Участники дискуссии, среди которых статс-секретарь — заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Евтухов, генеральный директор АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов, генеральный директор АО «ГТЛК» Евгений Дитрих, обсудили перспективы развития новых транспортных коридоров, которые напрямую зависят от научно-технологического потенциала и возможностей промышленного комплекса страны.
Одной из главных тем обсуждения стало развитие Северного морского пути. В прошлом году правительство России утвердило план развития Северного морского пути до 2035 года, предполагающий рост грузопотока с 36 млн т в 2023 году до 220 млн в 2035-м. Рост грузовой базы должны обеспечить новые проекты добычи полезных ископаемых на арктических территориях, строительство транспортной инфраструктуры, модернизация портов и терминалов. Планом предусмотрено строительство 12 ледоколов и 46 судов аварийно-спасательного флота, а также создание флота для обеспечения арктических проектов.
Как отметил в своем выступлении Александр Цыбульский, Архангельская область является российским центром судостроения и судоремонта, а оборонные гиганты Северодвинска — «Севмаш», «Звездочка», «Арктика» — строят и ремонтируют суперсовременные атомные подводные лодки и военные корабли. Исторически сложилось, что они являются исполнителями гособоронзаказа для нужд ВМФ России.
Глава региона добавил, что эти предприятия обладают опытом в реализации гражданских арктических проектов, в частности, строительства морских ледостойких платформ и специализированных судов для обустройства и эксплуатации месторождений нефти и газа на Арктическом шельфе. Например, на «Севмаше» и «Звездочке» построены первая отечественная самоподъемная плавучая буровая установка «Арктическая» и первая же морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная».
«В этом смысле у предприятий оборонного комплекса и в гражданском судостроении есть хорошие компетенции, — подчеркнул Александр Цыбульский. — Кстати, Центр пропульсивных систем на «Звездочке» выпускает винторулевые колонки, которые сегодня уже стоят практически на всех атомных судах. И мы готовы заменить западные аналоги, которые предполагались на предыдущих проектах и сегодня стали недоступны. Конечно, проблема в том, что пока они дороже, чем китайские. И здесь нам крайне важно поддержать производство, потому что тогда винторулевые колонки войдут в серию, станут дешевле, и мы точно не будем зависеть от импорта в этой части.
Александр Цыбульский отметил также, что помимо судостроения важнейшим направлением для региона является и судоремонт.
«В общей сложности инвестиционные программы наших предприятий по обновлению мощностей для судоремонта на сегодняшний день оцениваются практически в 50 млрд руб. Это и новые плавучие доки, и наливная докстанция, и хорошая трансформация, и строительство новых цехов. Задел серьезный, но в основном эти мощности на сегодня будут обслуживать военные суда. Однако и гражданский флот нуждается в них не меньше», — подчеркнул глава региона.
Участники панельной дискуссии, в частности, отметили, что одной из основных проблем отрасли судоходства сегодня является значительное старение флота без быстрой возможности его обновления.
«Мы провели маркетинговое исследование. Посмотрели арктический флот, поскольку он непосредственно касается Архангельской области. Здесь сегодня эксплуатируется, по нашим данным, порядка 600 морских судов и судов смешанного плавания, и значительную часть составляют рыболовные суда, — пояснил Александр Цыбульский. — Их средний возраст — 27-28 лет. Казалось бы, не очень много, но в условиях Арктики срок службы становится меньше, чем обычно. С учетом задач по увеличению грузооборота по Северному морскому пути до 220 млн т к 2035 году, которые поставлены президентом, мы понимаем, что интенсивность использования этих судов вырастет в разы, а значит, и срок службы их будет намного короче, чем сегодня, и это тоже нельзя не учитывать».
Глава региона добавил, что результаты исследования показали: сегодня потребность в судоремонте в два раза превышает имеющиеся мощности судоремонтных предприятий всего Северо-Западного федерального округа.
«Даже после проведения модернизации спрос будет в полтора раза превышать предложение», — считает Александр Цыбульский.
Частично решить проблему, по мнению главы региона, может реализация проекта по строительству высокотехнологичного судоремонтного предприятия в Архангельской области. Соответствующее инвестпредложение уже сформировано. Потенциальный инвестор получит готовый пакет: предложения по площадкам для размещения нового производства, оценку объема затрат на его создание, объем потенциальных заказов, а также возможность стать резидентом АЗРФ или ТОРа.
«Огромное спасибо за поддержку предприятий отрасли, которая уже есть, — считает Александр Цыбульский. — Тем не менее в части гражданского судоремонта нам надо идти вперед и принимать дополнительные меры. Мы с нетерпением ждем решение по обнулению НДС для судоремонтных предприятий, потому что это будет существенная поддержка для отрасли. А второе решение, которое тоже нужно для того, чтобы развивался Северный морской путь, это вопрос субсидирования перевозок по СМП. Такая мера необходима, чтобы важнейший для России транспортный коридор заработал в полную силу и получил экономическую рентабельность и обоснованность».