Век учения
Текст:
Марина Журавлева
Фото: Getty Images Russia
Партнер проекта
Как потребность в Lifelong Learning трансформирует образование
Цифровизация меняет запросы рынка труда. Освоению востребованных навыков способствует инициированное государством создание цифровой образовательной среды.
Квалификационная яма
и кадровый голод
Как рынок труда реагирует на цифровизацию
Современный этап технологического развития создает новые секторы экономики, а соответственно, и рабочие места. В Европе, по данным Всемирного банка (ВБ), технологические изменения привели к появлению 23 млн новых рабочих мест в период с 1999 по 2016 год, обеспечив почти половину общего прироста занятости.

Растет спрос на сотрудников, способных выполнять нестандартные когнитивные задачи, отмечают в ВБ: «От маркетолога могут потребовать умения писать алгоритмы, а выпускник физического факультета может получить место трейдера в финансовой отрасли».

При этом сегодня увеличивается число вакансий с высокой и низкой квалификацией и сокращается востребованность специалистов среднего звена с узкопрофессиональными навыками. Работодатель все чаще не может найти необходимого специалиста, в то время как люди с достаточным опытом и образованием сталкиваются с невостребованностью, отмечают авторы доклада «Массовая уникальность. Глобальный вызов в борьбе за таланты» международной The Boston Consulting Group (BCG). По оценкам BCG, в России не у дел могут остаться 33,9 млн профессионалов.
Фото: Пресс-служба НИТУ «МИСиС»
По данным международной рекрутинговой компании Hays, 38% работающих в России компаний испытывают нехватку специалистов, 53% из них — в ИТ-секторе.

Период устаревания технических знаний по сравнению с серединой прошлого века сократился с десяти до двух–пяти лет, отмечают в BCG. Темп развития технологий значительно превышает возможности системы образования по их внедрению: полученные на первом курсе знания устаревают к моменту выпуска, отмечает директор по взаимодействию с вузами Mail.Ru Group. Сергей Марданов. Это потребует сокращения образовательных программ (за исключением фундаментальных наук) и их персонализации, считает он: «Универсальную программу создать невозможно — каждый будет сам выбирать необходимые навыки в зависимости от своих карьерных и профессиональных приоритетов».

Минобрнауки РФ в рамках нацпроекта «Образование» и приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ» создает условия для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех граждан страны.
Михаил Котюков
Министр науки и высшего образования Российской Федерации
«Запрос на более гибкие образовательные программы, персональные траектории развития со стороны общества очевиден. Об этом свидетельствует рост популярности обучающего онлайн-контента. Частота, с которой появляются технологические инновации, ставит систему образования перед вызовом: суметь обеспечить очень быструю передачу знаний людям разных возрастов.
Развернуть
Одной из задач, решаемых Минобрнауки России, является создание условий для развития качественного и доступного онлайн-образования, способствующего расширению возможностей для самосовершенствования как студентов, так и людей, уже имеющих профессию. Внедрение в отечественных вузах элементов модели «цифрового университета», направленное на формирование условий для реализации студентами индивидуальных образовательных траекторий, позволит развить у обучающихся компетенции, помогающие подстраиваться под постоянные изменения рынка труда: быть готовым учиться на протяжении всей жизни и уметь работать в команде для решения самых разных практических задач».
В частности, образовательный портал online.edu.ru (запущенный в рамках проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ») не только выступает в роли агрегатора массива качественных онлайн-курсов и образовательных платформ, но и формирует новую модель взаимодействия вузов, работодателей и специалистов.
Цели формирования современной цифровой образовательной среды в РФ
>11 млн
граждан должны быть охвачены онлайн-образованием к 2025 году
онлайн-курсов по программам среднего, высшего и дополнительного образования будут созданы с привлечением ведущих разработчиков как из государственных структур, так и бизнес-сообщества
региональных центров компетенций в области онлайн-обучения будут созданы для переподготовки преподавателей вузов и колледжей
3,5 тыс.
10
преподавателей и экспертов в области онлайн-обучения пройдут подготовку
10 тыс.
Трудовая порука
ПОЧЕМУ ВСЕМ ПРЕДСТОИТ УЧИТЬСЯ ВСЮ ЖИЗНЬ
Большая часть детей, поступивших в начальную школу в 2018 году, будет работать в профессиях, которые еще не существуют, отмечают авторы доклада The Changing Nature of Work (2019) Всемирного банка.
Эволюция профессий: какие специальности порождает технологический прогресс
Начальник управления по привлечению и развитию персонала «Северстали» Ольга Митрофанова отмечает, что уже сейчас компании приходится конкурировать за привлечение ИТ- и digital-специалистов не только с другими металлургами, но и с Mail.Ru Group, «Яндексом» и сектором FMCG. «Все реже требуются «знатоки» с большим массивом знаний — важнее научить специалиста находить необходимую информацию и применять ее на практике», — говорит Ольга Митрофанова.

Высокотехнологичные отрасли требуют подготовки кадров со школьной скамьи, отмечает директор корпоративного университета «Сибура» Наталья Ямщикова. По ее словам, предприятие обеспечивает себе кадровый резерв за счет адресной работы со школьниками, которых предприятие продолжает сопровождать и в вузе.
Ключевые показатели федерального проекта «Кадры для цифровой экономики»:
120 тыс.
новых ИТ-специалистов должны выпустить вузы на рынок в 2024 году; предполагается, что ежегодно набор на программы высшего образования в этой сфере будет расти
на 10 тыс. человек
ИТ-специалистов должно появиться в результате переобучения уже работающих граждан
государственных вузов должны внедрить элементы модели «Цифровой университет» для реализации студентами индивидуальных образовательных траекторий
270 тыс.
100%
Конкуренция на рынке труда мотивирует работодателей внедрять принципы Lifelong Learning, говорит директор Центра трансформации образования «Сколково» Ольга Назайкинская. Последние 20 лет бизнес активно вкладывается в развитие корпоративных университетов, тренинговых центров, а в последнее время и кооперируется со школами и университетами.
«НИТУ «МИСиС» готовит ученых и инженеров будущего, лидеров цифровой экономики, обладающих глубоким пониманием актуальных технологий, развитыми «мягкими» навыками, способных в совместной работе решать важнейшие научно-технологические задачи национального и глобального масштаба.

Алевтина Черникова
Ректор НИТУ «МИСиС»
Развернуть
Внедрение цифровых инструментов в процесс обучения — это прекрасная возможность повысить качество и эффективность образовательного процесса, персонифицировать его, создать условия для формирования компетенций, необходимых в быстро меняющемся мире, — мотивацию на постоянную самореализацию и готовность учиться непрерывно. Авторские онлайн-курсы, созданные лучшими преподавателями университета совместно с ведущими специалистами наших бизнес-партнеров, представлены на отечественных и зарубежных образовательных ресурсах. Общее количество слушателей электронных курсов НИТУ «МИСиС» составляет более 100 тыс. человек».

«ИТ-индустрия стремительно развивается, и профессиональный рост и обучение на протяжении всей жизни — must have для отраслевого специалиста. Работодатели все чаще смотрят на практические навыки и реальное портфолио. Если у соискателя свое приложение в магазине приложений — других рекомендаций и не надо. И в этом смысле онлайн-курсы расширяют возможности студентов, позволяют получить дополнительные навыки.

Светлана Юн
Руководитель образовательных программ Исследовательского центра Samsung
Развернуть
Привычку самостоятельно учиться необходимо тренировать с детства, мы видим, как это работает на примере нашей ИТ-школы для старшеклассников. Вузы наряду с баллами ЕГЭ ценят в абитуриентах проектное мышление, практические знания и способность к самообучению. В этом году сертификаты нашей школы давали преимущества при поступлении в 19 университетах».

«Традиционное планирование жизни и карьеры не работает в условиях глобальной экономики. Карьера больше не развивается линейно. Большинство молодых специалистов уже сейчас в своей профессиональной деятельности зачастую делают не то, что они планировали. Задача университета — помочь студентам понять, что их вдохновляет, что вызывает настоящее любопытство и дать им возможность получить опыт в реальной жизни.

Фарук Дей
Заместитель проректора по интегративному обучению и планированию жизнедеятельности Университета Джона Хопкинса, США
Развернуть
Доступ к интегративным программам — стажировкам, неполной занятости, проведению исследований, волонтерству, обучению за рубежом — и грамотный ментор, который окажет поддержку, позволят создать для студентов индивидуальные траектории профессионального развития. Причем такой подход должен охватывать всех студентов, а не действовать по запросу».
Отдельные компетенции компании готовы развивать своими ресурсами, говорит Ольга Назайкинская: «Но и человек, заинтересованный в карьере, должен быть готов инвестировать в образование собственные средства и время». Государство, по ее мнению, может способствовать, создавать условия ответственного отношения людей к своему будущему. В частности, в условиях ограниченных финансов и времени у работающего населения развивать современные инструменты онлайн-образования для развития новых компетенций и обучения на протяжении всей жизни.
«Развитие информационных технологий открывает новые возможности для образования. Например, кенийский атлет, чемпион мира 2015 года Джулиус Йего самостоятельно научился метать копье, просматривая ролики на YouTube. В это сложно поверить — нам кажется, что обязательно должны быть тренировки и живое общение с тренером. Более мотивированные студенты могут успешно учиться онлайн, другим нужна структура и личное общение, им больше подходит очное обучение. В будущем будут существовать обе эти модели.

Барбара Окли
Автор онлайн-курса Learn How to Learn («Учимся учиться») с более чем 2,5 млн слушателей, ученый в области нейронауки, профессор инженерных наук Университета Окленда, США
Развернуть
Преимущество онлайн-образования — эффект масштаба. Половина учителей имеют навыки ниже средних, и, если улучшить качество образования с помощью учебных онлайн-материалов, можно повысить уровень образования для всех студентов».

«Профессии стремительно видоизменяются, и традиционные учебные учреждения должны иметь в своем распоряжении средства следующего поколения, чтобы направлять людей и помогать им сменить сферу деятельности. Помощь эта заключается не только в возможности выбора новой специальности, но и в персонализации образовательного процесса.

Закари Пардос
Доцент кафедры образования и информации Калифорнийского университета Беркли, США
Развернуть
Необходимо делать более гибкой систему присвоения академических степеней: в упрощенном порядке засчитывать пройденные онлайн отдельные дисциплины, чтобы учащийся мог сменить специальность и полученные им знания были засчитаны. Сейчас, чтобы получить новую степень, зачастую нужно фактически проходит все с нуля».
КАК РАЗВИВАЕТСЯ СОВРЕМЕННАЯ ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
Фото: Пресс-служба НИТУ «МИСиС»
Доступные знания
Задача государства — обеспечить равные образовательные возможности для граждан и создать экосистему для всех участников рынка труда, говорит руководитель Центра компетенций по кадрам для цифровой экономики национальной программы «Цифровая экономика РФ» Олег Подольский.

Образовательные онлайн-технологии, по его словам, это инструмент массового обучения, они дешевле и доступнее для обучающихся и изначально ориентированы на быстрое освоение новых компетенций.

Желающему сменить профессию или развить новые навыки портал-агрегатор online.edu.ru в режиме «одного окна» предлагает достаточно обширный выбор онлайн-курсов, в том числе от ведущих вузов (НИУ ВШЭ, НИТУ «МИСиС», МФТИ, МГУ, ИТМО и др.), популярных образовательных онлайн-платформ (Stepik, «Нетология», «Универсариум» и т.д.) и работодателей. На портале представлены онлайн-курсы, созданные в рамках самых разных направлений подготовки и охватывающие широкий спектр профессиональных интересов — от введения в историю искусства и социальной психологии до новых материалов и биотехнологий, базовых и продвинутых курсов программирования, в том числе под потребности конкретных работодателей.

Что предлагает портал-агрегатор online.edu.ru сегодня:
39
образовательных онлайн-платформ на единой площадке
онлайн-курсов
вузов — участников проекта
>1100
>120
слушателей
>1 млн
В перспективе с помощью портала online.edu.ru бизнес получит доступ к гибкому инструментарию поиска и подготовки кадров, отмечает врио директора департамента информационных технологий в сфере науки и высшего образования Антоний Швиндт: «Во многих крупных компаниях существует система корпоративного обучения, которую можно успешно интегрировать в единую цифровую образовательную экосистему — подключить к порталу-агрегатору обучающие платформы компаний или заказывать разработку необходимых онлайн-курсов в университетах».

Работодатели с помощью сервиса, например, могут выбрать онлайн-курс, соответствующий их потребностям в компетенциях работника, и рекомендовать для прохождения (даже если они не принимали участие в его разработке) соискателю, претендующему на новую должность.

Фото: Пресс-служба НИТУ «МИСиС»
Потребность в такой площадке назревала давно, говорит Сергей Марданов из Mail.Ru Group: «Портал можно сравнить с большим маркетплейсом образовательных продуктов. Пользователям удобно иметь единую точку входа для поиска нужной информации о требуемом курсе». Кроме того, по его словам, online.edu.ru способствует выстраиванию обратной связи между бизнесом и системой образования: «Автоматизация взаимодействия компаний, вузов и государства на базе единой платформы возможна, но она не заменит существующих индивидуальных договоренностей, требующих учета слишком большого количества деталей».

Возможность бизнеса заявить о своих потребностях может стать своеобразным гайдлайном для усовершенствования образовательных стандартов, надеется Ольга Митрофанова («Северсталь»). А студентам будет проще встроиться в работу предприятия, если они будут проходить обучение в условиях, максимально приближенных к будущему месту работы как по оснащению, так и по уровню требований. Это одно из условий эффективной мотивации, отмечают эксперты.

87%
студентов позитивно относятся к интернет-технологиям, позволяющим удаленно проходить обучение и тестирование
преподавателей вузов и колледжей поддерживают процесс внедрения обязательных онлайн курсов/модулей
работодателей считают, что развитие онлайн-образования — одно из ключевых условий решения задачи по модернизации профессионального образования
80%
68%
Цифровые партнеры
Поиск стимулов к обучению новым навыкам у широкой массы населения — один из главных вопросов, которые сегодня пытается решить образовательное сообщество во всем мире, говорит Олег Подольский. В рамках нацпроекта «Цифровая экономика» отраслевое сообщество, в частности, апробирует цифровые сертификаты как один из инструментов мотивации профессионального развития человека. Первые 5 тыс. сертификатов на 10 тыс. руб. каждый должны быть выданы уже в этом году, эти средства соискатель сможет потратить на софинансирование очного или онлайн-обучения по ИТ-специальностям.

Анализ «цифрового следа» пользователей единого образовательного онлайн-ресурса online.edu.ru также может стать ключом к пониманию потребностей целевой аудитории, полагает Ольга Назайкинская (Центр трансформации образования «Сколково»).

Социальные ожидания студентов российских вузов относительно будущего онлайн-образования*
Курсы на будущее: чему можно бесплатно научиться на портале online.edu.ru