Азиатский курс
Партнер
проекта:
Photo: Unsplash
Почему бизнес-образование
повернуло на Восток
Текст:
Юлия Глуховская,
Владимир Паньков
Западные модели уже не эталон для бизнеса: все больше возможностей открывает экономический рост Китая и азиатского рынка в целом. Чему учиться, чтобы на новом шелковом пути стать не транзитным пассажиром, а полноценным партнером?
Западные модели уже не эталон для бизнеса: все больше возможностей открывает экономический рост Китая и азиатского рынка в целом. Чему учиться, чтобы на новом шелковом пути стать не транзитным пассажиром, а полноценным партнером?
Photo:
Getty Images Russia
Истанизация (easternization) — ключевой тренд глобального рынка образования. По данным Британского совета, к 2025 году спрос на международные программы будут формировать растущие экономики Азии, прежде всего Китая и Индии, а также стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии АSEАN (Индонезии, Малайзии, Филиппин, Таиланда, Вьетнама). Численность экономически активного среднего класса к 2030 году достигнет 4,9 млрд, и две трети обеспеченного населения будут жить в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, отмечают авторы исследования Британского совета The shape of international education to 2025.

По данным международной Quacquarelli Symonds (QS), спрос на MBA в Азии по итогам 2017 года рос наиболее быстрыми темпами и составил 18% к предыдущему году. Число вакансий с требованием диплома MBA в США и Европе выросло на 10%. Азиатские системы подготовки менеджеров и предпринимателей стали перестраиваться с экспорта студентов в западные бизнес-школы на разработку собственных программ, усилилось международное партнерство.

«Идет третий этап консолидации и создания спутников азиатских бизнес-школ за рубежом», — пишет The Financial Times. В конце 1990-х — начале 2000-х годов азиатские программы создавались по аналогии с западными. Теперь все изменилось.

Школы по-восточному
Как развивалось бизнес-образование в Азиатско-Тихоокеанском регионе
В Азии бизнес-школы сначала погружают студентов в глобальный контекст, а затем экстраполируют глобальный опыт на местный рынок, говорит директор департамента МВА и ЕМВА программ Московской школы управления «Сколково» Максим Фельдман.
Эволюция знаний
КАК АЗИАТСКИЕ БИЗНЕС-ШКОЛЫ ДОГНАЛИ ЗАПАДНЫЕ
В 2018 в Global MBA Ranking, который составляет The Financial Times, в список из ста бизнес-школ вошли 15 из азиатского региона: Китая, Индии, Сингапура и Южной Кореи. Это рекордный показатель за всю историю рейтинга.

Китайская международная школа бизнеса CEIBS основана в 1994 году правительством КНР и Евросоюзом и является лидером азиатской части Global MBA Ranking 2018. Первые десять лет программы CEIBS ничем не отличались от американских и европейских, рассказал декан школы Дин Юань изданию Nikkei Asian Review. Однако постепенно школа стала исследовать и учитывать специфические для Китая управленческие проблемы, отмечает он.

«Сегодня семь бизнес-школ Китая имеют аккредитацию „тройной короны“, то есть сразу трех ведущих ассоциаций бизнес-школ мира — AACSB, АМВА, EFMD. Из 17 тыс. мировых бизнес-школ такую тройную аккредитацию имеют только 90. В России таких школ пока нет», — отмечает президент Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО), проректор и директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергей Мясоедов.

Photo: Getty Images Russia
Кризис доверия
Турбулентность мировой экономики поставила под сомнение
компетентность западных институтов
Одной из причин роста популярности азиатского направления в бизнес-образовании стал мировой финансовый кризис 2008 года, начавшийся в США и особенно остро проявившийся в перегреве ипотечного рынка. В отчете специальной американской правительственной комиссии по расследованию причин кризиса говорится, что коллапс можно было предотвратить и что его причиной стали бездействие и неверные действия регуляторов, политиков и банкиров.

Это поставило под сомнение систему традиционного западного менеджмента. Большинство непосредственных участников событий, писал Newsweek в 2009 году, были выпускниками Гарвардской школы бизнеса (Harvard Business School, HBS).
Photo:
Getty Images Russia
Родоначальники мировой системы бизнес-образования, созданные в начале XX века в США, отклонились от основной своей цели — достижения социального блага в угоду краткосрочной прибыли, писал в 2007 году в книге об истории MBA «Higher Aims to Hired Hands» профессор HBS Ракеш Хурана.

«Мы оказались один на один с академической системой, в которой бизнес-школы управляются так, будто они глухи, слепы и немы по отношению к абсолютно новому развивающемуся миру», — заявил директор по стратегическому развитию международной школы бизнеса Hult Йохан Рус. В 2011 году школа открыла кампус в Шанхае, Китай.
Евразийское EMBA
ЧЕМУ БУДУТ УЧИТЬ РОССИЙСКИХ ТОП-МЕНЕДЖЕРОВ НА ВОСТОКЕ
Экспансия азиатского бизнес-образования в среду топ-менеджмента началась по меньшей мере девять лет назад.
Согласно глобальному рейтингу The Financial Times программ для руководителей высшего звена Executive MBA (EMBA):

в 2001 году
в топ-10 входили исключительно американские и европейские бизнес-школы
в 2009 году
в лидеры вышли три западно-азиатские программы
в 2017 году
шесть из десяти лучших EMBA были либо собственно азиатскими, либо коалиционными программами
В прошлом году вся тройка лидеров — совместные программы с Китаем (Kellogg/HKUST Business school, EMBA-Global Asia, Tsinghua University/INSEAD). Совместная программа американской Kellogg School of Management и китайской HKUST Business school, основанная в 1998 год, с 2005 года входит в топ-3, и в этом году в девятый раз была признана лидером рейтинга. Средняя зарплата выпускников программы составляет $ 507 тыс., по данным The Financial Times, более половины из них становятся руководителями спустя три года после обучения. 17% выпускников EMBA заняты в промышленном секторе.
Photo:
Getty Images Russia
«Обучаясь на двух факультетах с немного разными требованиями, с разными сокурсниками, выпускники учатся преодолевать границы — культурные, языковые, экономические», — говорит автор программы Kellogg/HKUST Executive MBA, заместитель декана HKUST Business school и глава академического совета бизнес-школы «Сколково» Стивен Декрей. Один из секретов успеха программы, по его словам, уровень самих студентов:
«На EMBA слушатели учатся друг у друга больше, чем у преподавателей, это программа обмена опытом, и она изначально была рассчитана на руководителей очень высокого уровня»
Photo:
Getty Images Russia
Сегодня Стивен Декрей руководит развитием глобального образовательного проекта бизнес-школы «Сколково» HKUST - Skolkovo EMBA for Eurasia — и намерен повторить успех коалиционных программ уже на территории Евразии.

«Главный принцип, заложенный в основу нашей программы, — партнерство. Вместе с бизнес-школой HKUST мы покажем, как выводить бизнес на новые рынки, искать взаимовыгодные формы сотрудничества, учиться понимать другие культуры и перенимать лучшее», — говорит президент бизнес-школы «Сколково» Андрей Шаронов.

Это не первая нацеленная на Восток российская программа. В 2017 году Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) при поддержке Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке, Национального университета Сингапура и корпорации Mitsubishi запустил Executive MBA «Бизнес в Азии: создание и продвижение».

Однако HKUST - Skolkovo EMBA for Eurasia — пока единственный проект, который охватывает в том числе страны Центральной Азии: обучение предусмотрено в России, Китае, Казахстане и Армении, а также Швейцарии, США и Израиле.
Центры притяжения
как истанизация бизнес-образования поможет российским компаниям
Потребность в понимании азиатских рынков растет, говорит управляющий партнер компании Ernst & Young (EY) по странам СНГ Александр Ивлев. Последние десять лет все больше инвесторов из КНР выходят на международный рынок, отмечает он. Ожидается, что в ближайшие несколько лет Китай станет чистым экспортером капитала: объем внешних инвестиций вырастет более чем на 10% и будет превышать иностранные инвестиции в саму КНР.

Для нас Китай не просто сосед, а главный экономический партнер и инвестор, говорит Александр Ивлев. Для эффективного взаимодействия необходимо понимать структуру его инвестиций, зону его интересов, внутренние факторы, влияющие на динамику сделок. «Китайские инвесторы ожидают, что их европейские партнеры будут говорит на китайском, знать китайскую культуру и разбираться в подходах китайского бизнеса», — подчеркивает он.

Photo:
Getty Images Russia
Уже сегодня Китай — главный контрагент России по экспорту и одна из трех наиболее перспективных стран для внешней торговли, говорит генеральный директор АО «Российский экспортный центр» Андрей Слепнев.
Азиатский рынок является важным для России по широкому спектру товарных сегментов: продовольствие, химическая продукция, металлопродукция, машиностроение.
доля Китая в экспортных
поставках России в Азию
более 50%
Источник: Российский экспортный центр
Photo: Unsplash
47%
рост экспорта российских товаров в КНР за последние 8 месяцев
по сравнению с аналогичным периодом прошлого года
20,3%
$35, 9 млрд
объем российского экспорта в Китай по итогам 8 месяцев 2018 года
рост поставок несырьевого сектора по итогам
8 месяцев 2018 года
$7,6 млрд
объем поставок несырьевого экспорта в Китай
по результатам
8 месяцев 2018 года
Азиатские страны будут развиваться быстрее, чем Латинская Америка и Карибский регион, прогнозируют авторы октябрьского доклада «Инвестиции в Центральную Азию: один регион — много возможностей» The Boston Consulting Group (BCG). По данным Asian Development Bank (ADB), ВВП региона в 2018 году вырастет на 6%, а в 2019-м — на 5,9%. Рост будет стимулировать экспорт и внутреннее потребление, говорится в отчете ADB, а также повышение производительности труда за счет внедрения новых технологий. Темпы роста рынков США, стран еврозоны и Японии, например, сохраняются на уровне 2%. Развитие экономики КНР оказывает положительное воздействие на весь регион.
Реализация проекта так называемого Нового шелкового пути (Belt and Road Initiative, BRI) будет способствовать развитию инфраструктурных проектов, наращиванию промышленных мощностей и сельского хозяйства стран Центральной Азии, отмечают в BCG.
В прошлом году благодаря стабильным ценам на нефть, увеличению объемов торговли с Китаем и Россией прогноз ADB роста ВВП Центральной Азии на 2018 год был скорректирован в сторону увеличения до 3,9% вместо 3,5%. Самые высокие темпы роста после корректировки у Казахстана (3,3% в 2018 году) и Узбекистана (7,5%).
Photo: Pexels
Новый шелковый путь
Какие возможности открывает для ЕАЭС новая инвестиционная политика Китая
В рамках Belt and Road Initiative (BRI) Китай наращивает внешние инвестиции на экономической территории, затрагивающей интересы России и наших партнеров в Центральной Азии. За пять лет объем прямых инвестиций в экономики стран-участниц инициативы достиг $ 70 млрд, об этом в августе этого года заявил заместитель министра коммерции КНР Цянь Кэмин.

Китайская программа превращает Центральную Азию в экономический торговый хаб и скоростной транспортный коридор между Европой и Азией, отмечают в BCG: текущие проекты BRI включают развитие сухого порта и свободной торговой зоны в Хоргосе на границе Казахстана и Узбекистана, строительство железной дороги Китай — Киргизия — Узбекистан, а также строительство новых больших автомагистралей в Таджикистане и Киргизии.

Построена линия железной дороги от тихоокеанского логистического терминала совместного казахско-китайского предприятия «Ляньюньган» на Желтом море, она пересекает Казахстан и продолжается в России, Польше и Германии. Завершен железнодорожный коридор, который ответвляется к югу рядом с Астаной от линии железной дороги Китай — Казахстан, идет в Узбекистан и Туркменистан и заканчивается в Тегеране.
Photo:
Unsplash
Благодаря экономической активности на территории Евразии Казахстану, например, удалось нарастить инвестиции: с 2008 по 2017 год в создание новых предприятий было привлечено $82 млрд.

Следом за инфраструктурными проектами в регион пойдут инвестиции в инновационный бизнес, уверен академический директор программы HKUST - Skolkovo EMBA for Eurasia Джей Ти Ли. Примером тому, по его словам, служит создание Alibaba Group, Mail.Ru Group, «МегаФоном» и Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) совместного предприятия в области электронной коммерции. О создании конгломерата было объявлено в сентябре этого года на Восточном экономическом форуме (ВЭФ).

До недавнего времени бизнес с Китаем для России носил локальный характер — в основном в нем были заинтересованы близлежащие регионы, говорит заместитель руководителя Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений Института Дальнего Востока РАН Александр Исаев. BRI, по его словам, приведет к выстраиванию новых деловых отношений, развитию логистики и инфраструктуры в обширной зоне протяженностью от Тихого океана до Атлантического. «Здесь определенно заложены огромные перспективы, но ими нужно уметь воспользоваться», — говорит Александр Исаев.

Европейский и американский бизнес имеют более чем 40-летний опыт работы на китайском рынке, отмечает он. В России такой практикой владеют только крупные компании.
Выстраивание образовательных связей и подготовка управленческих кадров для работы в Азии приобретает стратегическое значение, считает Петр Исаев (Центр изучения и прогнозирования российско-китайских отношений Института Дальнего Востока РАН).
Перед системой российского бизнес-образования встает задача создать для бизнеса условия мультикультурной и мультинациональной среды, дать возможность посетить знаковые международные бизнес-школы, учиться на реальных локальных и международных бизнес-кейсах и лично знакомиться с людьми, которые отвечают за реализацию BRI, говорит глава бизнес-школы «Сколково» Андрей Шаронов.
Photo: Unsplash
Китайская грамота
Почему азиатский бизнес-подход бывает труден для восприятия
Образование, полученное в Азии, способствует лучшему понимаю этого специфического рынка, говорит директор шанхайского офиса Xiaolong Group Константин Бушуев. «У бизнесменов в Азии есть особенности. Главная, пожалуй, неоднозначность решений, нет четкого «да» или «нет, черного или белого: всегда приходится быть готовым к тому, что договоренности, достигнутые вчера, завтра окажутся недействительными», — делится он опытом работы в Китае.

Программы MBA и EMBA с ориентиром на азиатские рынки, по мнению предпринимателя, это не просто опыт в общении с азиатскими коллегами, а связи, которые сулят серьезные перспективы для бизнеса.

Источник: «Организационное поведение», д. соц. н., завкафедрой социологии организаций и менеджмента социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Сергей Барков
Национальные особенности бизнеса
Типологии национальных бизнес культур голландского социолога Герта Хофстеде и специалистов по кросс-культурному менеджменту Фонса Тромпенаарса и Чарльза Хэмпден-Тернера выделяют особенности поведения людей из разных культур, из которых можно создать условные портреты предпринимателей или менеджеров.
«Американцы»
«Европейцы»
«Азиаты»
«Россияне»
Одержимость успехом
Стремление к лидерству
Время — деньги
Жизнь ради работы
Ориентация
на материальное благополучие
Агрессивность, жесткость
на переговорах
Индивидуализм
Быстрое принятие решений
Много правил, инструкций
Пунктуальность
Порядок и аккуратность
Формально-деловой подход
Гармония работы и личной жизни
Равенство, социальные гарантии
Закон согласованного решения
Коллективизм
Ориентация на семью
Неравенство в отношениях
Затягивание переговоров
Хитрость
«Сохранение лица»
Уважение к старшим
Сочетание черт «американцев» и «азиатов» (индивидуализм и коллективизм)
Отсутствие установки соблюдать законы и правила
Высокая степень адаптации, быстрая реакция
на изменения
Повышенная склонность
к риску

Одержимость успехом
Стремление к лидерству
Время — деньги
Жизнь ради работы
Ориентация на материальное благополучие
Агрессивность, жесткость на переговорах
Быстрое принятие решений
Сочетание черт «американцев» и «азиатов» (индивидуализм и коллективизм)
Отсутствие установки соблюдать
законы и правила
Высокая степень адаптации,
быстрая реакция на изменения
Повышенная склонность к риску

Сочетание черт «американцев» и «азиатов» (индивидуализм
и коллективизм)
Отсутствие установки соблюдать законы и правила
Высокая степень адаптации,
быстрая реакция на изменения
Повышенная склонность к риску

Генеральный директор TalentTech Артем Кумпель согласен, что для неподготовленного российского бизнесмена местные обычаи деловой жизни могут показаться экзотическими. Например, высокий уровень коллективизма в Южной Корее выражается в частых совместных походах в караоке. «Регулярное посещение таких мероприятий может способствовать заключению сделок, поручению вам важных проектов и, соответственно, карьерному росту», — говорит он.
Бизнес-этикет построен на традиции конфуцианства, говорит Артем Кумпель: «Я долго не мог привыкнуть к тому, что при каждом обращении к коллеге нужно подчеркивать его опыт, статус и заслуги».
Скорость операционных действий азиатских управленцев сочетается с максимально долгим принятием решений.

При этом на переговорах южнокорейцы, например, не спорят, не выражают никаких эмоций.

Образование в Азии — это школа жизни и даже выживания, считает топ-менеджер TalentTech: вся система выстроена так, что без интенсивного обучения не добиться престижной работы.

По мнению Стивена Декрея (бизнес-школа «Сколково»), глобализация стирает эти различия: «Сама система управления бизнесом развивается и ориентируется на глобальный рынок. Люди могут работать в любой стране вне зависимости от политических или экономических границ. Одна из задач нашей программы EMBA for Eurasia как раз в том и состоит: научить людей легко преодолевать границы».
При выборе бизнес-образования необходимо учитывать те рынки, с которыми бизнесу предстоит работать в ближайшие 20 лет, говорит Сергей Мясоедов (РАБО).
По его словам, совмещение бизнес-практик разных рынков, объединение лучших бизнес-школ мира с локальными преподавателями способно дать управленцам ключевой навык — возможность думать глобально, а действовать локально, как того требует рынок.