Малый бизнес у многих ассоциируется с Интеллектуальным, Креативным, Технологичным (И-К-Т). Однако на практике это чаще всего три «Ш»: Шаверма, Шиномонтаж и маникюр-Ша. А вовсе не шеринг-экономика, как многие могут подумать. Хотя перспективы для развития сетевого бизнеса, в том числе по модели фрачайзинга, здесь есть и они вполне реальные.

Алексей Фурсов, президент «Евразия Холдинг»: «На мой взгляд, малого бизнеса сегодня в России просто не существует. Это просто люди, которые попробовали работать самостоятельно. Если не получилось — закрылись, если получилось перешли в средний и крупный. В частности, 90% ресторанного рынка — это сети, которые в сегодняшней ситуации вынуждены работать как малый бизнес. Перспективы туманны. Выжить начинающим предпринимателям крайне тяжело. А подготовиться к появлению черных лебедей практически невозможно».

Дмитрий Лавров, основатель компании «Купи контейнер», партнер международной сети салонов красоты Paul Mitchell в России: «У малого бизнеса всегда есть риск от того, что он открылся не там, где надо. Мы искали, как его снизить. В какой-то момент мы свои парикмахерские «упаковали» в контейнеры. Далее мы занялись поставкой контейнеров под офисы продаж, общепит, шоу-румы для разных бизнесов — малых и крупных. А также наладили производство дачных домиков и подсобок из контейнеров. Получается модно и современно, снижает арендные риски предпринимателей. Впереди вижу только рост».

Светлана Рахманинова, генеральный директор сети детских центров «Школа Бенуа»:

«Частное детское образование — конкурентный рынок. На нем все зависит от того, сколько уже вложено в продукт, насколько он разработан и апробирован на практике. Рассчитывать можно только на собственные силы. Работая по франшизе — на поддержку франчайзера. Но не на государство».

Участники завтрака предложили добавить к трем «Ш» профессора Иванова четвертое «Ш» — sharing.

Владимир Княжицкий, управляющий консалтинговой группы «ФастЛейн» (IT и шеринг электросамокатов), убежден, что sharing-экономика сдвигается от модели b2c к c2c.

По мнению Георгия Кожуховского, директора компании AnyShips, не стоит недооценивать удобство владения собственностью. Делить с другими будут либо то, что не очень нужно, либо то, что дорого содержать. В основном — сезонные вещи.

В целом же, с кризисом неплохо справились те бизнесы, которые к началу пандемии успели нарастить мускулы. Начинающим такие испытания, как правило, не под силу. В относительном выигрыше также те, кто умеет не фокусироваться на одной бизнес-истории, на конкретном бренде, а идет туда, где деньги есть прямо сейчас.

Организаторами выступили ГК «БестЪ», сеть коворкингов PAGE, юридическая компания «Дювернуа Лигал». Постоянный партнер деловых завтраков — «СтройЭксперт», при поддержке официального телеком-партнера «Авантел», официального автомобильного партнера «АВАНГАРД», партнеров: «ДомОдет», «Купи Контейнер», «Школа Бенуа», AVENUE-BOX, бизнес-клуб DP и Центр развития и поддержки предпринимательства. PR-партнер — коммуникационное агентство «Репутация».

Модераторами завтрака выступили Кирилл Остапенко, основатель франчайзинговой сети «ВелоДрайв» и бизнес-клуба DP и Мария Сумарокова, генеральный директор УК PAGE.

Источник