— Какие задачи стоят перед ГТЛК при реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»?
— Основная цель нацпроекта — подтолкнуть регионы к проведению транспортных реформ, в том числе к заключению брутто-контрактов (когда перевозчику выплачиваются деньги за километры пробега общественного транспорта, а не за число перевезенных пассажиров. — РБК+), оборудованию новых остановок общественного транспорта и разработке продуманной всеобъемлющей маршрутной сети. Последнее требование очень важно, ведь сеть во многих регионах сформировалась хаотично в середине 1990-х годов и с тех пор не менялась.
В рамках нацпроекта регионы посылают заявки в Министерство транспорта РФ, где их оценивают на конкурсной основе. Производится ранжирование регионов по балльной системе — в зависимости от того, кто больше сделал шагов к транспортной реформе. По сути, речь о награде за стремление к реформе, а призом выступает новая техника со скидкой 60%.
ГТЛК выступает техническим агентом этой реформы. Фактически Минтранс ставит перед нами задачу по поставке в конкретный регион на точечный маршрут определенного количества автобусов, троллейбусов или трамваев. Например, в Пермь на маршрут № 22 необходимо поставить 40 автобусов. Мы проводим конкурсные процедуры, выбираем производителя в соответствии с пожеланиями регионов и, наконец, заключаем договор лизинга на транспорт с 60-процентным дисконтом.
В рамках нацпроекта нам предоставляются субсидии по 4 млрд руб. ежегодно в течение пяти лет. Речь о компенсации 60% от стоимости автобусов, троллейбусов или трамваев. Оставшиеся 40% мы должны дофинансировать сами. На текущий момент мы уже поставили в 17 регионов 1041 единицу техники, в том числе 835 автобусов, 163 троллейбуса и 43 трамвая. Общий объем инвестиций в закупку технику составил 16,7 млрд руб., из которых 9,3 млрд руб. было выделено из федерального бюджета, а 7,4 млрд руб. ГТЛК привлекла самостоятельно.