Москвич на двух колесах
Текст:
Александр Кочетов
Как в столице развивается велосипедное движение
Фото: Getty Images Russia
Партнеры проекта
Велосипед в Москве стал символом современных идей урбанистики. Еще семь лет назад в городе было лишь 9 км велодорожек, а сейчас двухколесный транспорт арендуют для поездок в офис и парки так же часто, как и в Нью-Йорке.
Фото:
Велобайк
В июле 2013 года в столице собрался на заседание совет Москвы по общественным пространствам — созданная незадолго до этого структура из чиновников, архитекторов и урбанистов. Совет создавался для определения внешнего облика города, а главным событием заседания стал доклад датского архитектора Яна Гейла (по итогам полуторагодового исследования российской столицы). Посетовав, что улицы и набережные находятся во власти автомобилистов, датчанин предложить отдать приоритет в центре Москвы пешеходам и велосипедистам. Так, в исследовании Gehl Architects содержались предложения расширить и озеленять тротуары, а также проложить велодорожки в радиусе 15 км от Красной площади. Для Москвы, где тогда было лишь 9 км велодорожек, идеи выглядели революционными. И хотя Тверская улица так и не превратилась в бульвар с пущенным посередине скоростным трамваем (как предлагал Гейл), львиную долю его идей воплотили в жизнь. Одним из главных символов урбанизма стало развитие велосипедного движения.
Двухколесная аренда
КАК МОСКВИЧЕЙ ПРИУЧАЛИ К БАЙКШЕРИНГУ
Отправной точкой можно считать 1 июня 2013 года, когда в Москве открылась первая сеть городского проката двухколесного транспорта «Велобайк». Премьера прошла на уровне: на велосипеде производства чешской компании Homeport по центру прокатился градоначальник Сергей Собянин, ранее призвавший чиновников «максимально серьезно» отнестись к предложениям Яна Гейла. Прокат заработал по системе байкшеринга: 500 велосипедов можно было брать и сдавать на любой из 30 автоматизированных станций проката.
Фото:
Велобайк
Впервые идея системы по совместному использованию велотехники была выдвинута Луудом Схиммельпеннинком в 1967 году: голландский общественник уже тогда ставил цель сократить автомобильный трафик на улицах Амстердама. Он предлагал расставить на уличных станциях 20 тыс. велосипедов, но до реализации его идея дошла лишь в 1999 году. Тогда на улицах Амстердама появилось 5 станций с 250 велосипедами, которые можно было брать с помощью смарт-карт голландского Postbank. Пилотный проект прожил недолго, но в 2002 году рекламная корпорация JCDecaux с помощью Схиммельпеннинка запустила схожий сервис в Вене (сейчас Citybike Wien), а затем проект Vélo'v в Лионе и парижский Vélib' — крупнейший в Европе.
От купцов до велобайка
Как приживался в России велосипед
Президент «Велобайка» ВТБ Максим Акимов поясняет, что в Москве система велопроката развивалась с теми же целями, что и в Европе. «Мы планировали разгрузить город от трафика и предоставить альтернативный и экологичный вид транспорта для коротких поездок. Попробовали и увидели, что это находит отклик у жителей и гостей столицы», — рассказывает он. По данным «Велобайка», к 2014 году в системе насчитывалось 150 станций и 1,5 тыс. велосипедов.

Параллельно в мэрии пытались пересаживать на велосипеды граждан, не охваченных прокатом. Чиновники озаботились созданием велопарковок у транспортных узлов, разрешили провозить велосипеды в наземном транспорте и стали поддерживать велопарады. В 2013 году по городу проехали 16 тыс. его участников; в 2016 году их число удвоилось, еще год спустя почти утроилось; добавились зимние веломероприятия, участников не смущал даже пятнадцатиградусный мороз. В 2016 году около 20% участников акции «На работу на велосипеде» заявили, что стали регулярно передвигаться на двух колесах именно после велопробегов.

Сергей Собянин и его заместитель Максим Ликсутов в 2015 году обещали, что схема размещения пунктов проката вскоре выйдет за пределы Центрального административного округа, дойдя до Южного и Юго-Западного. С целью побудить использовать велосипеды как транспорт станции стали стараться размещать не более чем в полукилометре друг от друга.

Фото:
Владимир Астапкович
РИА Новости
Судя по статистике «Велобайка», идею горожане оценили: в 2015 году велосипедами воспользовались уже 880 тыс. раз (против 105 тыс. прокатов годом ранее). В 2016 году к традиционной технике добавились первые 100 электровелосипедов. Сейчас их уже насчитывается 429 штук, в том числе обновленные электробайки B'Twin, где мотор «помогает» велолюбителю крутить педали на дистанции до 30–35 км. Гендиректор «Велобайка» ВТБ Анна Лебедева акцентирует внимание, что доплачивать за них не нужно: аренда электровелосипеда стоит те же 150 руб. в день или 350 руб. за уикэнд (при поездках до получаса). Со временем территория велосипедных парковок вышла не просто за пределы ЦАО и Третьего кольца, но и добралась до спальных районов. В частности, в 2019 году разжиться двухколесной техникой можно было на станциях проката в Алтуфьевском и Дмитровском районах, Западном Дегунино, Капотне, Лефортово и Марьино. У своих домов новые пункты в этом году обнаружили такжесжители Нагатино-Садовников, Нагатинского затона, Очаково-Матвеевского, Щукино, Москворечья-Сабурово и Братеево.

Более того, в 2019 году сеть городского велопроката стала работать за пределами МКАД. Взять велосипед в аренду можно у станций метро «Косино», «Новокосино», «Улица Дмитриевского», «Лухмановская» и «Некрасовка». На первом этапе запущено пять станций проката — по одной у каждой станции метро. В общей сложности пользователям доступно около 40 велосипедов.
«Прокатные велосипеды в Москве стали таким же видом транспорта, как автобус или трамвай. Поэтому, задача, которую нам поставил Мэр Москвы, велопрокат должен активно развиваться в отдалённых районах, чтобы жители могли использовать велосипед как транспорт первой и последней мили. В районе этих станций метро проживают более 300 тыс. москвичей».

Максим Ликсутов
Заммэра Москвы по вопросам транспорта
Сервис дает возможность москвичам покрутить педали в центре города или возле своего дома, и при этом снимается проблема хранения велосипеда в квартире. Анна Лебедева отмечает рост интереса горожан к сезонным абонементам (с 2014 года стоимость 1200 руб. или 1500 руб. со включенной страховкой при поездках до 45 минут). По словам Максима Акимова, выросла и интенсивность поездок: если в 2017 году каждый велосипед использовался в среднем четыре раз в день, то сейчас — семь раз в день. По данным «Велобайка», по итогам 2018 года на 430 станциях было расквартировано 4,3 тыс. велосипедов, сейчас — 528 точек и 5,5 тыс. двухколесных аппаратов.
ЧЕМ МОСКОВСКИЙ ВЕЛОСИПЕДИСТ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЕВРОПЕЙЦА
Фото: Getty Images
Куда путь держим
На руках у горожан находится порядка 5 млн велосипедов, говорит статистика продаж столичных магазинов, однако точных оценок все-таки нет. По данным «Велобайка», средний москвич берет в прокате велосипед на 27 минут и проезжает 3,2 км. Максим Акимов признается, что «достоверно вычислить цель поездки сложно», но уверен, что в будние дни их берут для «транспортных целей, поездок из точек А в точку Б». В 2019 году в будни велосипеды в прокате в среднем брали 27 тыс. раз, в выходные дни — 32,7 тыс. раз. «Вот эта дельта — использование в развлекательно-спортивных целях», — предполагает Акимов. «Если в первые годы поездки сосредотачивались вокруг рекреационных зон, скажем, у Парка Горького и ВДНХ, то сейчас они плавно распределены по городу», — добавляет Анна Лебедева.

При этом москвичи арендуют технику для поездок в офис и парки так же часто, как и в Нью-Йорке. По данным «Велобайка», в американском мегаполисе каждый велосипед сдается в среднем 6,5 раз в день, а в Москве — 6,8 раз. Впрочем, Акимов признается, что по «уровню велосипедизации Москве есть над чем работать».

27
минут составляет средний срок, на который москвичи берут велосипед в прокате, проезжая
3,2 км

Веломосква в цифрах
0,063
0,105
0,8
1,6
2,4
4,2
4,4
Количество поездок в городском велопрокате, млн
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
Источник: «Велобайк»
На конец года ожидается более 5 млн
В «Велобайке» оценивают «потенциал города» в 20–25 тыс. арендных байков, признаваясь, что сейчас покрывают лишь четверть потребностей. В случае выхода на подобные мощности Москва может догнать Париж, где сервис Vélib' оперирует 20 тыс. велосипедов (со стоимостью аренды €5 за 30 мин проката, при внесенном депозите €300). Обгоняет столицу РФ пока и Лондон, где сервис Santander Cycles располагает 13,6 тыс. байков при сопоставимых условиях аренды (£2 в день за поездки продолжительностью до получаса).

Президент Велотранспортного союза Игорь Налимов говорит, что ежедневно для поездок велосипеды в Москве используются в 0,5% случаев (в сравнении с другими видами транспорта), однако еще совсем недавно это были вообще сотые доли процента. В Лондоне, продолжает Игорь Налимов, этот показатель составляет 4% ежедневных поездок. В Велотранспортном союзе полагают, что британской столице удалось достичь таких показателей благодаря созданию сети велодорожек и выделенных велодорог из окраины города в центр. Некоторые эксперты считают, что у Москвы есть потенциал выйти на лондонский уровень. Примечательно, что в аргентинском Буэнос-Айресе власти смогли добиться показателя в 7% ежедневных поездок на велотранспорте за десять лет. Это произошло за счет развития инфраструктуры, снижения разрешенной скорости автомобилей и принятия норм, обязывающих организаторов массовых мероприятий предоставлять велопарковки.

В 2017 году портал HeadHunter проводил опрос москвичей о том, что заставило бы их пересесть на велосипеды для поездок на работу. В числе самых популярных ответов назывались велопарковки, велодорожки в своем районе и велополосы из спальных районов в центр Москвы. «Люди готовы пересаживаться на велосипеды лишь с разветвленной системой велодорожек», — отмечает Игорь Налимов.

25%
потребностей Москвы в прокатных
велосипедах покрывает сегодня «Велобайк». Потенциал города компания оценивает в 20–25 тыс. арендных байков

Фото:
Евгения Новоженина
РИА Новости
В 2020 году не исключен скачок интереса к велотранспорту в связи с возможностью провозить его на новых электричках системы МЦД.

Впрочем, и Москве, и всей Европе пока далеко до китайских масштабов, где популярны сервисы проката без станций, с возможностью оставлять велосипед в любом месте. Так, компания Ofo оперирует 10 млн велосипедов в 250 городах мира. Гендиректор «Велобайка» Анна Лебедева говорит, что присматривались к китайскому опыту, но сочли его «непоказательным для Европы и США из-за проблем с парковкой». «Скапливаются горы велосипедов у торговых центров и других мест. В Европе компании, вышедшие с похожей моделью, например, в Париже, получили просьбу покинуть город из-за неконтролируемого распространения велосипедов», — говорит она. В самом же Китае, по данным издания Foreign Policy, пекинские и шанхайские улицы в 2017 году назад напоминали «полосы препятствий» из велосипедов, а брошенную технику разорившихся операторов стали вывозить грузовиками за город, где образовались огромные велосипедные «кладбища». Максим Акимов «представляет», сколько велосипедов по такой системе «набросают у входа в Парк Горького». «Там и так пробки на Садовом кольце, большой поток пешеходов, а будет еще и велоколлапс», — рассуждает он. При этом в «Велобайке» собираются активно продвигать свои сервисы в регионах. По словам Максима Акимова, есть соответствующие соглашения с Санкт-Петербургом, Нижним Новгородом и другими российскими городами, но при этом ставится «цель охватить все крупные города» в России.

КАК БИЗНЕС УЧАСТВУЕТ В РАЗВИТИИ ДВУХКОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТА

Фото: Getty Images Russia
Велосипед: бизнес или нет
«Каждый год мы оптимизируем расходы, но надо понимать, что растет амортизация оборудования, ведь наши велосипеды непрерывно находятся в эксплуатации. Говорить о коммерческой составляющей не приходится. Это социальный проект. Насколько нам известно, все мировые системы велопроката сами себя не окупают. На сегодняшний день почти 90% всех прокатов в Москве завершаются в течение 30 минут, включенных в стоимость доступа и не требующих дополнительной оплаты», — говорит Максим Акимов. Финансирование проката осуществляется городом и банком ВТБ на паритетной основе. Ежегодно банк инвестирует средства на закупку оборудования. Город, разыгрывая госконтракт на обеспечение жителей услугами велопроката, обеспечивает операционные расходы.

Среди региональных особенностей Максим Акимов отмечает весьма низкий уровень показателей краж велотехники и вандализма в Москве по сравнению с другими мировыми столицами: «Можно отметить высокий уровень ответственности пользователей «Велобайка». Хотя бывают и кражи — совместно с правоохранительными органами мы проводим розыск велосипедов, но иногда приходится возбуждать уголовные дела. Максим Акимов напоминает, что система велопроката «не ограничивается техникой». «Запрос жителей и гостей города на регулярное использование велосипедов стал серьезным стимулом для развития городской велоинфраструктуры: велодорожек, велополос, велосветофоров, парковок для частных велосипедов. Это тоже инвестиции города, причем довольно крупные, — напоминает он. — Сейчас велосипедисты стали частью городской жизни и формируют позитивный, здоровый образ города». Как говорят эксперты, муниципалитеты всего мира выигрывают от подобных проектов, экономя на строительстве дорог и здравоохранении. Так, фонды здравоохранения в Голландии экономят ежегодно до €18 млрд благодаря тому, что люди ездят на велосипедах, реже болеют, дольше живут и дольше работают.

Правила пользования прокатом
Как работает велобайк