Будни малого
бизнеса
Текст:
Матвей Мишин
Фото: Getty Images
И тебя посчитали
Партнер проекта
Российский сегмент бизнес-мониторинга пополнился новым серьезным проектом, который, по замыслам его инициаторов, будет регулярно давать рынку актуальную картину о ситуации в сегменте малого бизнеса и самозанятых.
Фото: Getty Images
Разговоры о необходимости развития и стимулирования малого бизнеса в России идут с момента его зарождения в нашей стране в конце 1980-х — начале 1990-х. Однако системная работа в этом направлении ведется государством с 2019 года, когда стартовал профильный национальный проект.

При этом бизнес по-прежнему продолжает испытывать трудности. Помочь в перенастройке государственных мер поддержки, оперативному изменению коммерческих и банковских инструментов можно, опираясь на глубокий и системный анализ предпринимательской среды, ее актуальных запросов и потребностей.

40%
целевой показатель доли малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте России к 2025 году. Доля МСП в ВВП развитых стран, по оценкам Института экономики роста, находится в пределах 50–60%.
Информационный дефицит
В России существует целый ряд систем мониторинга малого бизнеса, говорят эксперты. Организации предпринимают попытки создать общую релевантную картину. Но каждое исследование отражает определенный количественный или качественный срез.

Аналитика Министерства экономического развития позволяет нам видеть динамику создания и развития МСП, продолжительность жизни компаний, развитие отдельных сегментов бизнеса. Только в системе нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» 13 верхнеуровневых показателей, отмечает заместитель министра экономического развития Татьяна Илюшникова.

Однако, регулярных системных исследований настроения бизнеса на рынке нет. Как замечает заместитель председателя правления Сбербанка Анатолий Попов, получается либо нерегулярно, либо очень фрагментарно. Сегодня изучением и аналитикой предпринимательской деятельности в России занимаются государственные и профессионально-общественные организации, деятельность которых непосредственно связана с развитием МСП, к примеру Корпорация МСП, «Опора России», Торгово-промышленная палата; либо специализированные агентства, проводящие исследования по заказу на нерегулярной основе, — НАФИ, Институт фонда «Общественное мнение», «Эксперт РА».

Прошлогодней весной от изучения российского рынка отказался Глобальный мониторинг предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitor, GEM), который исследовал предпринимательскую активность в нашей стране, сравнивая ее с мировой практикой. При этом у GEM тоже были недостатки: исследование выходило один раз в год и в последнее время на фоне турбулентности экономики уже не отражало актуальную картину. Кроме того, GEM был в основном сфокусирован на анализе намерений открыть бизнес.

Фото: Getty Images
В качестве одного из регулярных исследований деловой активности эксперты называют индекс RSBI, который с 2014 года ежемесячно оценивают «Опора России» совместно с ПСБ, исследуя — через опросы предпринимателей — четыре бизнес-параметра: продажи, инвестиции, кадры, доступность финансирования.

«Сейчас гораздо важнее оценки потенциала становится понимание актуальной ситуации как для малого бизнеса, так и для самозанятых: проблемы и потребности, настроения и планы, реакция на текущую экономическую ситуацию, риски», — говорит Анатолий Попов.

На первое место сегодня выходит не сравнение с другими странами (на которые изначально ориентирован GEM), а ситуация внутри самой России. Очень важным становится своевременность получения информации, что требует увеличения частоты проводимых замеров. Россия — страна сложноустроенная в географическом отношении, поэтому отдельную важность приобретает понимание ситуации с предпринимательством в регионах.
Заполнение пробелов
И рынок, и государственные органы власти нуждаются в комплексном систематическом и регулярном исследовании МСП, где акцентированное внимание будет уделено масштабным, но при этом наименее транспарентным сегментам: малому и микробизнесу (ММБ), а также индивидуальным предпринимателям и самозанятым, отмечает Татьяна Илюшникова: «Именно поэтому мы поддержали инициативу «Сбера» по организации совместного системного исследования МСП».

«У нас накопилась большая внутренняя экспертиза в этой части. «Сбер» является крупнейшим игроком на рынке кредитования МСП. Наша рыночная доля более 40%», — говорит Анатолий Попов.

Предприниматели и самозанятые — это самая инициативная часть населения, считает генеральный директор Института фонда «Общественное мнение» Александр Ослон: «Это источник и драйвер социально-экономической активности в стране». Поэтому сейчас, по словам эксперта, особенно важно понимать ситуацию, настрой, планы, трудности, с которыми эти две группы сталкиваются, в какой помощи от государства нуждаются, чтобы создать им условия для уверенного и динамичного развития.

Осенью 2022 года было принято решение о запуске нового исследовательского проекта ПРИМ — «Предприниматели России: исследовательский мониторинг». В фокусе этого проекта не только бизнес, но и люди в бизнесе, говорит Анатолий Попов: «Концепция исследования находится на стыке экономики, социологии и психологии предпринимателей. Мы исходили из того, что никто лучше них самих не может описать тот субъективный взгляд, который складывается с учетом знаний и мнений каждого, актуальных проблем, настроений, ожиданий, разочарований, планов, отношений с партнерами, поставщиками и потребителями».

Участники ПРИМ
Партнерами по организации исследования ПРИМ стали «Сбер», Минэкономразвития России и ФОМ (Институт фонда «Общественное мнение»), который занимается темой МСП с 1994 года. В 2020 году ООО «ИнФОМ» запустило репрезентативную Панель малого бизнеса, позволяющую проводить корректные с научной точки зрения опросы предпринимателей. Именно на ней будет проводиться ПРИМ в части изучения уже состоявшихся предпринимателей.

Со стороны государства участие в проекте принимает Министерство экономического развития РФ в лице департамента инвестиционной политики и развития малого и среднего предпринимательства, а также курирующей тему МСП замминистра Татьяны Илюшниковой.

Еще один участник проекта, представляющий научное сообщество, кафедра стратегического и международного менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, специалисты которой ранее участвовали со стороны России в GEM, что обеспечит некую преемственность в отношении работы в РФ глобального института.

Исследование ПРИМ состоит из трех частей. Первая — это ежеквартальное изучение положения ММБ, включая опрос более 600 предпринимателей в квартал. Вторая — изучение ситуации в сфере самозанятых, которое будет проводиться два-четыре раза в год путем опроса до 2,4 тыс. человек, для которых работа на себя является основным родом деятельности. Также раз в год проводится блок исследований по выявлению ранней предпринимательской активности — путем опроса более 2 тыс. респондентов в возрасте 18–64 лет. «Можно сказать, что благодаря нашему исследованию рынок всегда сможет видеть актуальную картинку ситуации в малом бизнесе», — говорит Анатолий Попов. «Мы верим, что наш проект имеет все шансы на успех и займет свою рыночную нишу», — считает руководитель группы Финансовое поведение Института фонда «Общественное мнение» Людмила Преснякова.
На основании исследования будет формироваться ряд индексов: индекс ситуации в бизнесе, индекс экономических настроений, индекс отношения государства к малому бизнесу.
Еще одной особенностью исследования является ежеквартальная переменная часть, которая позволит в рамках работы не только анализировать динамику постоянно запрашиваемых показателей, но и получать результаты по наиболее актуальным в текущий момент аспектам: к примеру, импортозамещение, цифровизация, бизнес-образование.

Инициаторы проекта рассчитывают, что ежеквартальное совместное представление итогов исследования рынку со стороны участников процесса, в котором есть банк, как крупнейший финансовый институт, государство в лице курирующего министерства, крупнейший исследовательский фонд и другие партнеры, позволит всем сторонам оперативно сверять полученные результаты и предпринимаемые для улучшения ситуации меры. «Мы хотим, чтобы наше исследование, с одной стороны, давало объективную картину ситуации в этом секторе экономики, с другой имело возможность донести текущие проблемы до общества и государства. Как следствие, мы ожидаем быстрого реагирования на возникающие запросы рынка», говорит Анатолий Попов.
Татьяна Илюшникова
заместитель министра экономического развития РФ
Совместная работа с крупными компаниями и банками позволяет консолидировать возможности в реализации мероприятий для бизнеса. Совмещение исследовательских ресурсов и данных также помогает расширять и донастраивать меры поддержки бизнеса. В 2022 году по крупнейшей банковской программе с господдержкой «1764» предприниматели получили 53 тыс. кредитов на общую сумму 507,6 млрд руб., из них 33,3 тыс. кредитов на сумму 204,2 млрд руб. — в Сбербанке.
Ключевые задачи ПРИМ
  • изучение текущей ситуации в бизнесе, включая оценку финансового положения компаний, наличие проблем, причины тех или иных изменений
  • оценка условий ведения бизнеса, отношения бизнеса к государству, включая востребованность мер господдержки
  • ожидания бизнеса от банков и других участников финансового рынка, востребованность тех или иных видов продуктов и мер поддержки
Анатолий Попов
заместитель председателя правления Сбербанка
Для партнеров проекта и всего рынка результаты исследования — это прежде всего маркер, который позволяет в оперативном режиме видеть текущую ситуацию в бизнесе и дает возможность принимать оперативные решения по текущим стратегиям работы с бизнесом: корректировка и ценообразование наиболее востребованных продуктов и сервисов, изменения в законодательстве, а также запуск новых мер поддержки как со стороны государства, так и со стороны банка.
Рисунки первой волны
Фото: Getty Images
В начале февраля были опубликованы итоги первого опроса в рамках ПРИМ, который проводился среди представителей микро- и малого бизнеса. В частности, выяснилось, что к осени 75% российских предпринимателей в этом сегменте в целом справились с экономическими трудностями.
Оценка бизнесом своего финансового положения
56%
Удовлетворительное
19%
Хорошее
24%
Плохое
Основные проблемы, которые пришлось преодолевать, — рост цен у поставщиков и проблемы с поставками, в том числе из-за рубежа, падение потребительского спроса, сокращение объемов производства. Сложности в связи с прекращением поставок материалов и товаров из недружественных стран из-за санкций, согласно результатам ПРИМ, коснулись половины компаний ММБ. При этом большинство из них — 81% — рассказали, что уже нашли решения: 39% компаний наладили новые каналы поставок из Китая, 23% — из стран Содружества независимых государств, 13% — из Турции. При этом очень существенная часть респондентов (33%) перешла на закупки необходимых продуктов внутри России.
Фото: Getty Images
В рамках исследования также была проведена оценка эффективности и востребованности мер господдержки с точки зрения предпринимателей. На первом месте с 51% голосов оказались специальные налоговые режимы, к примеру, такие, как упрощенная система налогообложения (УСН) и автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН). Льготные кредиты отметили 42% бизнесменов, налоговые льготы — 39%. Выяснилось также, что УСН и АУСН в основном предпочитают компании с небольшим количеством сотрудников, а, скажем, в налоговых льготах в большей степени заинтересованы представители производственных отраслей.

В целом больше половины компаний ММБ (58%) знают о мерах поддержки государства, принятых за последний год, но только 26% из них считают, что они эффективны.

Какой поддержки малый бизнес ждет от банков, финансовых и иных сервисных компаний
60%
Кредиты по льготным ставкам
44%
Льготная рекламная поддержка
33%
Содействие в выходе на новые рынки
Потребность в заемных средствах есть у 36% компаний. Бизнес готов брать кредиты по ставкам от 5 до 10% годовых (14% респондентов), а также 5% и менее (12%).
Первый этап ПРИМ также показал высокую вовлеченность российских компаний ММБ в цифровизацию
94%
Участников исследования так или иначе используют цифровые решения для бизнеса, в частности сервисы для онлайн-коммуникаций, электронный документооборот и электронную подпись.
59%
Предпринимателей видят пользу от применения цифровых сервисов, которая выражается в быстроте, оперативности и экономии времени, а также в удобстве пользования и возможности облегчить работу.
По словам Анатолия Попова, ПРИМ выходит далеко за рамки «Сбера». Этот проект предназначен для всего рынка и прежде всего для государственных органов, участников предпринимательских объединений и сообществ, которые своими действиями и решениями могут влиять на положение МСП в нашей стране, говорит он.
Фото: Getty Images
Реклама, рекламодатель: ПАО СБЕРБАНК, https://www.sberbank.ru/ru/person